Версия для печати 8387 Материалы по теме
Под прицелом —  системная коррупция

черницев
В 2011 году в рамках реформы МВД Департамент экономической безопасности был ликвидирован, а вместо него создано новое подразделение — Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Принципиальное различие между этими подразделениями заключается в структурном построении подразделений и подходах к выполнению стоящих перед ними задач. Непосредственно вопросами борьбы с коррупцией в главке занимается Управление «К». Юрий Александрович ЧЕРНИЦЕВ, начальник Управления «К» ГУЭБиПК МВД России, полковник полиции

Впроцессе комплектования управления главка проводился строгий отбор кандидатов, причем предпочтение отдавалось офицерам региональных подразделений экономического блока и бывшего ДЭБ МВД России. Все сотрудники управления успешно прошли внеочередную аттестацию. Их дальнейшая карьера будет зависеть от высоких показателей оперативно-служебной деятельности, учитываться будут и морально-психологические качества.

Главная задача управления — оздоровление экономической ситуации в стране с помощью противодействия экономическим и коррупционным преступлениям. Уже возбуждены и расследуются громкие уголовные дела по фактам преступлений, совершенных высокопоставленными должностными лицами различных органов власти. Основные усилия мы сосредотачиваем на выявлении, пресечении и раскрытии наиболее общественно опасных преступлений, в том числе связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности со стороны высокопоставленных должностных лиц при осуществлении разрешительных, контрольных и надзорных функций, а также при проведении ревизий и проверок.

Об эффективности деятельности главка говорит, в частности, следующий показатель: средний размер взятки и коммерческого подкупа в 2011 году составлял около 9 млн руб. по преступлениям, выявленным непосредственно сотрудниками главка, и 236 тыс. руб. — по преступлениям, выявленным всеми правоохранительными органами страны. Дело в том, что вторая цифра учитывает в том числе бытовую коррупцию — например, мелкие взятки врачам, учителям. Задача же управления и главка, в котором работает несколько сотен высококвалифицированных специалистов, — борьба с системной коррупцией в высших эшелонах власти. Важно понимать, что сегодня коррупционные преступления совершаются не одиночками, как это было раньше, а организованными группами и преступными сообществами. Для достижения своих целей они проталкивают собственных ставленников в органы власти, что позволяет привлекать огромные денежные средства и обеспечивать продвижение «нужных» бизнес-проектов. Счет здесь может идти на миллиарды рублей.

Практика показывает, что уровень коррупции высок в тех сферах, где государство выполняет какие-либо распределительные или контролирующие функции, является заказчиком, потребителем услуг либо само является поставщиком этих услуг. В частности, в системе распределения бюджетных средств, в сфере налогообложения, таможенных отношений. Это касается и имущественных отношений, в том числе распределения, реализации, приватизации, отчуждения недвижимого имущества и, конечно же, земельных отношений. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается активизация коррупционных процессов в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Преступления данной категории выражаются, как правило, в вымогательстве взяток за оформление документов, предоставление в собственность или аренду, реализацию земельных участков, а также в незаконном переводе земель в другие категории.

Один из наших безусловных приоритетов — борьба с должностными преступлениями в системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом появляется все больше лиц, которые за незаконное денежное вознаграждение якобы готовы (на самом деле не имея на то никакой возможности) оказать влияние на различные контролирующие органы, отвечающие за распределение бюджетных денежных средств.

Подчеркну, что действующая нормативно-правовая база вполне эффективна и позволяет на достаточно высоком уровне противодействовать коррупционным преступлениям. Так, еще два года назад привлечь к ответственности посредников в получении взятки было затруднительно: для этого подходила разве что статья «Мошенничество». Теперь им посвящена отдельная статья — «Посредничество во взяточничестве». Причем она предусматривает весьма серьезное наказание — до семи лет тюрьмы со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки. Даже за обещание или предложение посредничества во взяточничестве теперь можно получить срок до семи лет со штрафом от десяти- до 60-кратной суммы взятки. И мы активно используем новые возможности.

Иначе обстоит дело с защитой лица, заявляющего о преступлении. Законодательством такая категория граждан защищена лишь в случае прямой угрозы жизни. Существуют примеры, когда в отношении заявителей по коррупционным преступлениям, связанным с тендерами и конкурсами, начиналась откровенная травля, а их бизнес намеренно уничтожался в качестве острастки тем, кто пожелает вступить в конфликт с коррумпированным чиновником. Данная проблема требует скорейшего решения.

В настоящее время гражданин действует в соответствии со своей гражданской позицией, своими нравственными принципами, совестью и жизненным опытом. В этой связи у него возникают два варианта действий. Первый вариант — прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять, что вы не желаете совершать преступление. Смириться с тем, что важный для вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше окружать себя коррупционными связями.

Второй вариант — встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям исходя из честного понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться пособником преступления. Для этого необходимо по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту вашего жительства или вышестоящие органы.

Поделиться