По данным Минэкономразвития России, в период с 2007 по 2010 год по представленным субъектами РФ сведениям действовали 166 МФЦ в 49 субъектах РФ, из которых 63 МФЦ созданы на условиях софинансирования, в том числе за счет федерального бюджета, и 103 — субъектами Федерации исключительно за счет собственных средств. МФЦ создаются в виде государственных бюджетных или автономных учреждений либо муниципальных бюджетных или автономных учреждений. По сведениям, представленным субъектами РФ, в
Для реализации положений Закона №
Распоряжением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. №
Правовыми актами Правительства РФ, а также уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти установлены требования к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, утверждены примерные формы соглашения о взаимодействии с МФЦ и правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требований к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, и ряд других правовых актов.
Отметим, что в соответствии с Законом №
Кроме того, Законом №
В настоящее время составлен перечень приоритетных федеральных, региональных и муниципальных услуг, которые должны быть переведены в электронный вид в первоочередном порядке. Многие услуги размещены на едином федеральном интернет-портале государственных и муниципальных услуг. При этом гражданам предоставлен свободный доступ к материалам портала. Они могут узнать о том, какие документы требуются для получения той или иной услуги. По ряду услуг уже работает опция подачи заявления в электронном виде.
Результаты работы МФЦ
Рассмотрим некоторые результаты работы МФЦ (по данным Минэкономразвития России). Наблюдается сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.
По представленным в Минэкономразвития России субъектами РФ сведениям с начала 2010 года в 102 действующих МФЦ обратились и получили услуги свыше 2,5 млн человек, причем почти 90 % посетителей МФЦ высоко оценивают их работу и активно поддерживают такую форму предоставления государственных и муниципальных услуг. Не менее важно и то, что создание МФЦ позволяет оптимизировать бюджетные расходы за счет выявления и исключения избыточных функций и процедур, сокращения сроков получения и обработки информации, сокращения трудозатрат государственных и муниципальных служащих, чьи функции по приему и выдаче документов передаются в МФЦ. Это впоследствии позволит принимать решения о снижении штатной численности сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления.
Результаты мониторинга создания и деятельности МФЦ также показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в два раза — в среднем с
Сегодня в каждом МФЦ предоставляется от 50 до 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованными и массовыми из них являются регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе регистрация документов о принадлежности объекта капитального строительства), оказание социальной поддержки (например, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка), государственные услуги в сфере миграции (например, постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания).
Проблемы
Однако не все так гладко. Так, нормы действующего законодательства до последнего времени не позволяли осуществлять прием и выдачу документов по принципу «одного окна» для ряда наиболее массовых общественно значимых государственных услуг (например, выдача общегражданского паспорта, регистрация недвижимости), что приводило к практике размещения представителей соответствующих государственных органов непосредственно в помещениях МФЦ. Это существенно ограничивало возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.
Вместе с тем Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №
Другим способом решения указанной проблемы является распространенное во многих действующих МФЦ оформление нотариальной доверенности на сотрудников МФЦ по представлению интересов граждан при получении государственных и муниципальных услуг. Это приводит к дополнительным затратам граждан и нагрузке на нотариусов. В настоящее время в Минэкономразвития России готовятся предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №
Полагаем, что рассматриваемая система предоставления государственных (муниципальных) услуг еще далека от совершенства. В этой связи можно согласиться с некоторыми предложениями, высказанными на заседании круглого стола на тему «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг», проведенном Комитетом Государственной думы по вопросам местного самоуправления еще 18 ноября 2010 года.
В частности, Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 г. № 796, необходимо привести в полное соответствие с Законом №
Наряду с этим полагаем, что необходимо уделять больше внимания муниципальным аспектам реализации проекта «Электронное правительство» и переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме, а также на необходимость учитывать особенности его реализации на муниципальном уровне. Кроме того, важно подготовить предложения о внесение изменений в государственную целевую программу «Электронное правительство», учитывающих разработку и финансирование мероприятий по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме.