На вчерашней пресс-конференции ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау рассказал журналистам об основных направлениях и темах работы Гайдаровского форума.
Также он подвел краткие итоги работы экспертов по обновлению «Стратегии-2020». Судьба этого документа не складывается. Первый вариант был разработан под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова и утвержден распоряжением правительства в конце 2008 года. Россию тогда уже затягивало в воронку мирового финансово-экономического кризиса. Всем было ясно, что этот документ, который не учитывал новых реалий, — мертворожденное дитя. И для его актуализации требуется кардинальная переработка.
О «Стратегии-2020» вспомнил на рубеже
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков вчера подтвердил «НГ», что «Стратегия-2020» находится в Белом доме. Она прорабатывается и изучается, «используется как экспертные оценки». В частности, кое-что нашло отражение в предвыборной статье премьера. В то же время Песков отметил, что как минимум до конца января в планах правительства рассмотрение этого документа не значится.
Очевидная невостребованность «Стратегии-2020» вызывает как минимум недоумение. Тем более что ее первый вариант, во всяком случае на этапе разработки, воспринимался в качестве официальной экономической программы Путина. И год назад, когда премьер заставил экономистов заняться переработкой документа, возникло ощущение, что речь идет о попытке создания в каком-то смысле новой целостной экономической программы главного претендента на победу в президентских выборах-2012.
Впрочем, Владимир Мау весной прошлого года убеждал в обратном. «Основная задача нашей работы по „Стратегии“ — обрисовывание, выявление реальных развилок, обсчет, экономический анализ. Мы не пишем предвыборную программу. Временные рамки не предполагают этого. Но те или иные тезисы „Стратегии-2020“ могут использоваться любыми политическими силами», — говорил он.
И вот теперь выясняется, что плод труда Мау, Кузьминова и еще почти 1,5 тыс. экспертов, по сути, никому не нужен. Директора Института проблем глобализации Михаила Делягина такой поворот не удивляет. «Стратегия-2020» с самого начала была фиктивным, демонстративным продуктом, не имеющим особого значения для реальной жизни. «Новый вариант — все та же прекраснодушная маниловщина», — подчеркивает он. Главный недостаток первой «Стратегии-2020», по мнению Делягина, был в отсутствии инструментов реализации. Ну а новый документ внесли в правительство в тот момент, когда его основные положения почти полностью утратили свою актуальность. В декабре прошлого года после парламентских выборов в России изменилась внутриполитическая ситуация, считает эксперт. Программа социально-экономического развития страны, игнорирующая реалии политической жизни, ничего не стоит — убежден Делягин.