Версия для печати 9030 Материалы по теме
Новые формы взаимодействия власти и налоговой службы

суворова
Нацеленность на конкретный результат, осознание уровня ответственности перед страной и каждым ее гражданином за четкое выполнение законодательства учат налоговиков работать в тесном взаимодействии с органами власти по целому ряду направлений. Именно такое сотрудничество сложилось на Смоленщине. Галина Алексеевна СУВОРОВА, руководитель УФНС России по Смоленской области

Основной задачей налоговой службы, как известно, является обеспечение доходов бюджетной системы всех уровней. Результаты проводимой работы отражаются в цифрах. Поступления налоговых доходов консолидированного бюджета Смоленской области за девять месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличились на 2 млрд руб. (16,4 %) и составили 14,3 млрд руб. Причем стабильный рост доходов был обес­печен по всем доходным источникам:

  • налог на прибыль организаций — рост в 1,4 раза, или на 1306,5 млн руб.;
  • налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — на 20,9 %, или 80,6 млн руб.;
  • налог на доходы физических лиц — на 8 %, или на 454,5 млн руб.;
  • транспортный налог — на 15, 7 %, или на 60,1 млн руб.;
  • единый налог на вмененный доход — на 7,7 %, или на 33,8 млн руб.;
  • налог на имущество организаций — на 7,2 %, или на 75,9 млн руб.

За статистическими данными стоит большой труд налоговой службы, региональных и местных властей. Четкая координация совместных действий, поиск неиспользованных резервов — залог планомерного пополнения доходной части бюджета. В рамках полномочий, предоставленных законодательством органам власти, можно в значительной степени влиять на процесс налогового администрирования. Но как добиться взаимопонимания с властями?

Информационное взаимодействие

Прежде всего в рамках подписанного между УФНС России по Смоленской области (далее — Управление) и администрацией Смоленской области соглашения налажено продуктивное информационное взаимодействие, необходимое для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Регулярно Управление представляет Департаменту бюджета и финансов администрации Смоленской области сведения, необходимые для оптимизации совместной работы, а именно данные о поквартальном распределении поступлений доходов, об уточненных поступлениях доходов, прогнозе поступления доходов и др. Стоит отметить, что подобный обмен информацией происходит также между Управлением и местными администрациями области.

Взаимодействие на законодательном уровне

Взаимодействие продолжается и на законодательном уровне. Во-первых, изменения в налоговой политике являются основанием для своевременного пересмотра областных законов и нормативных актов органов местного самоуправления, принятия новых документов, направленных на стабилизацию экономики и обеспечение положительных темпов экономического роста. Во-вторых, эффективная работа налоговиков позволяет депутатам вносить поправки в важнейший документ субъекта — Закон «Об областном бюджете». Увеличивая доходную часть регионального бюджета, мы увеличиваем его расходы в том числе и на социальные нужды жителей Смоленщины. В-третьих, наши предложения всегда находят отклик в администрации области, в Смоленской областной думе, муниципалитетах. В качестве примера приведу такой факт: налоговики не только инициировали принятие областного закона о дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам, но и активно участвовали непосредственно в подготовке проекта этого документа в составе специально созданной группы. Результатом совместного законотворчества стал проект областного закона «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по транспортному налогу», который рассмот­рен и принят депутатами в первом чтении. Данный законопроект предлагает признать безнадежными к взысканию недоимку и задолженность по пеням и штрафам по транспортному налогу с физических лиц при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в случаях, установленных п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; в случае смерти налогоплательщика; задолженность по уплате пеней, со дня образования которой прошло более трех лет при отсутствии задолженности по уплате налога. Принятие данного закона позволит сократить задолженность до реальных к взысканию сумм и создать объективную базу для прогнозирования доходов областного бюджета.

Кроме того, сотрудники Управления регулярно участвуют в процессе рассмотрения поправок к уже принятым законам. Каждый наш пакет предложений детально рассматривается на заседаниях профильных комиссий, при принятии решений в ходе очередной сессии Думы. Было услышано и наше обращение об освобождении от уплаты земельного налога участников Великой Отечественной вой­ны. Соответствующие нормативно-правовые акты на сегодняшний день уже приняты более чем в 70 муниципальных образованиях области.

Налоговый паспорт области

Сотрудники Управления также разработали налоговый паспорт области. Он формируется ежегодно и отражает основные показатели социально-экономического развития региона. Стоит заметить, что это не просто свод цифр, а комплексная характеристика всего областного потенциала. В основу составления паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы, позволяющий более обоснованно подходить к прогнозированию поступлений во все уровни бюджетов как в условиях действующего законодательства, так и с учетом его возможного изменения. Это эффективный информационно-аналитический инструмент, который мы предоставляем администрации Смоленской области.

Немаловажное направление в совместной работе налоговиков и представителей администраций — создание благоприятного инвестиционного климата. Если задача органов власти — привлечение инвесторов, то наша — организация работы с ними, то есть своевременное информирование, создание определенности условий ведения экономической деятельности.

Подготовка к юбилею

В 2013 году нас ждут большие торжества, посвященные 1150-летию города-героя Смоленска. Предъюбилейная подготовка для региона не только приятные хлопоты, но и большая ответственность. Масштабность задач и короткий срок их реализации требуют мобилизации сил и особого внимания к контролю за постановкой на налоговой учет организаций, временно ведущих ремонтно-строительную деятельность на территории области в рамках Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания города Смоленска.

Смоленской областной думой было озвучено предложение о координации действий налоговых органов и соответствующих департаментов администрации Смоленской области в целях эффективного контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в областной бюджет этими организациями. В результате мы наладили полноценный информационный обмен. Как только очередные итоги конкурсов на выполнение ремонтно-строительных и иных работ становятся известны, налоговые органы принимают их во внимание и начинают в соответствии с законодательством осуществлять контроль за деятельностью указанных организаций. Результат наших совместных усилий не заставил себя долго ждать — в бюджет региона своевременно и в полном объеме возвращаются немалые суммы.

МФЦ

Одна из важнейших функций налоговой службы — своевременное информирование налогоплательщиков обо всех изменениях законодательства. Начиная с 2011 года специалисты межрайонной инспекции ФНС России по Смоленской области № 1 принимают непосредственное участие в работе Рославльского многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ), созданного администрацией Смоленской области. В рамках подписанного с МФЦ соглашения сотрудники инспекции информируют граждан по вопросам федерального и регионального законодательства, выдают физическим лицам справки об отсутствии у них задолженности по налогам, предоставляют необходимую информацию по запросам налогоплательщиков, оказывают помощь в заполнении налоговых деклараций.

Личное участие сотрудников налоговых органов в работе многофункционального центра не только унифицирует процедуры предоставления государственных услуг, но и повышает качество информационного обеспечения налогоплательщиков. Электронный документооборот ускоряет необходимые процедуры, позволяет передавать документы одним нажатием клавиши, отслеживать, на какой стадии проработки они находятся. Учитывая положительный опыт взаимодействия в рамках работы Рославльского МФЦ, налоговые органы Смоленщины выступили с предложением об участии в работе еще трех МФЦ, создаваемых администрацией области.

Борьба с теневыми доходами

Следующее направление совместной работы, которое приносит бюджетам дополнительные поступления, — борьба с теневыми доходами. К сожалению, на Смоленщине, как и в других регионах, есть плательщики, использующие различные схемы минимизации налогов. Побудить налогоплательщиков в добровольном порядке исполнить свои налоговые обязательства в полном объеме призваны специально созданные при главах администраций муниципальных образований межведомственные комиссии по легализации объектов налого­обложения. В 2011 году их деятельность значительно активизирована, что позволило достичь определенных успехов в пополнении и областного бюджета, и бюджетов муниципальных образований за счет увеличения собираемости налога на прибыль организаций, НДФЛ, имущественных налогов и соответственно повысить социальные гарантии и права граждан. За девять месяцев 2011 года в список для работы по легализации теневой заработной платы было включено 1236 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума, установленного в Смоленской области. Результатом работы комиссий явилось повышение заработной платы до величины прожиточного минимума 558 работодателями, что составило 90,9 % от числа заслушанных на комиссиях. Благодаря данной работе за девять месяцев 2011 года дополнительные поступления НДФЛ составили 7,2 млн руб. Продолжается работа с убыточными организациями, количество которых по итогам 2010 года составило 1077, по итогам первого полугодия 2011 года — 1062.

Деятельность 474 убыточных организаций рассмотрена на межведомственных комиссиях. По результатам работы комиссий за девять месяцев 2011 года 50 налогоплательщиков представили обоснованные пояснения о невозможности в данном периоде получения прибыли, 149 налогоплательщиков — уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, уменьшив суммы заявленных убытков на 598,2 млн руб., обозначив при этом прибыль на общую сумму 85,6 млн руб. Кроме того, на заседаниях комиссий за девять месяцев 2011 года было заслушано 513 руководителей организаций, 476 индивидуальных предпринимателей и 6005 физических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом в общей сумме более 225 млн руб. В результате погашена задолженность в сумме 155,5 млн руб. Количество убыточных организаций в регионе по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилось на 137, то есть более чем на 11 %. Этот факт подтверждает важность совместных мероприятий, а также необходимость продолжить работу межведомственных комиссий по рассмотрению убыточных и низкорентабельных предприятий, противодействию теневой заработной плате, сокращению бюджетной задолженности.

Мобильные офисы

Эффективное сотрудничество налоговиков, власти, службы судебных приставов, ГИБДД, Росреестра и т. д. обеспечивает рост налоговых поступлений. Поэтому УФНС России по Смоленской области использует все возможные ресурсы, в том числе иных ведомств, с которыми мы работаем в тесном контакте, для решения задач, стоящих перед службой. Мы в постоянном поиске новых путей расширения взаимодействия. Со временем делаем ставку, конечно, на те формы, которые доказали свою результативность. Это касается, например, работы мобильных офисов.

В Управлении сложилась практика проведения регулярных совместных рейдов со судебными приставами и подразделениями ГИБДД. Они помогают сократить задолженность по имущественным налогам автовладельцев — физических лиц. У «инспекций на колесах» богатый опыт и хорошая результативность. К ним постепенно привыкают налогоплательщики, которые имеют возможность не только рассчитаться по долгам, но и узнать для себя много полезного, получив от инспекторов специально подготовленные памятки.

Нововведением прошедшего лета стали «дачные» рейды. Регулярные визиты налоговиков совместно с представителями администраций сельских поселений в места массового отдыха позволяют сократить не только финансовые, но и временные затраты населения на уплату налогов.

За чистоту информационных баз

Приоритетными для нас остаются совместные задачи, требующие незамедлительных решений. К таким вопросам следует отнести «чистку» баз, искажающих начисленные суммы налогов. И 2011 год по указанию руководителя ФНС России М. В. Мишустина стал годом борьбы с «грязными» данными. Все мы прекрасно понимаем, что от качества получаемой информации во многом зависит и качество работы нашей службы с налогоплательщиком. Мы приняли активное участие в реализации пилотного проекта по информационному взаимодействию ФНС России и Росреестра по выгрузке-приему данных в виде единого регламентированного массива информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости. От полноты формирования базы данных объектов недвижимости, земельных участков и их правообладателей во многом зависят результаты работы налоговиков по администрированию имущественных налогов. Между тем источником информации служат сведения, поступающие из самых разных ведомств. Проведена серьезная работа по проверке адресной информации, внесению изменений в Классификатор адресов России (КЛАДР), тестированию приема и обработке данных, анализу ошибок, возникающих при их передаче, корректировке сведений, содержащихся в информационных базах Росреестра. Первые итоги такого сотрудничества уже очевидны. Регулярный мониторинг обращения налогоплательщиков подтверждает, что количество жалоб на неправильное исчисление сумм по имущественным налогам неуклонно снижается, а собираемость увеличивается.

В Смоленской области проделана большая работа по обеспечению своевременности выполнения распоряжения Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1011-р «О­­ создании федеральной информационной адресной системы». В настоящее время отсутствие точной адресной информации создает множество проблем в работе целого ряда ведомств, в том числе мешает эффективному налоговому администрированию. Единый общий государственный источник официальных сведений позволит повысить продуктивность деятельности налоговых органов, создав базу юридически достоверных, доступных и обязательных к применению всеми органами государственной власти и местного самоуправления данных об адресах объектов недвижимости в рамках единого информационного ресурса.

«Адресный вопрос» требует срочного решения не только для четкого исчисления налогов. КЛАДР поможет и другим службам в их каждодневной работе, например сотрудникам пожарных частей, персоналу скорой помощи. Вот почему решение данного вопроса на Смоленщине было поддержано властями всех уровней. Раньше срока в регионе завершилась реализация первого этапа работ — подписания совместных соглашений. Уже к 5 августа 2011 года руководители всех муниципальных образований поставили свои подписи под соглашениями. Четко отработан и второй этап. В нашем регионе проведена 100-процентная инвентаризация адресов, внесено более 1,5 тыс. изменений.

Если мы требуем от населения своевременного выполнения гражданского долга по уплате налогов, то наша общая задача — создание необходимых для этого условий. Заручившись поддержкой региональных и местных властей, отвечающих за качество жизни населения, мы быстрее сможем достигнуть оптимального результата. В партнерстве рождаются и реализуются новые идеи. Так, теперь попасть на сайт УФНС России по Смоленской области можно с главной страницы официального портала администрации области. Чтобы информация о действующих налогах и сборах была доступна для каждого налогоплательщика, администрации некоторых муниципальных образований разместили на своих официальных сайтах колонки, посвященные налоговой тематике и текущей работе Управления и инспекций. Однако утверждать, что на Смоленщине сделано все возможное в плане объединения усилий налоговиков и власти, было бы большой ошибкой. Резервы для активизации процесса мобилизации налогов в регионе еще достаточно большие. Важно правильно организовать этот многосторонний процесс. Мы делаем ставку на сотрудничество и профессионализм.

Поделиться