Версия для печати 4537 Материалы по теме
Финансы вторичны, результаты первичны

В Правительстве Мурманской области 27 января 2012 года состоялось расширенное совещание «Программно-целевые методы планирования и исполнения бюджета как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов».

Нестеренко
В его работе приняли участие заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко, руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Сивец, директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Е. Е. Чернякова, руководители финансовых органов субъектов РФ и руководители территориальных органов Федерального казначейства Северо-Западного федерального округа, руководители финансовых органов муниципальных образований Мурманской области.

Дмитриенко
Губернатор Мурманской области Д. В. Дмитриенко, открывая совещание, подчеркнул актуальность темы формирования программного бюджета, создания системы целеполагания, тезисно выделил основные результаты Мурманской области в этом направлении. «Нам впервые удалось связать стратегическое и бюджетное планирование, утвердить программный бюджет. Удельный вес программ в общей структуре расходов бюджета составил 99,3 процента. В результате практически каждый бюджетный рубль привязан к конкретной задаче. В области созданы условия для диалога между ветвями власти — законодательной и исполнительной. Впервые утверждение бюджета проходило оперативно, поправки депутатов были минимальны и носили исключительно конструктивный характер. Созданы условия и для прямого диалога общества и власти. В перспективе — сделать этот диалог интерактивным», — рассказал губернатор.

Т. Г. Нестеренко, выделив приоритетность задачи смещения акцентов на планирование результатов деятельности, задала тон дальнейшему ходу совещания. «Первым пунктом программы повышения эффективности бюджетных расходов должно стать повышение результативности деятельности. Речь должна идти не о бюджетных технологиях, а о методах управления публично-правовым образованием, создании инструментов управления. И надо признать, что регионы (в отличие от Федерации) по этому пути прошли гораздо дальше. Мурманская область — лидер в этом направлении. Так и должно быть. Регионы просто обязаны задавать стандарты лучшего управления, здесь видим, как создается система целеполагания. Не может быть бюджет эффективным, если деятельность не эффективна. Наша задача — выстроить процесс, определить инструменты управления. Без создания системы, обеспечивающей подконтрольность, прозрачность реализации политических направлений, дальнейшего движения не произойдет. Если не идешь вперед — уходишь назад, стоять на месте не получается», — подчеркнула замминистра.

Здесь же Нестеренко обратилась к участникам совещания с вопросом: насколько удобно стало вести диалог представителям законодательной власти области с представителями исполнительной ветви власти? Ответ на этот вопрос прозвучал в выступлении депутата Мурманской областной думы В. А. Алешина: «Мурманская область получила действенный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Изначально были и споры, и недоверие, но дойдя до момента, когда провели депутатские слушания по каждой программе, вопрос целесообразности был снят. Каждое профильное министерство на комиссии делало доклад, мы вносили замечания, которые учитывались. Правительство области получило очень хороший отклик депутатов».

Р. Е. Артюхин в обращении к участникам совещания сделал акцент на общность задач, стоящих перед Федерацией и регионами при переходе к принципам программно-целевого бюджетирования. Прежде всего это относится к задаче встраивания информационных систем Федерального казначейства в информационные системы управления публично-правовыми образованиями, создаваемые регионами и муниципальными образованиями в ходе реформ.

Доклад министра финансов Мурманской области Т. М. Пороновой был посвящен направлениям бюджетного развития Мурманской области. Основные из них:

  • обеспечение открытости и доступности для граждан информации о деятельности органов управления, учреждений, о процессах подготовки и исполнения бюджетов региона;
  • обеспечение подотчетности органов государственной власти региона, создание инструментов для повышения ответственности за достижение результатов и использования бюджетных ресурсов;
  • развитие института анализа. Вероятно создание специальных аналитических центров, профессионально занимающихся анализом данных, вопросами совершенствования развития Мурманской области как публично-правового образования.

Н. А. Меднова, генеральный директор компании «Р.О.С.Т.У.»1, в своем докладе раскрыла основные принципы формирования программно-целевого бюджета, создания системы целеполагания, внедренной на территории Мурманской области.

ведерников
Вторая часть совещания, проходившая под председательством заместителя губернатора области А. В. Ведерникова, была не менее содержательной. Модератором темы кассового обслуживания новых типов учреждений в условиях программно-целевого бюджета с применением региональных кодов целей выступил руководитель Управления Федерального казначейства по Мурманской области В. И. Гладкин. Опытом применения принципов программно-целевого планирования и исполнения бюджетов поделились первый заместитель Главного финансового управления Псковской области Л. В. Павлова, заместитель главы Республики Карелия, министр финансов республики И. В. Усынин, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области, начальник управления областного казначейства Р. М. Бухмичева.

Резюмировал итоги совещания заместитель губернатора Мурманской области А. В. Ведерников: «По итогам встреч с представителями федеральных органов власти, по итогам выступлений Татьяны Геннадьевны Нестеренко, по итогам реализации нашего проекта можно сделать вывод, что для налаживания диалога органов власти с обществом необходимо формировать порядок определения целей. В противном случае речь может идти только о беспорядочной пальбе из бюджетных орудий по беспорядочным целям. Реализованный в Мурманской области проект позволил осуществить ревизию целей, выявить цели, не связанные с бюджетными расходами, и расходы, не связанные с целями. Это еще раз говорит о необходимости выстраивания системы целеполагания в каждом субъекте Российской Федерации, что, безусловно, является непростой, но крайне актуальной, жизненно важной задачей».

Поделиться