Москва – один из наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира и безусловный экономический лидер среди российских регионов.
В середине 1990-х гг. в процессе перехода к принципиально иным основам социально-экономического устройства и принципам государственного управления нами был выбран ключевой стратегический курс на ускорение развития экономики столицы и осознана острая необходимость привлечения инвестиционных ресурсов для реконструкции города. Именно тогда закладывалась экономическая составляющая сегодняшней Москвы. 15 лет мы осуществляем последовательную политику гармоничного развития города, реализуем комплекс мер, направленных на развитие социально-экономической сферы, улучшение инвестиционного климата и повышение благосостояния москвичей.
Сегодня мы по праву гордимся достигнутым. В 2006 г. Москва была включена международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s в десятку мировых экономических центров, наряду с такими гигантами «Большой восьмерки», как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Йокогама.
Столица обладает сильной, поступательно развивающейся, многоотраслевой экономикой. Москва обеспечивает пятую часть внутреннего валового продукта Российской Федерации, на ее долю приходится более 40% всех иностранных инвестиций, поступающих в страну, целый ряд важнейших социально-экономических показателей столицы существенно выше среднероссийского уровня.
Секрет успеха московской экономики и ее сохраняющихся высоких темпов роста кроется в проводимой правительством Москвы инвестиционной политике. Формирование благоприятного инвестиционного климата всегда было и остается нашим приоритетом.
В области реализации инвестиционной политики город стремится действовать в двух направлениях: создание максимально благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в городскую экономику и реализация собственной масштабной адресной инвестиционной программы.
Деловая репутация Москвы безупречна. Город зарекомендовал себя надежным экономическим партнером, поэтому тысячи российских и иностранных инвесторов вложили деньги в экономику столицы. Инвесторы убеждены в том, что Москва готова не только брать на себя высокие обязательства, но и неукоснительно выполнять их при любых обстоятельствах. Ни один из иностранных инвесторов, имея дело с правительством города, не потерял своих денег.
Инвестиционная программа Москвы нацелена на поддержание и совершенствование городской инфраструктуры. Нам необходимо менять ветхий жилищный фонд, поддерживать и расширять инженерные коммуникации, строить дороги, мосты и новые автомобильные развязки, возводить социальные объекты – школы, детские сады и больницы. В рамках действующего законодательства трудно предположить возможность иного источника финансирования таких инвестиций, кроме бюджетного. Но в конечном итоге капитальные вложения Москвы работают на улучшение инвестиционной привлекательности города и создают колоссальный мультипликативный эффект для городской экономики в целом.
Москва ежегодно наращивает объемы собственных капиталовложений. В 2006 г. столица направила на их финансирование 280 млрд руб., что составило до 40% совокупных расходов бюджета. Обеспечить столь высокий прирост бюджетных инвестиций нам во многом позволил большой объем сверхплановых доходов, полученных в прошлом году. Часть дополнительных поступлений была направлена на инвестиционные цели уже в 2006 г., часть планируется инвестировать в текущем году.
Сейчас в столице внедряются перспективные планы реконструкции и освоения тех территорий, которые до последнего времени использовались без максимальной отдачи, утверждены программы развития генерирующих мощностей, комплексной реконструкции кварталов, план освоения резервных территорий, примыкающих к МКАД, и многое другое.
Уже в течение двух лет решать задачу увеличения объема средств, направляемых на капитальные расходы, нам помогают исключительно высокие темпы роста доходов бюджета. Внеплановые доходы московского бюджета, как и любого другого бюджета в Российской Федерации, связаны с позитивной для нашей страны ситуацией на мировых товарных рынках и ростом отчислений с налога на прибыль корпораций. Мы понимаем, что мировая конъюнктура может измениться, поэтому стремимся использовать создавшуюся благоприятную ситуацию для углубления структурных изменений в экономике, вытеснения «теневого» сектора, усиления контроля за собираемостью налогов, развития малого и среднего бизнеса.
10 лет в Москве эффективно работает инвестиционно-заемная система, которая позволяет нам уверенно планировать инвестиционные потребности, сглаживать зависимость в исполнении бюджета от возможных колебаний экономической конъюнктуры и уровня мировых цен на энергоносители.
В настоящее время столица способна привлекать в экономику деньги на срок до 10 лет под ставку меньше 7% годовых в рублях. Это существенно ниже существующих темпов инфляции. Таким образом, город имеет возможность вкладывать в реальный сектор экономики средства, привлеченные под отрицательную реальную процентную ставку, и реализовывать социально-значимые проекты с высокими сроками окупаемости. В городской экономике работает порядка 90 млрд руб. дешевых заемных средств.
В течение последних лет Москва сокращала долговую нагрузку на бюджет, и сейчас мы уже обеспечили существенный запас прочности. Сегодня отношение городского долга к доходам бюджета составляет немногим более 12%.
Создание благоприятных условий для частных инвесторов является другой приоритетной задачей городских властей. В данном направлении правительство и законодатели Москвы работают совместно. И здесь также есть определенные достижения. В 2006 г. в городскую экономику привлечено более 13 млрд долл. иностранных инвестиций. Партнерами столицы в реализации крупных инвестиционных проектов стали ведущие международные компании, для многих из которых партнерские отношения с Москвой – первый опыт работы в России.
Одной из задач правительства Москвы в настоящее время является максимально широкое привлечение частных инвестиций в социально значимые проекты с высокими сроками окупаемости. Это, с одной стороны, позволит снизить уровень требуемых государственных капиталовложений, а с другой стороны, должно положительно повлиять на экономическую эффективность реализуемых проектов. Последовательное формирование благоприятных инвестиционных условий, информационная прозрачность и доверительные отношения между правительством Москвы и его партнерами уже сейчас позволяют привлекать частных инвесторов в проекты со сроками окупаемости до 10 лет и более.
Одновременно мы продолжаем искать новые эффективные механизмы сотрудничества с частным бизнесом. Одним из перспективных инструментов привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, получивших широкое распространение в развитых странах, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В рамках ГЧП частный инвестор на основе контракта с государством берет на себя обязательства по разработке, финансированию, созданию и управлению активом с целью производства общественно необходимых благ. Таким активом могут стать объекты энергетики и водоснабжения, утилизации отходов и очистки сточных вод, платные дороги и объекты здравоохранения. Государство в определенном объеме гарантирует партнеру сбыт продукции и услуг возводимого предприятия и выплату вознаграждения, величина которого устанавливается контрактом. Частный инвестор на основе такого контракта получает возможность снизить процентные ставки по привлекаемым им заемным средствам, необходимым для финансирования проекта. Москва уже имеет позитивную практику взаимодействия с инвесторами в данном режиме, и в настоящее время мы планируем активизировать работу в этом направлении.
Инвестиционный процесс сегодня находится в центре структурных изменений отечественной экономики, от его качества зависит будущее нашей страны. У нас есть собственный богатый опыт организации таких процессов, и это помогает динамично развиваться. Тем не менее мы в интересах Москвы и москвичей внимательно прислушиваемся к советам и готовы делиться накопленным опытом с другими российскими регионами.
Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы
Родился 21 сентября 1936 г. в Москве.
Окончил Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина.
Работал на руководящих должностях предприятий и организаций химической промышленности.
С 1987 г. – в системе органов исполнительной власти города: первый заместитель председателя Мосгорисполкома, председатель Мосгорагропрома, председатель исполкома Моссовета, вице-мэр, премьер правительства Москвы.
В 1992 г. занял пост мэра Москвы после ухода в отставку Г. Х. Попова.
В 1996 г., 1999 г. и 2003 г. избирался мэром Москвы.
В разные годы был депутатом районного совета в Москве, Московского совета, Верховного Совета РСФСР.
Член Государственного совета при Президенте РФ, представитель Российской Федерации
в палате регионов Конгресса местных региональных властей Европы, член Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, валютному регулированию, банковской деятельности.
С конца 1998 г. – лидер Общероссийской политической общественной организации «Отечество», ныне сопредседатель высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Автор более 200 печатных работ, а также книг по проблемам путей социально-экономического развития России, имеет более 50 изобретений. Почетный профессор РАН, МГУ, Академии труда и социальных отношений, ряда отечественных и зарубежных университетов, академик ряда академий России.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета, «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, «За военные заслуги», медалями «Защитнику свободной России», «За укрепление боевого содружества», «В память 850-летия Москвы», «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Имеет три благодарности Президента РФ. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Удостоен почетных званий «Заслуженный химик Российской Федерации», «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Заслуженный работник железнодорожного транспорта».