— Сергей Николаевич, каковы сегодня основные принципы государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности? Что хотим оставить в прошлом, а с чем шагать в будущее? И будет ли сохранена советская традиция внимательного отношения к науке?
— Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено, что целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. От себя могу подтвердить, что традиция, о которой вы говорите, возобновилась примерно с 2002 года. Я 28 лет отработал в науке и последние 13 лет, перед приходом в министерство, был руководителем крупного НИИ. В советские времена он имел очень большой бюджет. Потом наступили сложные
Начиная с 2008 года были определены приоритетные направления развития науки и высоких технологий, а также критические технологии, теперь корректировка приоритетных направлений осуществляется раз в четыре года. Если мы посмотрим на динамику изменений федерального бюджета и структуру федеральных целевых программ (ФЦП), то увидим, что если в 2006 году, совсем неплохом для науки, на НИОКР гражданского назначения было выделено 77,1 миллиарда рублей, то уже в 2010 и 2011 годах — 227,8 миллиарда, а в бюджете на 2012 год заложено 323,4 миллиарда рублей. Очевидно, что государство уделяет очень большое внимание науке. Были созданы и Президентский совет в области науки и высоких технологий, и Комиссия по модернизации. Абсолютно понятно, что модернизация нашей экономики невозможна без активного вовлечения ученых в этот процесс.
— Каких бюджетных расходов потребует модернизация российской науки? Есть более или менее точные прогнозы?
— На первом этапе реализации Концепции
— Хотелось бы кроме процентов услышать о каких-то суммах...
— Если мы посмотрим на структуру бюджетов развитых государств, то обнаружим, что
К сожалению, в России сегодня не так много высокотехнологичного, наукоемкого бизнеса. Доходная часть нашего бюджета базируется на тех природных ресурсах, которые нам бог дал. С другой стороны, нужно помнить, что одной из мощнейших составляющих экономики у нас была и остается наука. Кто первым послал в космос спутник? Кто первым послал в космос человека? А атомная энергетика гражданского назначения? Это результаты деятельности наших ученых.
Наука выжила, несмотря на провальные
Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 предусмотрено выделение ассигнований из федерального бюджета на поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. В 2010 году было выделено 3 миллиарда рублей, в 2011 году — 2 миллиарда, в 2012 году планируется выделить еще 3 миллиарда. Уровень университетской науки необходимо поднять еще и потому, что в целом наука стареет. Средний возраст кандидата наук — 53 года, доктора наук — за 60 лет. Откуда взять молодые кадры? Только из университетов. А для этого надо еще на вузовской скамье заинтересовать людей, поднять социальный статус науки, чтобы идти в нее было престижно, чтобы занятие ею хорошо оплачивалось. Я сам оканчивал Физтех, и в те времена специальность «физик» была по привлекательности на первом месте. Вообще, если мы говорим о прикладных исследованиях, их результатом должна быть отдача в виде современной наукоемкой продукции, направленной на улучшение жизни человека. И конечно, мы обязаны помнить, что, финансируя науку, мы тратим деньги налогоплательщиков и они должны знать, что на эти деньги сделано.
— Все-таки крупные корпорации в России уже достаточно сильны. Почему же они не тянутся за своими зарубежными коллегами, которые развивают науку у себя, вкладываются в нее? Наши предприниматели гонятся за быстрой прибылью, и все? В завтрашний день не смотрят?
— Здесь не все так однозначно. Да, у нас есть мощные корпорации, но большинство их связано с сырьевым сектором. А необходимо производить продукцию высокого передела. Кроме того, пока есть возможность — я подчеркиваю, пока — покупать современные технологии за рубежом. Но при этом надо понимать одну вещь. Современные технологии, уже купленные, устаревают, а новые в силу жесткой конкуренции на рынке будут потребляться в первую очередь теми фирмами, которые их разрабатывают, и не будут продаваться. И еще есть ограничения на продажу ряда технологий. Это — режим конкуренции, тоже часть рыночных отношений... Думаю, через некоторое время частному бизнесу все будет ясно. Я недаром назвал структуру бюджетов развитых стран:
Считаю, что нам удалось преодолеть в данном направлении силу трения покоя. В качестве примера приведу важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые реализуются в рамках одной из ФЦП. В реализацию шести таких проектов государство вложило 2,8 миллиарда рублей, а бизнес — 3,6 миллиарда рублей, и за первые два года реализации было продано продукции более чем на 6 миллиардов рублей. Причем продукции конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это является конкретным примером успешной реализации государственно-частного партнерства.
И еще одно хотелось бы подчеркнуть. За счет чего мы можем восполнить дефицит высокотехнологичной продукции? За счет развития малого и среднего бизнеса, потому что большие корпорации тоже не возникают из ничего. Они вырастают из центров кристаллизации, и такие центры должен дать наукоемкий малый и средний бизнес. Поэтому очень большое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для инновационного развития экономики, реализации всей инновационной цепочки — от научного результата через разработку технологий к созданию малого предприятия, необходимых финансовых инструментов и нормативно-правовой базы.
Конечно, мы жестко ограничены временными рамками. Не надо забывать, что рыночная экономика в других странах развивалась в течение многих десятков лет и даже веков, а мы тот же путь должны пройти за считанные годы, чтобы компенсировать наше отставание.
— И все равно постоянно ведутся разговоры о том, что наука в России финансируется недостаточно. А какой уровень финансирования можно считать достаточным? Что говорит об этом мировая и отечественная практика?
— По данным за 2008 год, Россия занимала
— Хрущев когда-то ставил задачу догнать и перегнать Америку. Какое место мы хотим занимать, скажем, к 2020 году?
— Когда мы говорим о внутренних затратах, то должны понимать, что они сводятся к расходам и государства, и бизнеса. Поэтому я не стал бы называть место, которое мы хотим занять, а сказал бы, что нам надо развивать научные исследования и высокотехнологичный бизнес так, чтобы процентное соотношение при финансировании НИОКР было хотя бы 30 на 70. Но сейчас, кстати, уровень развития науки в мире такой, что даже высокоразвитая страна в одиночку не может потянуть самые масштабные проекты — например, большой адронный коллайдер. И развитые страны объединяются для того, чтобы создавать новое оборудование, сложнейшие научно-исследовательские установки и в дальнейшем их использовать. Россия принимала и принимает активное участие в создании и использовании европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL), европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (ФАИР), экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) и упомянутого большого адронного коллайдера (БАК).
Что касается прикладных исследований, то здесь у нас ситуация следующая. Наука дает столько результатов, сколько бизнес воспринимает. Когда результаты ваших исследований коммерциализируются, вы кроме морального получаете и материальное удовлетворение. Возьмем для примера Apple или IBM либо новые компании, которые успешно развиваются и продаются затем за десятки — сотни миллионов долларов. Ученый, работающий там, понимает, что он занимается интересным делом и может стать успешным человеком, не обязательно продавая нефть или газ. И это очень важно.
Наука при наличии хороших проектов требует не только увеличения финансирования. Необходимо сделать так, чтобы разработки реализовывались в бизнесе. Не случайно был принят Закон №
— Хотел бы задать уточняющий вопрос о дополнениях, внесенных Госдумой летом 2011 года в законодательство об инновационной деятельности1. Как будет оцениваться степень риска при расходовании бюджетных средств? Что явится страховкой — коллективный разум при коллегиальном принятии решений?
— Страховка здесь экономическая. За рубежом, например, альтруистов тоже нет, но есть и бизнес-ангелы, и венчурные компании. Если у вас из десяти профинансированных проектов «выстрелят» три, то они экономически окупят затраты на все десять. Вот и вся страховка. Но для того, чтобы проекты были запущены, они должны пройти хорошую экспертизу, и не только научную, но и с точки зрения маркетинговых исследований, менеджмента и т. д.
— Если попробовать заглянуть в перспективу, то какое-то время государственный сектор будет еще доминировать в российской науке. А насчет упомянутого соотношения 50 на 50 при финансировании научных разработок лично вы — оптимист?
— Если бы я был пессимистом, мне бы не стоило здесь работать. У нас уже есть положительный опыт. Американский журнал Researching Development каждый год определяет 100 лучших инновационных разработок в мире. В свое время в его «список ста» входили такие вещи, как факс, без которого сегодня трудно представить нашу жизнь, жидкокристаллические экраны... И за последние три года две российские разработки (сканирующие зондовые микроскопы) в области именно нанотехнологий вошли в данный список. Это показатель того, что мы на правильном пути.
Или, например, несколько дней назад я в рамках заседания российско-американской рабочей группы в области нанотехнологий проводил двухчасовую телеконференцию с Вашингтоном. Мы с американскими коллегами, которые представляли и администрацию президента, и различные министерства, обсуждали проблемы совместных исследований в области нанотехнологий. Результаты, представленные нашими учеными, получили самую высокую оценку. Теперь мы должны грамотно использовать их для развития наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса, на основе которого и будет модернизироваться наша экономика.
Справка «Бюджета»
Сергей Николаевич МАЗУРЕНКО, заместитель министра
образования и науки Российской Федерации
Родился 6 июня 1949 г. в городе Орджоникидзе. Окончил Московский физико-технический институт по специальности «автоматика и электроника».
В
В
В
В
25 марта 2010 г. назначен заместителем министра образования и науки РФ.
Кандидат физико-математических наук. Является автором 120 научных работ и 30 изобретений.
Награжден отечественными и зарубежными орденами и медалями.