Версия для печати 5861 Материалы по теме
Инвестиции – воздух и кровь города, особенно такого быстро растущего мегаполиса, как Москва. Об инвестиционной политике столицы мы беседуем с первым заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы, руководителем Комплекса экономической политики и развития города Москвы Юрием РОСЛЯКОМ.

– Юрий Витальевич, каковы приоритеты и источники финансирования государственной инвестиционной программы города Москвы?
– Адресная инвестиционная программа города – одна из важнейших составляющих расходной части бюджета. Ее основная цель – развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры города, строительство жилья по городскому заказу для решения социальных задач переселения людей из ветхого и пятиэтажного фонда, обеспечение квартирами молодых семей и многие другие. В значительной степени городская инвестпрограмма – движение в общем русле реализации общероссийских национальных проектов.
В 2007 г. на эти цели выделено более 216 млрд руб., а в прошлом году на капитальные вложения было израсходовано 207,5 млрд.
линии дорог

За счет средств бюджета-2007 будет построено свыше 1,9 млн кв. м жилья, в том числе 370 тыс. – для молодых семей, более 200 тыс. – для предоставления по программе социальной ипотеки. В итоге к концу года столица с учетом жилой площади, поступившей от инвесторов, получит на социальные нужды 2,23 млн кв. м. Помимо этого предполагается построить 20 общеобразовательных школ более чем на 10,5 тыс. мест, четыре пристройки к школам на 1 150 мест, два профтехучилища на 1 050 мест, два школьных стадиона и 100 детских дошкольных учреждений на 15 750 мест. Таким образом, проблема очередей в детские сады будет практически решена.
В течение года мы постараемся решить и одну из основных проблем системы здравоохранения – обновить изношенную базу детских медицинских учреждений. Получат дальнейшее развитие объекты культуры. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.» начнется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных объектов.
– Это серьезная нагрузка на бюджет. В каких сферах недостаток финансирования ощущается особенно остро?
– Недостаточно выделяется средств на инженерное и коммунальное строительство: здесь дополнительно требуется 14 млрд руб. Сложным является вопрос обеспечения дорожно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, предстоит изыскать возможности для увеличения финансирования строительства газопроводов, транспортных развязок, объектов водопроводно-канализационного хозяйства, наружного освещения.
– Какие еще актуальные для Москвы вопросы решаются в этом году?
– Продолжается развитие материально-технической базы наземного пассажирского транспорта: идет строительство троллейбусного парка, тяговых подстанций и троллейбусной линии в Митино, конечных станций, закупается подвижной состав, проектируются новые объекты городского транспорта.
Одним из крупных направлений капиталовложений в 2007 г. останется прокладка линий метро. Особое внимание уделяется объектам с высокой степенью готовности и вводом в эксплуатацию в 2007–2009 гг.: центральному участку Люблинско-Дмитровской линии и двум участкам Митинско-Строгинской линии в увязке со строительством Северо-Западного автодорожного тоннеля. Именно метро, в часы пик перевозящее до 9 млн пассажиров, является основным средством для решения транспортных вопросов столицы.
Здесь снова встает вопрос недостаточного финансирования. Во всем мире метро строится при активном участии государственного – центрального – бюджета. По Бюджетному кодексу и в России финансирование метростроения должно происходить в соотношении 50:50 за счет федерального и регионального бюджетов. Однако у нас, к сожалению, не всегда исполняется даже соотношение 20:80, из которых большая сумма вкладывается Москвой.
– Получается, без инвесторов не обойтись. Какова динамика объемов иностранных инвестиций в экономику столицы России?
– В 2005 г. общий объем привлеченных в столицу иностранных инвестиций составил 25,2 млрд долл. По итогам 2006 г. этот показатель равен 23,986 млрд. Тем не менее структура привлекаемого зарубежного капитала качественно улучшилась: объем прямых иностранных инвестиций увеличился по сравнению с 2005 г. на 119% и достиг 4,5 млрд долл. Удельный вес Москвы в общем объеме поступивших в страну в 2006 г. иностранных инвестиций составил 43,5%.
– Какие страны по итогам 2006 г. оказались самыми активными инвесторами?
– Кипр, Люксембург, Великобритания, Нидерланды и Виргинские острова – на эту пятерку стран-лидеров приходится порядка 19,2 млрд долл. Доля США составила 80% от общей суммы привлеченного в 2006 г. иностранного капитала. Кстати, отмечу, что в прошлом году средства в столичную экономику вложили представители 121 страны.
– Насколько, по прогнозам, должна вырасти сумма привлеченных иностранных инвестиций в 2007 г.?
– Сейчас сложно назвать какую-то конкретную цифру, однако есть все предпосылки для того, чтобы иностранные инвестиции в Москву росли и дальше. Я уверен, что по крайней мере мы сохраним уровень последних лет.
– Однако Москва не только привлекает внешние инвестиции…
– Да, город – один из основных инвесторов на своей территории. Его ежегодные вложения оцениваются в 5–5,5 млрд евро.
Москва – единственный субъект РФ, которому все ведущие рейтинговые агентства (Standart & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s) присвоили кредитные рейтинги на уровне инвестиционной категории. Расти дальше нашим рейтингам мешает лишь достижение того же уровня, что рейтинги всей Российской Федерации. А по правилам регионы только в исключительных случаях могут иметь рейтинг выше рейтинга страны. Надеемся, что в текущем году Москва вместе со всей Россией поднимется на следующую ступень.
– Какие отрасли городского хозяйства наиболее привлекательны для инвесторов?
– Зарубежные инвесторы, как правило, предпочитают вкладывать средства в оптовую и розничную торговлю. В этом секторе сосредоточено свыше 40% всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику столицы. Сохраняются темпы прироста
капвложений в транспорт и связь, недвижимое имущество. В несколько раз вырос объем инвестиций в промышленный сектор, в частности в обрабатывающие производства.
– Что делает Москву настолько инвестиционно привлекательной?
– Город при любых обстоятельствах выполняет взятые на себя обязательства и является долгосрочным и надежным партнером для всех своих инвесторов. Лучшим доказательством того, как Москва держит слово, стал 1998 г., когда столица, несмотря на крайне сложную экономическую ситуацию и дефолт, объявленный по всей стране, подтвердила иностранным и российским инвесторам все свои обязательства и в срок выполнила их.
Кроме того, Москва создает открытую и понятную систему взаимоотношений с инвесторами, начиная с аукционной системы получения прав на реализацию инвестконтрактов и заканчивая функциональным зонированием земли, когда конкретно прописано, где и что город планирует развивать.
Уже сейчас мы приступаем к разработке Стратегии развития Москвы до 2025 г. В этом основополагающем документе найдет отражение и роль наших партнеров-инвесторов. Если судить по сегодняшним темпам привлечения инвестиций, у города хорошее будущее.
Кстати, в прошлом году на выставке «ЭкспоРеал» Москва получила главный приз в номинации «Европейский город будущего». Эта награда, учрежденная ведущими европейскими изданиями в области недвижимости, вручается городам с наиболее высоким потенциалом в области редевелопмента и привлечения инвестиций. Хотя в числе номинантов (и, следовательно, наших конкурентов) были такие города, как Лондон, Берлин, Стамбул, Гамбург и Братислава.
– Какие шаги предпринимаются для повышения инвестиционной привлекательности, улучшения имиджа столицы?
– На инвестиционную привлекательность города влияют динамичное развитие экономики, различные формы финансовой и организационной поддержки, оказываемые инвесторам правительством Москвы. В столице проводится политика создания градообразующей инфраструктуры – основы для преобразования городской среды. Построены и реконструируются крупнейшие магистрали, объекты инженерного обеспечения, меняется целевое назначение территорий промышленной застройки.
Сейчас идет активное строительство московского международного делового центра «Москва-Сити», сопоставимого по масштабу с лондонским Canary Wharf и парижским La Defence. В рамках этого проекта предполагается ввести в эксплуатацию порядка 2,5 млн кв. м площадей. А по соседству на территории так называемого Большого Сити в течение нескольких лет планируется построить еще около 17 млн кв. м. При этом спрос на недвижимость опережает предложение, формируя задел на будущее.
Модернизируется гостиничная сеть – общая стоимость программы оценивается в 3 млрд долл.
Объемы жилищного строительства значительно превысили показатели рекордных для страны 1960-х гг. В год Москва строит уже более 5 млн кв. м жилья, из которых свыше 1,9 млн выделяются для переселения людей из ветхого жилого фонда, предоставления квартир очередникам, поддержки молодых семей.
Учитывая ограниченность земельных ресурсов города и необходимость комплексного освоения территорий, была разработана инвестиционная программа «Новое кольцо Москвы», предусматривающая строительство до 2015 г. 60 высотных многофункциональных – жилых, гостиничных и офисных – комплексов в срединном поясе города.
– Какова роль заемного капитала в экономике Москвы?
– Заемные средства в последнее время активно используются для покрытия так называемого кассового разрыва, возникающего в начале года. Дело в том, что к концу года дополнительно получаемые городом доходы покрывают изначально закладываемый дефицит. В начале же заемные средства достаточно актуальны.
Если приводить конкретные примеры, то последний московский еврозайм более чем в 400 млн евро был размещен среди европейских покупателей под рекордно низкую процентную ставку – всего лишь 5,014% годовых при 10-летнем сроке обращения. А приобрели облигации 162 финансовых института, представляющие инвесторов из 24 стран. Среди покупателей есть и консервативные категории инвесторов, в частности международные пенсионные фонды, страховые компании и государственные агентства, что также свидетельствует о признании финансовым сообществом высокого инвестиционного качества обязательств Москвы.
Полученные в ходе размещения средства традиционно направляются на самые насущные городские нужды – развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Справка «Бюджета»

росляк
Юрий Витальевич РОСЛЯК, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы
Родился в 1954 г. в Москве.
Окончил Московский инженерно-строительный институт
им. Куйбышева.
Работал слесарем строительного управления, затем – конструктором Минэнерго СССР, около семи лет занимал инженерно-технические должности в Главном управлении капитального строительства Мосгорисполкома.
С 1986 г. трудился в системе органов исполнительной власти города в должности заместителя председателя исполкома Красногвардейского райсовета, затем – руководителя Департамента перспективного развития города Москвы.
В 1995 г. назначен заместителем премьера правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города Москвы.
С декабря 2003 г. занимает пост первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
Награжден тремя орденами, медалями. Имеет почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».

Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

Поделиться