Версия для печати 3437 Материалы по теме
Дороги, которые не сходятся. И не сойдутся?

Серединцев
«Госзаказ: дороги, которые мы выбираем». Так называлась III Всероссийская конференция, организованная Центром развития конкурентной политики и государственного заказа Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Конференцию открыл проректор академии Д. А. Буташин. По его словам, после вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ ситуация с госзаказом в России принципиально не изменилась, хотя и решен ряд важных задач: создан и функционирует Единый общероссийский портал госзакупок, на пяти электронных площадках проводятся аукционы, обеспечен равный доступ к госзаказу различных хозяйствующих субъектов. Однако и в планировании, и в исполнении госзаказа, и при анализе получаемых результатов имеют место существенные недостатки.

Развернутую оценку ситуации в указанной сфере дал начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) М. Я. Евраев. «Там, где люди хотят работать, проблем минимальное количество», — сказал он и напомнил, что только благодаря действующему закону у предпринимателей появились возможности выигрывать торги без взяток, участвовать в размещении госзаказа в других регионах и в течение пяти дней обжаловать действия чиновников. «Конечно, далеко не все здорово», — признал М. Я. Евраев, но, по его мнению, в критике Закона № 94-ФЗ смешалось многое, вплоть до лоббизма.

У ФАС и Министерства экономического развития РФ, которое отстаивает свой проект закона «О Федеральной контрактной системе (ФКС)», разногласия идеологические, уверен М. Я. Евраев. Министерство считает, что надо дать заказчику очень широкие возможности по определению победителя торгов. Это, по оценке представителя ФАС, повлечет за собой торжество субъективного подхода заказчика к предприятиям и бизнесу, а правоохранительным органам впоследствии даст возможность субъективно подойти к самому заказчику... «И о какой конкурентной среде мы говорим?!» — эмоционально заключил он, заметив, что в проекте Минэкономразвития нет ничего комплексного и системного, а его реализация только усугубит имеющиеся проблемы.

Никто из представителей Мин­экономразвития на конференцию не явился, поэтому полноценной дискуссии не получилось. Выступив вслед за М. Я. Евраевым, вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» В. Л. Корочкин заявил, что Закон № 94-ФЗ реально и существенно снизил уровень коррупционных проявлений в сфере госзаказа и именно с него в стране началась системная борьба с коррупцией. Проект же закона о ФКС, по определению В. Л. Корочкина, практически скопирован с аналогичного закона, успешно применяемого в США, вот только Россия — не Америка, культура и традиции здесь свои, особенные...

«Никто не хочет нас слушать — тех, кто ходит по земле», — сделал вывод генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» Я. В. Геллер. Он не понимает, зачем вместо Закона № 94-ФЗ нужна ФКС. Согласно высказываниям гендиректора ГУПа, все новации де-факто сведутся к выводу из-под процедуры электронных аукционов в первую очередь строительной отрасли, смене оператора соответствующего сайта и контролирующего органа, а также к увеличению списка электронных площадок. В. Я. Геллер скептически оценил перспективы таких изменений, однако, заметил он, «человек должен продолжать жить хотя бы из любопытства».

Тем не менее М. Я. Евраев ясно дал понять, что сторонники ФАС и Закона № 94-ФЗ намерены до конца отстаивать свой путь развития системы государственного заказа. Альтернатива ему, как сказал представитель ФАС, хаос, который продлится не десять дней, а несколько лет, и вернуться в исходную точку потом будет очень тяжело.

Мнения

Серединцев
Д. С. СЕРЕДИНЦЕВ, заместитель генерального директора ООО «РТС-тендер»

Конференция позволила довольно четко определить те позитивные и негативные тенденции, которые возникают в государственных закупках на этапе реформирования. Решение, предлагаемое Минэкономразвития России, так или иначе отразится на электронных площадках. Понимая заложенную в проект закона о ФКС концепцию, мы во многом считаем ее своевременной. Безусловно, необходимо регулировать не только этап размещения заказа, но и его планирование. Актуальны сейчас и инструменты контроля за исполнением контрактов.

С нашей точки зрения, несколько спорной является идея сокращения роли электронных процедур в госзаказе. Эта идея основана на якобы низкой эффективности процедур. Позиция нашей электронной площадки заключается в том, что выводы об эффективности электронных торгов пока делать рано в силу того, что реально система заработала только со второго полугодия 2011 года, когда поставщики осознали свои возможности, освоили процедуры участия в торгах. Например, на площадке «РТС-тендер» 93 процента процедур привели к заключению контрактов. Мы также знаем, что во втором полугодии число поставщиков на площадках увеличилось втрое по сравнению с первым полугодием 2011 года. И сейчас, когда едва прошло становление электронных торгов, менять правила игры — это риск. Риск неэффективного управления государственными и муниципальными закупками, риск распространения непрозрачных способов закупок.

Поделиться