Центральную обзорную сессию форума вел известный телепублицист директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России А. К. Пушков. По его словам, следующее десятилетие будет для страны не таким спокойным, как предыдущее. Тема социальной политики в широком смысле, включая психологические и морально-этические аспекты взаимодействия власти и общества, обрела особую актуальность после выборов в Госдуму 4 декабря и последующих акций протеста. «Власть сузила горизонт своего восприятия общества», — заметил ведущий и высказал мнение, что не все проблемы могут быть решены с помощью финансовых рычагов.
Российский государственный деятель и экономист А. П. Починок подверг критике тезис о том, что эффективность социальной политики можно свести к количеству вновь построенных или реконструированных объектов соответствующего профиля. Главная задача государства — сделать жизнь граждан удобной, и бизнес может и должен быть его партнером при решении этой задачи. Достойной целью, к которой следовало бы стремиться, могло бы стать увеличение продолжительности жизни россиян. Механизмы привлечения бизнеса к социальным проектам, как сообщил А. П. Починок, давно известны всему миру. Это налоговая политика, региональные программы развития, государственно-частное партнерство.
«Нам не надо изобретать велосипед и искать свой путь», — поддержал его директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ С. А. Коротков. Россия является членом ряда международных организаций и вполне может использовать опыт других стран. О социальной ответственности бизнеса говорил и президент группы компаний «Росводоканал» А. И Шенкман, затронувший также проблему эффективности муниципальных предприятий в сфере ЖКХ. По его оценке, наши МУПы остались, как правило, рудиментом советской эпохи с соответствующим отношением к финансовым ресурсам. Частный бизнес, придя им на смену, мог бы изменить ситуацию к лучшему. «Высокое качество воды — это дополнительные семь лет жизни», — сказал выступающий. Правда, не все эксперты уверены в том, что и частный капитал будет заинтересован в качестве услуг, но здесь, как полагает генеральный директор Центра социально-консервативной политики Л. В. Шувалова, стимулом послужит рыночная конкуренция.
Тем не менее рынок социальных услуг пока закрыт для конкуренции. Организаторы и участники форума «СоциоБизнес-2011» сожалеют об этом, так как именно в предпринимательской среде есть активные люди, знающие, как получить максимальный социальный эффект от реализуемых проектов. Социальные инвестиции компаний способны снять остроту проблемы безработицы в регионах, открыть новые перспективы для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями. В перспективе действительно можно повысить качество медицинских и образовательных услуг, спасти памятники культуры, улучшить экологическую обстановку.
Стоимость модернизации социалки огромна, она нуждается не только в привлечении внебюджетных средств, но и во внедрении современных методов управления. Естественно, бизнесмены будут вкладывать свои деньги в социальную сферу только при условии получения прибыли, и это тоже необходимо заранее учитывать.