В истекшем году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. Проверки охватили свыше 1,1 тыс. объектов в 83 регионах страны. Объем выявленных финансовых нарушений превысил 717 млрд руб. Это на 50 % больше, чем в 2010 году. «Рекордная» цифра демонстрирует не столько рост нарушений в сфере государственных финансов, сколько гораздо большие, чем прежде, открытость бюджета и прозрачность процедур контроля. Почти половина этой суммы приходится на нарушения, связанные с неисполнением требований Бюджетного кодекса. Это предоставление бюджетных инвестиций по объектам, не включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; принятие бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств. Еще более трети — нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Общая сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств составила почти 1,2 млрд руб.
Как и в предыдущие годы, одним из основных приоритетов работы Счетной палаты оставался контроль за реализацией важнейших международных проектов, в том числе за подготовкой к сочинской Олимпиаде в 2014 году и Форуму АТЭС-2012 во Владивостоке. По мнению Палаты, ритмичности олимпийской стройки мешают экологические издержки, затягивание сроков принятия проектной документации и срывы сроков землеотвода под строительство объектов. А на Дальнем Востоке серьезное беспокойство вызывают выявленные нарушения на сумму 6,5 млрд руб. и низкие показатели освоения средств.
Нарушения в транспортной сфере
Широкий резонанс в обществе получила проведенная Счетной палатой проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на развитие и содержание транспортного комплекса города Москвы. Как установила Счетная палата, за три года Правительство Москвы шесть раз меняло государственных заказчиков в сфере метростроения. Соответственно, в зоне прямых коррупционных рисков оказались бюджетные средства в объеме свыше 75,4 млрд руб. Так, без законных на то оснований из бюджета города предоставлены субсидии ГУП «Мосавтотранс», ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Авиакомпания „Атлант-Союз“» на общую сумму более 7,1 млрд руб. На отдельных изученных участках Московского метрополитена затратная стоимость одного километра туннеля колебалась в «вилке» от 3,4 до 6,9 млрд руб. Цена строительства одного километра автодорог в столице, как установила Счетная палата, колебалась от 1,5 до 4,8 млрд руб. Одним из результатов этой проверки стала смена руководства транспортного комплекса Правительства Москвы и Московского метрополитена.
Предновогодний авиаколлапс 2010 года и прошлогодний январский теракт в аэропорту Домодедово поставили в повестку Счетной палаты проверки Шереметьева и Домодедова за 2009 и 2010 годы. Деятельность Федерального агентства воздушного транспорта по нормативно-правовому регулированию воздушных перевозок Счетная палата признала неэффективной. Система контроля за использованием федеральной собственности и бюджетных средств в аэропортах Домодедово и Шереметьево на момент проверки отсутствовала. Это касается и средств, направляемых на обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Так, в аэропортах не был установлен порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. ЗАО «Международный аэропорт „Домодедово“», на которое возложены обязанности главного оператора аэропорта, вообще контролируется иностранным юридическим лицом.
В связи с июльской катастрофой теплохода «Булгария» в фокусе внимания контрольного органа оказалась ситуация с безопасностью водного транспорта. Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение безопасности судоходства, показала неэффективность регулирующей деятельности Министерства транспорта РФ в этой сфере. Современные нормативные документы по обеспечению безопасности судоходства не утверждены до сих пор. Из 334 судоходных гидротехнических сооружений 194 на момент проверки имели пониженный уровень безопасности. Неэффективна и действующая система государственного контроля безопасности плавания: значительная часть проверок осуществляется коммерческими организациями, которые, будучи судовладельцами, оценивают техническое состояние оборудования своих же судов.
Объект проверок — бюджет
На фоне действий Правительства России по оптимизации структуры федерального бюджета огромное значение приобретает аудит доходов и расходов государства. В ушедшем году Счетная палата провела проверку эффективности администрирования налога на прибыль организаций и эффективности мер, направленных против минимизации налоговых обязательств с использованием трансфертного ценообразования за 2009 и 2010 годы. Обнаружилось, что в
При этом, как показал проведенный Счетной палатой мониторинг использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, существенного повышения эффективности и прозрачности закупок не произошло. Действующее законодательство в этой сфере по-прежнему не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных и муниципальных закупок, допускает возможность оплаты невыполненных работ, необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными и недобросовестными исполнителями. По мнению Счетной палаты, это лишний раз подтверждает необходимость скорейшего формирования федеральной контрактной системы.
Еще одна высокорисковая зона — бюджетные субсидии. В 2010 году их объем составил 1,8 трлн руб. Огромные траты на поддержку компаний с госучастием и взносы в уставные капиталы госкорпораций неоправданно разгоняют госрасходы, разбалансируют бюджетную систему. По итогам проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2009 и 2010 годах государственным корпорациям, Счетная палата констатировала, что практика выделения субсидий без закрепления порядка использования остатков этих средств создает условия для их неэффективного использования. Так, по состоянию на 31 марта 2011 года объем неиспользованных средств в госкорпорации «Ростехнологии» составил 2,8 млрд руб.
В прошлом году Счетная палата отдала должное также контролю долговой устойчивости страны. С начала 2009 по первое полугодие 2011 года объем государственного долга Российской Федерации вырос более чем на 71 %, государственный же внутренний долг за тот же период увеличился в 2,4 раза. Очевидно, это неблагоприятная тенденция. Российский показатель, характеризующий отношение объема государственного долга и годовой стоимости его обслуживания к доходам государства, приближается к пороговому значению, за которым возникает риск недостаточности доходов для покрытия планируемых Правительством РФ заимствований.
Обороноспособность, жилье, социалка, пенсионные фонды
В фокусе внимания Счетной палаты в ушедшем году оставалась и обороноспособность страны. Объем финансовых нарушений, выявленных в военном ведомстве в ходе проверки законности и эффективности использования бюджетных средств в Вооруженных силах, превысил 100 млрд руб. Это почти 7 % от оборонного бюджета страны. При этом почти половина нарушений (46,5 млрд руб.) связана с обеспечением военнослужащих жильем.
Большое социальное значение имеет и контрольное мероприятие, проведенное в госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Счетная палата выявила здесь неэффективное использование бюджетных средств в объеме 16,4 млрд руб. Нельзя, однако, не отметить, что руководство Фонда эффективно работает над устранением нарушений. В частности, госкорпорацией инициировано законодательное усиление требований в части обязательств регионов вовремя завершать свои программы капитального ремонта и переселения из аварийного жилья.
Среди контрольных мероприятий в социальной сфере нельзя не упомянуть аудит эффективности федеральной целевой программы по социальной поддержке инвалидов. Выяснилось, что половина выделенных на эти цели средств была потрачена неэффективно, а по более чем 42 % программных мероприятий ожидаемые результаты не достигнуты.
Широкий резонанс получила и проверка деятельности негосударственных пенсионных фондов по реализации прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. До настоящего времени, отметила Счетная палата, законодательно не закреплены механизмы сохранности средств пенсионных накоплений, источники и порядок покрытия убытка, а также ответственность негосударственных пенсионных фондов при нарушении прав застрахованных лиц. Большинство из них не обеспечивают сохранность средств пенсионных накоплений с учетом инфляционных потерь.
Результаты проверок
Из 56 предложений и замечаний Счетной палаты, сделанных и федеральным органам исполнительной власти по результатам проверок исполнения федерального бюджета, приняты или принимаются меры по 44. В 2011 году в правоохранительные органы по результатам проверок Счетной палаты направлено 176 материалов. По ним возбуждено 72 уголовных дела. По представлениям контрольного органа к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 440 должностных лиц, 62 уволено.
В рамках действующих соглашений с Генпрокуратурой, Следственным комитетом, МВД и ФСБ проведено 55 совместных проверок. Параллельно с правоохранительными органами реализуются мероприятия по борьбе с коррупцией. В Счетную палату от физических и юридических лиц в прошлом году поступило порядка 2 тыс. обращений, многие из которых были использованы при подготовке планов предстоящих контрольных мероприятий.
Нормативная база
В истекшем году вступил в силу Закон «Об общих принципах организации и деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов» — базовый документ, завершивший формирование единой системы государственного финансового контроля. Вступили в силу и поправки в Закон «О Счетной палате Российской Федерации», предоставившие ей возможность проверять деятельность государственных корпораций.
Наконец, разработан проект новой редакции Закона «О Счетной палате Российской Федерации». Законопроект приводит нормы действующего закона в соответствие с международными документами, регулирующими деятельность высших органов государственного финансового контроля стран — членов Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Счетной палате РФ придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Расширяется круг задач Счетной палаты. Теперь она будет оценивать реализуемость и результативность достижения стратегических целей социально-экономического развития страны, а также содействовать органам государственной власти в решении проблем глобальных взаимозависимостей и противодействия угрозам безопасности России. Закон впервые дает развернутые определения таких инструментов контроля, как внешний государственный аудит, финансовый аудит, стратегический аудит, аудит эффективности, ключевые национальные показатели.