Наука — 07 февраля 2012

Астрономы обнаружили кандидатку на роль «второй Земли»

Версия для печати 1430 Материалы по теме
Астрономы обнаружили кандидатку на роль «второй Земли»

космос
Экзопланета, получившая название GJ 667Cc, расположена в созвездии Скорпиона на расстоянии 22 световых лет от Земли, по галактическим меркам — практически по соседству.

Открытие стало возможным благодаря изучению международной группой ученых данных телескопов Европейской Южной обсерватории, которые измеряют колебания в движении звезд, вызванных гравитацией планет.

"Новая находка — Святой Грааль наших исследований в области экзопланет. GJ 667Cc не слишком близка к звезде, вокруг которой вращается, но и не слишком далека от нее«,— говорит астроном из Калифорний­ского университета в Санта-Крузе Стивен Фогт.

Это означает, что ее орбита расположена в «обитаемой зоне» — той области, где поверхностные воды могут существовать в жидком состоянии.

По массе экзопланета в 4,5 раза тяжелее Земли. Она проходит вокруг родительской звезды за 28,15 дня. Если сравнить GJ 667Cc с Землей, то «конкурентка» гораздо ближе расположена к своему светилу — красному карлику, излучающему свет в инфракрасном диапазоне. В ту же систему входит еще пара оранжевых карликов.

Родительская звезда достаточно тусклая, поэтому GJ 667Cc получает чуть меньше света, чем Земля от Солнца. К тому же у той звезды другой химический состав.

«Если у планеты есть атмосфера, то, вероятно, она красноватого цвета, — считает ведущий специалист Института науки Карнеги в Вашингтоне Гиллем Англада-Эскуде. — Это создает иллюзию темного времени суток. И если там есть жизнь, то, скорее всего, она сильно отличается от нашей».

Небольшое распространение таких элементов, как железо, углерод и кремний, создает интересные условия для фотосинтеза и других «земных» процессов, которые могут там проходить.

Г-н Англада-Эскуде планирует подтвердить, что GJ 667Cc является потенциально обитаемой. Это потребует транзитных наблюдений за планетой в то время, как она будет проходить перед звездой. Ученым необходимо измерить ее яркость именно в этот момент. Подобные данные помогут астрономам определить плотность планеты и, следовательно, ее точный химический состав, а возможно, и пронаблюдать атмосферные характеристики. К сожалению, вероятность наблюдения такого транзита составляет всего 1%.

Тем не менее г-н Англада-Эскуде, который сейчас работает в Геттингенском университете Германии, ожидает найти еще не менее десятка похожих экзопланет. Тогда шанс пронаблюдать за транзитом одной из них значительно увеличится.

Заведующая лабораторией планетной спектроскопии ИКИ Людмила Засова считает, что пока невозможно сказать наверняка, существует ли жизнь на этой планете.

«Нет оснований даже считать, что вода на GJ 667Cc находится в жидком виде. Причастность к „обитаемой зоне“ означает лишь, что вода на планете не испаряется, но она вполне может находиться там в замороженном состоянии, так как красный карлик холодный и не излучает большого количества тепла», — говорит эксперт.

«Для зарождения жизни на экзопланете должен поддерживаться достаточно узкий температурный диапазон, а также определенная атмосфера. Мы уже долгое время пытаемся узнать, есть ли жизнь на Марсе, где атмосфера подобна той, которая находится на уровне 30–40 км над Землей, — рассказывает заведующий лабораторией метеорологии других планет и исследований малых тел космическими аппаратами ИКИ Вячеслав Линкин. — Наличие кислорода является необязательным условием, так как простейшие формы жизни могут обходиться и без него».

Продолжается редакционная