— Анатолий Борисович, Государственная дума VI созыва начала свою работу. Но перед этим все депутаты прошли через достаточно жесткую предвыборную кампанию. Естественно, вы шли к избирателям с определенной программой. Удалось ли вам выстроить эффективную обратную связь со своими избирателями?
— В период парламентских выборов на политической арене появилось много нового и главное — резко возросла политическая активность общества. Участники Общероссийского народного фронта (ОНФ) и члены «Единой России» участвовали в избирательной кампании с удвоенной силой. На выборы мы шли не только со своими личными программами, но и с Народной программой, которая была сформирована ОНФ и ЕР на основе многочисленных предложений граждан. Например, в Москве, жителями которой я избирался, участники Общероссийского народного фронта и ЕР внесли множество предложений в среднесрочную программу развития города на
Сложным этапом лично для меня было прохождение праймериз — первичных выборов внутри партии. Необходимо было продемонстрировать избирателям свою профессиональную квалификацию, доказать, что мне можно верить как человеку, на меня можно положиться и именно такие кандидаты смогут успешно проводить реформы в стране, а главное — достойны избрания в Государственную думу.
Да, нам удалось в период избирательной кампании выстроить эффективное общение с избирателями и получать от них обратную связь. На моей памяти граждане впервые с таким рвением желали не только быть услышанными, но и реально участвовать в политической жизни страны. А наказы избирателей в основном сводились к желанию жить в правовом государстве и де-юре, и де-факто. Это означает добросовестное исполнение чиновниками своих обязанностей на благо общества. Наши избиратели неоднократно выступали с предложениями выработать действенный механизм противодействия коррупции, а также контроля не только за доходами, но и за расходами чиновников.
Поддерживать постоянный контакт с избирателями, внимательно относиться к их интересам, потребностям и предложениям — важнейшая составляющая моей парламентской деятельности. Для этого мы можем использовать в том числе новейшие средства коммуникации, такие как Интернет, социальные сети. Безусловно, важную роль играет и личный прием граждан, живое общение с населением. Я убежден, что постоянное общение со своими избирателями должно стать значимой стороной деятельности каждого парламентария.
— Каковы ваши первые впечатления от нового состава Государственной думы? Скажется ли на работе парламента отсутствие конституционного большинства у какой-либо из партий?
— В целом впечатления положительные. Очевидно, что народ отдал предпочтение наиболее грамотным, опытным и ответственным кандидатам. Отсутствие конституционного большинства не является критичным, наоборот, это стимулирует все фракции Государственной думы к эффективному и конструктивному взаимодействию.
Свидетельством этому, например, является постановление Государственной думы, которым принято заявление «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва». В нем законодательная власть выражает готовность изменить действующее законодательство в части придания выборам большей прозрачности с тем, чтобы сделать избирательный процесс более справедливым и честным. Государственная дума посчитала необходимым внимательно проанализировать все имеющие претензии и замечания по работе избирательных комиссий всех уровней, создав на паритетной основе межфракционную рабочую группу по их рассмотрению, продолжить совершенствование выборного законодательства...
Я уверен в том, что новый состав Государственной думы оправдает доверие избирателей, а политическое разнообразие и здоровая конкуренция позволят придать свежий импульс развитию политического процесса в России. Отмечу также, что перед парламентариями стоят масштабные задачи. В планах на весеннюю сессию — 600 законопроектов, 63 из них первоочередные. На первых заседаниях мы уже рассмотрели ряд законопроектов, в числе которых установление ответственности за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления о счетах в банках за пределами России. Кстати, данный законопроект рассмотрен в рамках развития законодательства по противодействию коррупции.
— На кого вы ориентируетесь в первую очередь в своей парламентской деятельности?
— В первую очередь я ориентируюсь на своих избирателей, именно они являются моими главными единомышленниками и сподвижниками. Они предоставили мне кредит доверия, и моя задача — оправдать его. Мои коллеги по фракции также оказывают существенную и конструктивную поддержку. Парламентская фракция «Единой России» действует по достаточно демократичным принципам, инициатива депутатов приветствуется.
— Вы представляете Комитет Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции. По общему мнению, именно коррупция является сегодня мощнейшим препятствием для развития экономики России. Что необходимо сделать депутатам Госдумы в предстоящие пять лет для улучшения ситуации?
— Действительно, по мнению многих специалистов, коррупция является крупнейшим препятствием на пути экономического роста и развития, она может поставить под сомнение любые преобразования. Поэтому наш комитет уделяет особое внимание решению данной проблемы. Наряду с законотворческой деятельностью мы проводим мониторинг и анализ всех законодательных актов, чтобы понять, насколько эффективно работают действующие законы, а главное — какие законы нужны обществу.
Согласитесь, карательное законодательство не всегда эффективно. Важны также законы, ориентированные на принятие превентивных мер, которые позволят предотвращать преступления коррупционной направленности еще на стадии их подготовки. Это, безусловно, требует тщательной законодательной работы.
— Какие законопроекты будут рассмотрены Комитетом Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции на весенней сессии и чем это обусловлено?
— На период весенней сессии у комитета достаточно большой пакет законопроектов. Все перечислять не буду. Отмечу лишь, что законопроекты по своей природе имеют разные правовые обоснования и социальные направленности. Одни прямо касаются обеспечения безопасности государства, граждан, а другие — медицинского или пенсионного обеспечения. Объединяет их стремление сделать жизнь людей защищеннее и лучше.
— Вы руководите подкомитетом по антикризисному управлению Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, и в рамках этой деятельности вам также приходится сталкиваться с проявлениями коррупции. Не могли бы вы рассказать о деятельности вашего подкомитета более подробно?
— Деятельность подкомитета по антикризисному управлению носит аналитический характер, она направлена на выявление системы или закономерностей, создающих юридические коллизии или предпосылки для коррупции. Теперь появилась возможность использовать полученные результаты работы подкомитета в законотворческой деятельности. Кроме того, работа подкомитета — это обратная связь и дополнительная возможность мониторинга правоприменительной практики. В случае антикризисного управления, особенно при проведении процедур банкротства, управляющим приходится принимать сложные решения. Угодить всем невозможно, всегда есть недовольные. Неудивительно, что каждая такая ситуация вызывает подозрения в нечистоплотности и иногда такие подозрения подтверждаются, но, к счастью, далеко не всегда.
На мой взгляд, необходима институциализация законодательства по ряду направлений. Например, возьмем законодательство о банкротстве. Все мы помним законы о несостоятельности (банкротстве) 1992 и 1998 годов, когда законодатель защищал сперва права дебиторов, а потом права кредиторов. Из одной крайности сваливались в другую. При этом все понимали, что обществу нужны четкие и ясные правила, при которых по крайней мере при защите прав одних не будут нарушаться права других, а сам институт банкротства не будет восприниматься как эффективный инструмент захвата чужого имущества.
А если взять закон о несостоятельности (банкротстве) 2002 года? Только за последние три года в него 12 раз вносились изменения. Менялись и статус арбитражного управляющего, и статус залогового кредитора, и процедура банкротства застройщиков. Конечно, все изменения были по-своему правильными и обоснованными. Однако ряд системных проблем, которые давно требуют решения, остаются без должного внимания. Я имею в виду банкротство граждан, реабилитационные процедуры, трансграничную несостоятельность, банкротство предпринимательских групп.
Другой пример — исполнение судебных решений. Меня поразила статистика, приведенная Президентом России Д. А. Медведевым на VII Всероссийском съезде судей, о том, что в России не исполняется каждое второе решение как общих, так и арбитражных судов. И еще больше поразили цифры, приведенные представителями судебных приставов Москвы на заседании нашего подкомитета 31 октября 2011 года. Оказывается, в Москве исполняется только каждое десятое судебное решение... О чем это говорит? О том, что, добившись восстановления своих нарушенных прав в суде, вы совершенно не обязательно восстановите их в действительности. Причины такого положения дел одни и те же: несовершенство законодательства, несостоятельность кадровой политики и коррупциогенность.
Сегодня мы уже обсуждаем вопросы имплементации в российское законодательство статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции «Незаконное обогащение» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Она ратифицирована Российской Федерацией без специальных оговорок. На разных площадках мы также обсуждаем проект закона об обязательном досудебном урегулировании спора. Подобные законы работают и в дальнем, и в ближнем зарубежье. Например, в Белоруссии очень эффективным является примирительное урегулирование коммерческих споров. На досудебном этапе по медиабельным делам 75 процентов хозяйственных споров заканчиваются мировыми соглашениями, 80 процентов решений по которым исполняются добровольно!
Что касается непосредственно перспектив работы подкомитета, то мы намерены помогать в первую очередь малому и среднему бизнесу. Как именно? Методологически мы ориентированы на решение трех основных задач: оптимизацию системы управления на предприятии, что дает возможность уменьшить расходы и увеличить прибыль; обеспечение публичности, а соответственно понимания и поддержки со стороны власти реального сектора производства, что позволяет избегать многих коррупционных проявлений; популяризацию превентивных антикризисных мер и культуры антикризисного управления в целом. Иными словами, мы показываем, как правильно предупредить банкротство и спасти предприятие. Если же процедура банкротства введена, помогаем ее пройти наиболее безболезненно.
— Каким образом влияет на вашу парламентскую деятельность тот опыт, который вы приобрели еще до прихода в Торгово-промышленную палату РФ? Например, служба в органах военной прокуратуры? Не могли бы вы вспомнить наиболее интересные для вас в данном плане события?
— Сложилось так, что весь предыдущий опыт работы готовил меня к той деятельности, которой я сейчас занимаюсь. В жизни было много необычных событий, о которых стоит рассказать. Был случай, когда я поддерживал государственное обвинение и попросил назначить подсудимому наказание ниже низшего предела, установленного законом. Так после этого судебного заседания адвокат упрекнул меня, что я съел его хлеб, и целый месяц со мной не разговаривал...
Как-то участвовал в судебном разбирательстве в Днепропетровском хозяйственном суде по вопросу погашения задолженности компании «Единые Энергетические Системы Украины» перед Минобороны России и «Газпромом». Эту компанию, как известно, возглавляла Ю. В. Тимошенко. Судья неоднократно порывалась выставить меня за дверь по надуманным основаниям. А после удаления в совещательную комнату для вынесения решения в зал заседания тут же были приглашены участники другого хозяйственного спора. Можете представить мое удивление?.. Судья пояснила, что решение нам сообщат, может быть, примерно через месяц, и попросила немедленно удалиться из зала суда. И это называется непредвзятость судебного разбирательства! При этом замечу, что все поданные иски в интересах Российской Федерации мы выиграли.
Еще один интересный случай. После одной публикации в СМИ мне довелось изучать уголовное дело в отношении... участников дуэли, на которой был ранен А. С. Пушкин. Все знают, как погиб поэт. Но немногие знают, что все без исключения участники дуэли были преданы суду. Напомню, по указу императора Николая I за участие в дуэли была предусмотрена смертная казнь через повешение. И вот на что я обратил внимание: с момента возбуждения уголовного дела и до вынесения приговора судебное следствие длилось всего лишь 17 дней. Объем материалов дела — два небольших тома. Несмотря на указ императора, суд приговорил секунданта Пушкина — подполковника Данзаса всего лишь к двум месяцам гауптвахты. Мера наказания была обоснована и словами Данзаса о том, что он был другом Пушкина, поэтому не мог отказать ему в секундантстве. И император с таким приговором суда согласился... Итак, что мы видим? Сроки расследования минимальны, никакого бумагомарательства, а решения законны, обоснованны, а главное — справедливы с точки зрения не только правовых, но и нравственных норм.
— За последние 20 лет в России создана внушительная законодательная база, в том числе регулирующая экономическую деятельность вообще и предпринимательскую в частности. Однако проблема состоит в том, что многие законы фактически не исполняются или исполняются слабо, что опять-таки ведет к коррупционным проявлениям. Можно ли добиться честного исполнения действующих законов?
— Мой опыт свидетельствует, что это возможно. Вопрос заключается еще и в том, что сам закон может не нарушаться, а просто недобросовестно исполняться. Кроме того, для исправления ситуации законопроекты нужно подвергать более тщательной экспертизе на предмет их коррупциогенности с привлечением как практикующих юристов, так и ученых в этой области. Более того, любой сложный механизм, в том числе юридический, требует «обслуживания» и «настройки». Нужно наладить постоянный системный мониторинг правоприменительной практики, регулярно и своевременно вносить поправки в действующее законодательство.
При этом хочу отметить, что невозможно добиться исполнения законодательства только карательными мерами или принятием новых законов. Здесь надо вести речь и о повышении правовой культуры в целом, причем всем нам. Первопроходцами, безусловно, должны быть чиновники, работники судебных и правоохранительных органов. Именно они являются ориентирами высокого правосознания и примером нетерпимости к этому злу.
Россиян больше всего возмущает несправедливость. Причем нередко избирательная. Например, их, как правило, не беспокоит поведение сотрудника ГИБДД, если он предлагает дать ему взятку в размере 500 рублей вместо того, чтобы уплатить 1000 рублей штрафа. Их возмущает вымогательство взятки тогда, когда они не нарушали Правила дорожного движения, а у них вымогают те же 500 рублей. Но нетерпимость к правонарушениям должна быть одинаковой всегда.
— Бытует принцип: пусть все выйдут из тени, а потом и я выйду...
— Увы, да. Но наша с вами задача сделать так, чтобы бытовал другой принцип: жить честно престижно и выгодно.
— Одного убеждения мало, надо создать условия.
— Законов у нас более чем достаточно. Вопрос в кадрах, которые действительно решают все. Если кадровая политика будет на должном уровне, поверьте, порядок возможен и при нынешних законах.
— Кстати, о кадрах. Совсем скоро, 4 марта, гражданам России предстоит принять важнейшее кадровое решение — избрать президента страны. Будет определен курс на следующие шесть лет, и это прежде всего касается социально-экономической политики государства. Как вы считаете, что в этой политике стоило бы изменить, а что сохранить независимо от того, кто займет место в Кремле?
— Прошедшие выборы в Государственную думу подтвердили состоятельность курса, фактически народного курса, ОНФ и ЕР. Ряд позиций этого курса согласуются с озвученной программой кандидата в Президенты России В. В. Путина. На мой взгляд, необходимо сохранить подход к экономическому развитию страны с точки зрения потребностей и интересов простого гражданина, жителя России, исключив чисто монетаристские позиции. Например, одной из поставленных задач на будущее является создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, что в корне изменит структуру экономики и облик нашей страны. Это обеспечит людям более высокие трудовые доходы, более интересную, творческую работу и создаст широкие возможности для профессионального роста каждого человека. При этом стоит заметить, что сегодня в России один из самых низких уровней безработицы. За последние два года число безработных сократилось на два миллиона человек. Россия успешно преодолела наиболее сложный этап мирового экономического кризиса и восстанавливает свою экономику быстрее, чем это делает большинство развитых стран. В 2011 году у нас была самая низкая инфляция за последние 20 лет — меньше 7 процентов.
Кроме того, нам необходимо и дальше развивать принципы социальной защиты малообеспеченных слоев населения, так же как и социальной ответственности бизнеса и социальной инициативы граждан. К примеру, в период кризиса государство полностью выполняло свои социальные обязательства. В стране нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного минимума, средний размер трудовой пенсии в реальном выражении за четыре года вырос в 1,5 раза, а средние зарплаты учителей и врачей приблизились к средним зарплатам в регионах.
Необходимо дальше продвигать преобразования, касающиеся прозрачности власти и развития гражданского общества. Эти реформы важны еще и потому, что уничтожают саму среду существования коррупции, являются ее эффективной профилактикой. Что касается непосредственно коррупции, то здесь особого внимания заслуживают в том числе инициативы по введению контроля за расходами лиц, занимающих государственные должности РФ, декларирование крупных расходов, реализация положений Конвенции ООН против коррупции с установлением ответственности за незаконное обогащение, ужесточение наказания за коррупционные преступления в виде кратных штрафов и конфискации имущества.
Полагаю возможным усовершенствовать кадровую политику, в которой не будет места эмоциональным решениям и решениям, нарушающим принцип меритократии. У власти должны находиться люди, добившиеся определенных прав исключительно благодаря своим личным заслугам и способностям. Для решениях этих и других задач нам нужна стабильность. И прежде всего стабильность во власти.
— Насколько сильно изменилась ваша жизнь после избрания в парламент и коснулись ли эти перемены вашей семьи и друзей?
— Внешне моя жизнь практически не изменилась. Государственной службе я отдал без малого 27 лет, поэтому мой график работы понятен моим близким, и подстраиваться под него им уже не надо. Другое дело, что существенно изменилось содержание работы. Прорабатывать и принимать законы, встречаться с избирателями, вести прием граждан, давать интервью журналистам — все эти занятия новые и необычные. Но я и раньше часто выходил из «зоны комфорта», а значит, и здесь надеюсь скоро привыкнуть.
К переменам в моей жизни семья отнеслась с пониманием и приняла это как должное. А мои отношения с друзьями не зависят от той должности, которую я занимаю. Если происходит иначе, то, наверное, это уже не дружба. Друзья меня не критикуют, скорее сочувствуют, хотя, наверное, в этом есть доля иронии. Семья же поддерживает всегда.
— Какие качества вы особенно цените в людях и хотели бы видеть, например, в своих сыновьях?
— Больше всего ценю в людях открытость, отзывчивость, искренность, верность и преданность. Никогда не пользуюсь слабостями других людей и ценю, когда другие поступают так же. Эти качества, надеюсь, я привил и своим детям.
— А чему еще, кроме экономики и политики, находится место в вашей жизни?
— Мне нравится классическая музыка, особенно Токката и фуга ре-минор Иоганна Себастьяна Баха, «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена. Могу часами слушать Никколо Паганини... В детстве я учился в музыкальной школе, но не слишком успешно, часто пропускал занятия, иногда сам себе оценки ставил. Любовь к классике пришла гораздо позже. Музыка — это особый мир, и великие шедевры не требуют перевода. Очень приятно, приходя в театр, видеть полный зал. И еще люблю путешествовать, когда появляется возможность.
Справка «Бюджета»
Анатолий Борисович ВЫБОРНЫЙ, депутат Государственной думы
Родился 8 июня 1965 г. в городе Шепетовка Украинской ССР.
В 1988 г. окончил Львовское высшее военно-политическое училище, в 1994 г. — Московскую государственную юридическую академию по специальности «правоведение».
В
В
В 2010 г. — заместитель начальника Департамента по вопросам профилактики и противодействия коррупции Управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров.
С 2011 г. — председатель подкомитета по антикризисному управлению Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.
4 декабря 2011 г. избран депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции.
Полковник юстиции запаса.
Женат, имеет двоих детей.