Очевидным является факт, что коррупция парализует эффективное развитие нашего государства. Для противодействия мздоимству одних законодательных мер недостаточно, а если они властью предпринимаются, то должны быть последовательными. Когда государством вводится декларирование имущества чиновника, членов его семьи, то правоприменительная практика должна обеспечивать строгий контроль данного процесса. Не секрет, что имущество, которым реально владеют российские государственные и муниципальные служащие, зачастую оформляется на их ближних и дальних родственников. Для «заметания следов» совершаются мнимые, притворные и прочие незаконные сделки. Если гражданин приглашается на госслужбу, то он обязан декларировать все свое имущество и ежегодно отчитываться о произведенных расходах. Налоговой службе следует беспристрастно проверять все сведения. Кроме того, закон должен запрещать одному и тому же чиновнику занимать одно и то же кресло более пяти лет. Ведь очевидно, что за многие годы службы он обрастает различными связями, в том числе коррупционными. Есть же пример некогда криминального Сингапура, где всего 200 сотрудников отдела по борьбе с коррупцией обеспечивают реальный правопорядок...
Другая важная составляющая — судебная система. Надо организовать ее работу так, чтобы судье или председателю суда нельзя было позвонить и попросить его закрыть глаза на те или иные факты, принять то или иное решение. Если совершено правонарушение, а тем более тяжкое резонансное преступление, ему должна быть дана адекватная правовая оценка.
Не секрет, что российская судебная система работает в условиях все возрастающей нагрузки. Например, судьи арбитражных судов отдельных регионов вынуждены рассматривать в месяц более 100 дел, при научно обоснованной норме — 16,5. Работа в таких условиях не позволяет судье адекватно воспринимать и анализировать сложные вопросы правоприменительной практики. Преодолению сложившегося положения должно помочь досудебное урегулирование споров. Здесь уместно вспомнить наш недавний опыт — работу Государственного арбитража при Совете Министров СССР. Тогда, не пройдя досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров, обратиться с заявлением о рассмотрении хозяйственного спора было просто нельзя. Убежден, что в сложившихся условиях нужно ввести досудебный порядок урегулирования споров по всем категориям дел.
Для решения данной проблемы в 2010 году законодатели предложили нам американскую модель медиации. Ведущие российские эксперты предупреждали и Комитет Госдумы по законодательству, и разработчиков закона о том, что данная модель в нашей стране работать не будет. Ментальность россиянина такова, что при возникновении конфликта он обращается либо к государству, либо к знакомым из силовых структур, либо к криминальным авторитетам. Исторический опыт показывает, что эффективными миротворцами в России всегда были представители властных структур и религиозных конфессий. А к тем медиаторам, которые официально работают с 1 января 2011 года, народ не идет. Во-первых, им не верят. Во-вторых, им не готовы платить запрашиваемые ими деньги. Для справки: час работы некоторых медиаторов стоит 10 тыс. руб.! Такую сумму не каждый успешный предприниматель готов выложить, не говоря уже о простом гражданине. В США для развития медиации была создана целая сеть волонтерских организаций, ее очень активно пропагандировали в СМИ. Изначально денег с людей не брали вообще.
Я занимаюсь разработкой концепции судебного примирения с 2006 года. Фактически речь идет о возрождении национальных традиций, которые мы, к сожалению, утратили. Напомню, что в Российской империи эффективно работали совестные суды, созданные по указу Екатерины II, и коммерческие суды, разрешавшие торговые споры. Главной задачей и тех, и других было примирение сторон. Мы предложили похожую модель, в 2009 году был подготовлен законопроект и юридическая общественность его поддержала. Сейчас ждем пленума Высшего арбитражного суда РФ, который направит соответствующую инициативу в Госдуму. Убежден, что А. Б. Выборный возглавит группу депутатов, которые будут способствовать продвижению законопроекта. Конечно, судебные примирители пройдут специальную подготовку, и жалованье им станет платить государство. Это будут судьи в отставке или помощники судей.
Часть участников арбитражного процесса закладывают в свои бюджеты определенные суммы на так называемую работу с судьями. Появилась новая профессия — «адвокаты-почтальоны», носящие конверты с деньгами. А зачем носить? Ведь платить за судебное примирение согласно упомянутому законопроекту не нужно. Поэтому данное направление очень перспективное, закон об изменении Арбитражного процессуального кодекса РФ надо срочно принимать и вводить в действие.