Версия для печати 15011 Материалы по теме
Многофункциональные центры

Пронина
Реорганизация бюджетной сети невозможна без совершенствования организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Этому способствовало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с ним в настоящее время решается, в частности, задача по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров. Кроме того, 22 ноября 2011 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий существенные дополнения к организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также установление федеральных стандартов оказания некоторых услуг, в частности федеральных стандартов оказания услуг в сфере занятости населения. Людмила Ивановна ПРОНИНА, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС при Президенте РФ

По данным Минэкономразвития России, в период с 2007 по 2010 год по представленным субъектами РФ сведениям действовали 166 МФЦ в 49 субъектах РФ, из которых 63 МФЦ созданы на условиях софинансирования, в том числе за счет федерального бюджета, и 103 — субъектами Федерации исключительно за счет собственных средств. МФЦ создаются в виде государственных бюджетных или автономных учреждений либо муниципальных бюджетных или автономных учреждений. По сведениям, представленным субъектами РФ, в 2011–2012 годах планируется создать порядка 800 МФЦ, в 2013–2015 годах — 1435. Таким образом, к концу 2015 года планируемое количество МФЦ составит 2400.

Для реализации положений Закона № 210-ФЗ был принят ряд правовых актов Правительства РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 1433-р утвержден план мероприятий, необходимых для реализации указанного федерального закона. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которым органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить создание и функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с данным Положением, определить операторов региональных информационных систем межведомственного электронного взаимодействия и принять меры по заключению указанными операторами соглашений в соответствии с п. 14 Положения.

Распоряжением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 1344-р определена уполномоченная организация, осуществляющая предусмотренные Законом № 210-ФЗ функции, связанные с использованием универсальной электронной карты, — ОАО «Универсальная электронная карта».

Правовыми актами Правительства РФ, а также уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти установлены требования к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, утверждены примерные формы соглашения о взаимодействии с МФЦ и правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требований к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, и ряд других правовых актов.

Отметим, что в соответствии с Законом № 210-ФЗ МФЦ самостоятельно, без участия заявителя запрашивает необходимые документы и информацию в иных государственных органах и органах местного само­управления, обеспечивает взаимодействие и согласования с ними, осуществляет мониторинг выполнения запросов и выдает заявителям документы по результатам предоставления услуг. С 1 июля 2011 года вступило в силу положение Закона № 210‑ФЗ, запрещающее требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов, предоставляющих государственные, муниципальные и иные услуги, а также требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для оказания таких услуг, если это не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. При этом по общему правилу государственные и муниципальные услуги предоставляются бесплатно, кроме тех, которые согласно правовым актам оплачиваются государственной пошлиной или осуществляются за счет средств заявителя. Оплата будет производиться дистанционно в электронной форме через единый портал.

Кроме того, Законом № 210-ФЗ предусмотрено принятие административных регламентов предоставления конкретных видов государственных и муниципальных услуг, которые должны включать в себя стандарты их предоставления. Данная норма будет способствовать повышению качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время составлен перечень приоритетных федеральных, региональных и муниципальных услуг, которые должны быть переведены в электронный вид в первоочередном порядке. Многие услуги размещены на едином федеральном интернет-портале государственных и муниципальных услуг. При этом гражданам предоставлен свободный доступ к материалам портала. Они могут узнать о том, какие документы требуются для получения той или иной услуги. По ряду услуг уже работает опция подачи заявления в элект­ронном виде.

Результаты работы МФЦ

Рассмотрим некоторые результаты работы МФЦ (по данным Мин­экономразвития России). Наблюдается сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

По представленным в Минэкономразвития России субъектами РФ сведениям с начала 2010 года в 102 действующих МФЦ обратились и получили услуги свыше 2,5 млн человек, причем почти 90 % посетителей МФЦ высоко оценивают их работу и активно поддерживают такую форму предоставления государственных и муниципальных услуг. Не менее важно и то, что создание МФЦ позволяет оптимизировать бюджетные расходы за счет выявления и исключения избыточных функций и процедур, сокращения сроков получения и обработки информации, сокращения трудозатрат государственных и муниципальных служащих, чьи функции по приему и выдаче документов передаются в МФЦ. Это впоследствии позволит принимать решения о снижении штатной численности сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления.

Результаты мониторинга создания и деятельности МФЦ также показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в два раза — в среднем с 40–80 минут, необходимых для получения услуги в органе государственной (муниципальной) власти, до 15–30 минут в МФЦ, время обслуживания — с 20–40 до 5–15 минут. В среднем время получения услуги в целом уменьшилось на 65 %.

Сегодня в каждом МФЦ предоставляется от 50 до 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованными и массовыми из них являются регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе регистрация документов о принадлежности объекта капитального строительства), оказание социальной поддержки (например, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка), государственные услуги в сфере миграции (например, постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания).

Проблемы

Однако не все так гладко. Так, нормы действующего законодательства до последнего времени не позволяли осуществлять прием и выдачу документов по принципу «одного окна» для ряда наиболее массовых общественно значимых государственных услуг (например, выдача общегражданского паспорта, регистрация недвижимости), что приводило к практике размещения представителей соответствующих государственных органов непосредственно в помещениях МФЦ. Это существенно ограничивало возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.

Вместе с тем Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“» для отдельных массовых общественно значимых государственных услуг предусмотрено внесение изменений в законодательство в части устранения норм, препятствующих предоставлению соответствующих государственных услуг в электронном виде. Разработка подобного проекта закона в части устранения норм, препятствующих предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», могла бы решить данную проблему. Наличие подобных норм в законодательстве не позволяла федеральным органам власти, готовым предоставлять государственные услуги по принципу «одного окна» в МФЦ, передавать МФЦ часть полномочий по приему и выдаче документов, то есть на практике услуги предоставлялись по принципу «одной двери».

Другим способом решения указанной проблемы является распространенное во многих действующих МФЦ оформление нотариальной доверенности на сотрудников МФЦ по представлению интересов граждан при получении государственных и муниципальных услуг. Это приводит к дополнительным затратам граждан и нагрузке на нотариусов. В настоящее время в Минэкономразвития России готовятся предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части наделения МФЦ правом осуществлять прием и выдачу документов при предоставлении соответствующих государственных услуг.

Полагаем, что рассматриваемая система предоставления государственных (муниципальных) услуг еще далека от совершенства. В этой связи можно согласиться с некоторыми предложениями, высказанными на заседании круглого стола на тему «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг», проведенном Комитетом Государственной думы по вопросам местного самоуправления еще 18 ноября 2010 года.

В частности, Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 г. № 796, необходимо привести в полное соответствие с Законом № 210-ФЗ по изменению перечня направлений, по которым оказываются государственные и муниципальные услуги, а также по вопросу организационно-правовой формы многофункционального центра. Также важно изменить требования о площади здания многофункционального центра и количестве «окон» для приема и выдачи документов, установив более дифференцированный подход к численности населения, а также предусмотрев в качестве критерия для определения площади здания многофункционального центра виды муниципальных образований.

Наряду с этим полагаем, что необходимо уделять больше внимания муниципальным аспектам реализации проекта «Электронное правительство» и переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме, а также на необходимость учитывать особенности его реализации на муниципальном уровне. Кроме того, важно подготовить предложения о внесение изменений в государственную целевую программу «Электронное правительство», учитывающих разработку и финансирование мероприятий по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме.

Поделиться