Версия для печати 5872 Материалы по теме
коростелев
Юрий КОРОСТЕЛЕВ,  министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

Москва является важнейшим хозяйственным, деловым и общественным центром Российской Федерации. В городе сосредоточены не только органы государственной власти, но и центры управления крупнейших российских и зарубежных компаний, банки и финансовые организации. Население столицы составляет около 7% населения страны, объем регионального продукта составляет порядка 20% ВВП страны, а доля города в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 12%.
Правовой статус города как субъекта РФ и особенности функционирования местного самоуправления дают дополнительную нагрузку на его бюджетную систему. Так, объем расходной части столичного бюджета составляет шестую часть консолидированного бюджета субъектов РФ, а количество учреждений, финансируемых из бюджета, только по отраслям социальной сферы Москвы превышает 6,5 тыс.
На протяжении последних лет город показывает устойчивую положительную динамику социально-экономического развития, уровень жизни граждан растет высокими темпами. Объем бюджета Москвы по сравнению с 2000 г. увеличился в четыре раза и в 2007 г. составит почти 830 млрд руб. Эффективная система управления общественными финансами в этих условиях является важнейшим, ключевым фактором устойчивого экономического развития.
манежная
С 2004 г. в стране идет реформирование бюджетного процесса. Главная цель реформ – повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Другими словами, задача поставлена простая и ясная: четкое определение понятий – на что и для чего расходуются государственные средства.
В столице бюджетная реформа идет уже несколько лет. Первым ее этапом стало введение в действие Бюджетного кодекса РФ и переход на казначейскую систему исполнения бюджета, затем состоялся переход к среднесрочному планированию финансовых показателей и более тщательной оценке принимаемых городских целевых программ.
В Москве уже много лет широко применяется программно-целевой метод планирования работы исполнительной власти путем принятия городских целевых программ по конкретным направлениям деятельности. Однако, несмотря на большую методологическую работу по совершенствованию целевого планирования и ужесточение требований к качеству
принимаемых целевых программ, надо признать, что применение программно-целевых методов в деятельности органов исполнительной власти города пока ограничено.
Дальнейшее реформирование бюджетного процесса в столице предполагает расширение сферы применения программно-целевых методов. В практику планируется ввести утверждение целевых программ второго уровня – внутриотраслевых, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых соответствующей отрасли.
В числе основополагающих и наиболее актуальных с точки зрения бюджетного планирования проблем можно назвать составление и ведение Реестра расходных обязательств города Москвы. По сути, этот документ является важнейшим информационным ресурсом, позволяющим объединить все сведения о нормативно-правовых актах, заключенных договорах и соглашениях, которые определяют возникновение расходных обязательств бюджета Москвы. Формально такой реестр в городе сформирован. Вместе с тем технология его дальнейшего ведения и функционирования как единого, целостного информационного ресурса, используемого всеми участниками бюджетного процесса при планировании, на сегодняшний день отсутствует. В целях создания прозрачной системы планирования и финансового обеспечения принимаемых решений, Реестр расходных обязательств должен быть четко встроен в процесс управления городом.
Следующее направление реформирования бюджетного процесса – это переход на среднесрочное планирование бюджета. В целом мы понимаем и поддерживаем принятые на федеральном уровне решения, так как даже в условиях действующей системы сметного планирования бюджетных показателей годовое планирование бюджета влечет за собой многочисленные проблемы и ограничения.
Для преодоления этих сложностей правительством Москвы составляется и утверждается среднесрочный финансовый план на трехлетний период. Однако правовой статус этого документа пока не позволяет обеспечить преемственность и директивность среднесрочного планирования. Кроме того, структура перспективного плана также нуждается в совершенствовании, поскольку недостаточно развернутая форма перспективного финансового плана не позволяет главным распорядителям
бюджетных средств увидеть лимиты бюджетных обязательств на трехлетнюю
перспективу и использовать полученные данные для заключения долгосрочных договоров по обеспечению бюджетных обязательств.
В этих целях Департаментом финансов совместно с Департаментом экономической политики и развития города к рассмотрению на заседании правительства Москвы подготовлен проект перспективного финансового плана столицы на 2008–2010 гг. с развернутыми и детализированными показателями, приближенными по форме и содержанию к среднесрочному бюджету.
За 10 лет в городе сложилась и успешно функционирует система государственных заимствований, отработан полноценный механизм профессионального управления государственным долгом Москвы, получивший международное признание. Это подтверждается последовательным повышением международного инвестиционного рейтинга столицы и тем, что за прошедшие годы все расчеты с кредиторами правительство Москвы производило вовремя и в полном объеме. Сейчас столица – единственный субъект, имеющий инвестиционный рейтинг на уровне Российской Федерации (ВВВ+) от всех ведущих мировых рейтинговых агентств.
Заемная система функционирует с прибылью для города. Хорошим примером тому стал 2006 г., когда был проведен международный заем в объеме более 407 млн евро, обязательства размещены на 10 лет на очень выгодных условиях – 5,064% годовых. Это ниже той ставки, под которую привлекают кредиты даже крупные российские корпорации. Направляя заемные средства исключительно на реализацию крупных инвестиционных проектов, так необходимых сегодня столице, город экономит деньги, поскольку аналогичный объем работ в последующие годы обходится дороже как минимум на величину инфляции.
Главное, к чему обязывают нас цели и задачи бюджетного реформирования, – это повышение уровня объективности и достоверности долгосрочного и краткосрочного прогнозирования бюджетных показателей и создание системы управления финансовыми ресурсами, ориентированной на конечный результат; проще говоря, достижение высоких качественных показателей социального и экономического развития столицы.
Для выполнения всех этих задач в городе имеются большие возможности и, прежде всего, высокий кадровый потенциал. В финансовых органах Москвы работает свыше 1 300 человек, из них более 94% – женщины, более 700 человек – в возрасте до 40 лет, 88% имеют высшее профильное образование. Здесь трудятся семь кандидатов экономических наук, 19 заслуженных экономистов РФ, 17 сотрудников имеют звание «Почетный экономист города Москвы», 14 человек награждены орденами и медалями Российской Федерации, 20 – нагрудными знаками Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы», 14 – знаками отличия «За безупречную службу городу Москве».

Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

Поделиться