Версия для печати 4470 Материалы по теме
Этой весной заемная система столицы отмечает свой юбилей. За истекшее десятилетие рынок внутренних облигаций города стал ориентиром для региональных и корпоративных эмитентов и сейчас наряду с государственными облигациями РФ и сектором корпоративных облигаций является ключевым сегментом рынка внутреннего долга страны.
Активная заемная политика сыграла не последнюю роль в развитии столичной экономики, которая на 20–30% опережала другие регионы России. В 2006 г.
в бюджете Москвы образовался громадный переходящий остаток в 130 млрд руб., полностью перекрывающий все планы по размещению облигаций на этот год. Потому Москомзайм временно прекратил эмиссию ценных бумаг и сосредоточился на управлении уже имеющимся долгом.
Накануне «остановки» объем программы заимствований сократился втрое. Вместо запланированных 88 млрд руб. в 2006 г. столица взяла взаймы только 32 млрд (разместив еврозайм эквивалентом 14 млрд руб. и три выпуска облигаций на внутреннем рынке на общую сумму 17 млрд руб.). Впрочем, если соответствующие поправки в Бюджетный кодекс все же будут приняты, московские рублевые облигации появятся на внутреннем рынке еще в этом году. О долговой политике столицы рассказывает председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сергей ПАХОМОВ.

– Сергей Борисович, расскажите, пожалуйста, о планах Москомзайма на 2007 г.
– В этом году мы воздержимся от какой-либо деятельности по размещению долга, зато всеми силами будем содействовать развитию рынка производных финансовых инструментов: фьючерсов на процентную ставку по московским 10-летним облигациям, которые торгуются на РТС, свопов.
Объемы мирового рынка производных финансовых инструментов колоссальны. Рыночная стоимость контрактов год назад составляла более 10 трлн долл. Номинальная цена контрактов – 270 трлн долл. 65% рынка производных финансовых инструментов связаны с долговыми обязательствами. В частности, это свопы (swap – контракт, предусматривающий обмен одних обязательств на другие). Можно свопировать обязательства в одной валюте на обязательства в другой, долг фиксированный – на долг с плавающей процентной ставкой.
– Февральский обмен краткосрочных рублевых облигаций на средне- и долгосрочные – операция из этой серии?
– Да, это был долговой своп. В 2007 г. планировалось погасить примерно 10 млрд руб. долга, а в 2008 г. – 14 млрд. Перед нами встала дилемма: либо ничего не размещать и сократить долг, либо предложить инвесторам обменять имеющиеся у них краткосрочные облигации на облигации с более длительным сроком погашения. Все было сугубо добровольно, никто никого не заставлял. Некоторые инвесторы отклонили наше предложение, но большинство (ВТБ, Сбербанк и ряд российских банков поменьше, несколько «дочек» крупных иностранных банков, например Сити-банк) согласилось.
гостиный двор

Мы поменяли краткосрочные облигации на сумму порядка 21 млрд руб. на облигации, которые погашаются в срок до 2015 г. В результате удлинили профиль долга и дюрацию (сроки погашения). Изъятые облигации были «короткими» (на один-два года) и малого объема (до 5 млрд руб.). На вторичном рынке они практически отсутствовали: крупные банки собирались держать их до погашения. Теперь ряд выпусков имеет объем 10 млрд руб., а один из них – 20 млрд. Кроме того, ликвидность нескольких выпусков увеличена на 15–20%.
Пока это крупнейшая операция такого рода в истории российского рынка долга. Федеральное правительство проводило аналогичный обмен, но его объем составил 13 млрд руб. Мы поставили рекорд – 21 млрд.
– Недавно Газпромбанк разместил евробонд в рублях. Какие новые возможности и перспективы это открывает для российских эмитентов?
– Евробонды и расчеты по ним в национальной валюте дают российским эмитентам доступ к совершенно новому классу инвесторов, к огромному глобальному рынку. По результатам прошлого года объем мирового рынка еврооблигаций превысил 10 трлн долл. Российский рынок на этом фоне пока очень мал. Тем не менее многие инвесторы интересуются инвестициями в рублевые инструменты, потому что рубль полностью конвертируем, имеет высокую процентную ставку и тенденцию к повышению реального и номинального курса.
Для российских регионов и муниципалитетов это тоже выгодно: такие еврооблигации можно задействовать не только для рефинансирования внешнего или рублевого долга, но и для финансирования инвестиционных программ и дефицита бюджета. Выпуски в иностранной валюте на покрытие дефицита регионам использовать нельзя.
Москва сейчас вполне может размещать большие объемы рублевых займов на внешнем рынке. Но мы хотим, чтобы они были более долгосрочными. Иностранные инвесторы избегают брать рублевые еврооблигации со сроком погашения более трех лет. Пока все выпуски российских эмитентов этот временной промежуток не превышают. Один или два иностранных эмитента, работающих на российском рынке и нуждающихся в рублях, выпустили такие еврооблигации на срок пять лет. Но российские эмитенты, включая Москву, пока вряд ли могут рассчитывать на более чем трехлетний срок.
Конечно, мы не планируем полностью уходить на рынок еврозаймов в рублях. Но когда вернемся к активной деятельности по эмиссии долга, думаю, один-два таких займа выпустим. Каждый из них будет как минимум по 10 млрд руб.
– Федеральное правительство приняло новые поправки в Бюджетный кодекс. Как новые корректировки повлияют на эмиссионную деятельность?
– Поправка, которая разрешает регионам привлекать на внешнем рынке займы на финансирование дефицита бюджета, уже прошла второе чтение. Но она вступит в силу только с 2011 г., и то при условии, что федеральное правительство к тому времени утвердит порядок осуществления таких займов.
К сожалению, нынешняя редакция Бюджетного кодекса не дала ответов на многие вопросы управления долгом. Отвергнут целый ряд поправок, связанных с управлением ликвидностью бюджета, с предоставлением эмитенту возможности самостоятельно проводить сделки РЕПО со своими облигациями. Сейчас временно свободные средства бюджета разрешается размещать на банковских депозитах, но каким бы надежным ни был банк, риск невозврата есть всегда. А если бы мы из этих средств кредитовали финансовое учреждение под залог собственного долга, риск был бы нулевым: банк не возвращает нам деньги – мы не возвращаем ему облигации. И потом либо еще раз реализуем их на рынке, либо оставляем у себя, уменьшая собственный долг. Затрудняюсь сказать, почему эта поправка была отвергнута федеральным правительством, ведь оно само нуждается в проведении подобных операций.
Зато среди принятых изменений есть одно, которое разрешает использовать переходящий остаток средств бюджетов на другие цели, кроме финансирования дефицита. Теоретически в этом году 130 млрд руб. должны пойти на ликвидацию дефицита бюджета. Но после утверждения новой редакции Бюджетного кодекса названную сумму можно направить на увеличение текущих расходов, оставив финансирование капитальных инвестиций за счет займов. Тогда и программу заимствований не придется сокращать.
Кстати, изменение программы зависит от сроков введения поправок. Многие из них могут вступить в силу уже 1 июня. Если столичный бюджет перепланируют, мы готовы эмитировать ценные бумаги. Технология работы на внутреннем рынке у Москомзайма отлажена. Облигации в объеме 95 млрд руб. полностью готовы к размещению (они зарегистрированы, прошли все необходимые разрешительные процедуры и листинг на бирже, включены в биржевые системы). Глобальные сертификаты этих выпусков уже хранятся в депозитариях. Чтобы провести аукцион и разместить 10 млрд руб., потребуется всего 10 рабочих дней. Больший объем облигаций нежелателен: нельзя перенасыщать рынок. А две недели или месяц спустя можно снова выйти с аукционом на 10 млрд руб. и так, в течение 9–10 аукционов, разместить все 95 млрд. Состояние внутреннего российского рынка, даже без вовлечения еврооблигационных займов в рублях, по моей оценке, позволяет разместить такую сумму.

Справка «Бюджета»
пахомов
Сергей Борисович ПАХОМОВ
Родился в 1952 г. в Орле.
В 1975 г. окончил Воронежский государственный университет. Кандидат экономических наук.
После аспирантуры занимался научно-исследовательской работой по истории западной экономики, банковской
и финансовой систем, был консультантом по банковским и финансовым вопросам.
В 1993–1997 гг. возглавлял управление инвестиций и казначейское управление
в ряде крупных российских банков.
С 1997 г. – первый заместитель председателя, а с 1999 г. – исполняющий обязанности председателя Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка правительства Москвы.
В январе 2000 г. назначен председателем Комитета муниципальных займов
и развития фондового рынка правительства Москвы (с апреля 2003 г. – Комитет государственных заимствований города Москвы).

Материалы  подготовили Светлана СТРЕЛЬНИКОВА и Марина БРИКИМОВА
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

Поделиться