— Завершился 2011 год — первый год реализации нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Как бы вы оценили работу, проделанную Федеральным фондом обязательного медицинского страхования? Что удалось и что не удалось выполнить?
— Я бы даже сказала первый этап реализации нового закона, поскольку в 2011 году внедрялись новые подходы к оказанию медицинской помощи, новые принципы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования. С 2012 года разграничены полномочия Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а с 2013 года предусматривается переход на одноканальное финансирование медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования по полному тарифу (за исключением капитального ремонта и дорогостоящего оборудования) с включением в систему с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи.
С 1 января 2011 года граждане получили реальное право свободного выбора страховой медицинской организации и ежегодной ее замены, что усиливает конкуренцию среди страховых медицинских организаций на страховом поле за застрахованное лицо. С 1 мая введен в обращение полис обязательного медицинского страхования, которым обеспечено 12 миллионов человек. В основном они выданы новорожденным детям, а также гражданам, изменившим фамилию, имя, отчество, страховую организацию. Пользуясь случаем, отмечу, что полис обязательного медицинского страхования старого образца остается действующим до 1 января 2014 года.
В 2011 году увеличилось число медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Если в 2010 году их было 8162, в
Важным решением является принятие Федерального закона №
Особое значение для перехода на одноканальное финансирование имеет такой масштабный проект, как реализация региональных программ модернизации в
Итоги 2011 года свидетельствуют, что Закон начал работать на застрахованное лицо, формируются стимулы деятельности медицинских учреждений и страховых медицинских организаций в зависимости от того, насколько застрахованное лицо удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи. Решить задачу обеспечения гарантий застрахованным лицам по оказанию базового объема медицинской помощи на основе финансово-просчитанных единых порядков и стандартов медицинской помощи нам предстоит в самое ближайшее время.
— Внедрение нового закона совпало с реализацией программы модернизации здравоохранения, выделением дополнительных бюджетных средств на нее. Как это повлияло на деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году?
Что конкретно удалось сделать?
— Сразу хочу отметить, что реализация региональных программ модернизации здравоохранения — важнейшая часть реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, основа для развития здравоохранения в последующие годы. Дефицит системы был много лет. Дифференциация по уровню оказания медицинской помощи и по уровню ее финансового обеспечения между регионами достигает 25 раз! Необходимо выравнивать существующие диспропорции для обеспечения гражданам гарантий на оказание определенного базового объема и качества медицинской помощи независимо от их места проживания. Это возможно за счет организации медицинской помощи только в соответствии с едиными порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями страны, а также на основе стандартов медицинской помощи. Поэтому
Всего на реализацию программ предусмотрено 620 миллиардов рублей, в том числе 460 миллиардов рублей — средства бюджета Фонда, остальные — средства регионов. Мероприятия программы реализуются в соответствии с планами-графиками, и основной объем мероприятий приходится на 2012 год. В прошедшем году проведен капитальный ремонт в 1,7 тысячи медицинских учреждений, текущий ремонт — в 170 медицинских учреждениях. Закуплено более 85 тысяч единиц медицинского оборудования, в том числе в части развития детской медицины — более 24 тысяч единиц оборудования. В регионах начата реализация мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранении: организация персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, осуществление записи пациентов к врачу в электронном виде, внедрение систем электронного документооборота, мероприятий по ведению электронного паспорта медицинского учреждения. Закуплено более 32 тысяч единиц компьютерной техники. Начаты мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи. Дополнительные денежные выплаты уже коснулись 152 тысяч врачей-специалистов, более 240 тысяч среднего медицинского персонала.
Хотелось бы отметить успешную работу Ивановской, Курской, Брянской областей, в республиках Алтай, Бурятия и Карачаево-Черкесия в 2011 году по реализации региональных программ модернизации здравоохранения.
— Как идет процесс создания единой базы застрахованных граждан, встречаются ли на этом пути проблемы и как Федеральному фонду обязательного медицинского страхования удается их решать?
— Единая база застрахованных граждан создается с 1 мая 2011 года, то есть со дня начала выдачи гражданам полиса единого образца, основной целью которого является исключение «дублирования» страхования граждан, а также отказов застрахованным гражданам в получении бесплатной медицинской помощи вне региона страхования. База используется для создания системы персонифицированного учета, направленного на повышение эффективности функционирования самой системы обязательного медицинского страхования, поскольку позволит осуществлять постоянный контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, определять качественные и количественные характеристики потребности населения в медицинской помощи.
Что касается проблем, то я бы ответила, что в ежедневной работе Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов по актуализации региональных сегментов единого регистра застрахованных иногда возникают рабочие ситуации, которые оперативно решаются во взаимодействии с Пенсионным фондом Российской Федерации и органами ЗАГСов. В дальнейшем работа будет продолжена в направлении оптимизации процедур обеспечения граждан полисами обязательного медицинского страхования в случае необходимости, включая сроки и способы их получения с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
— Руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования считает позитивной тенденцией сокращение количества страховых медицинских организаций. Но если тенденция продолжится, не возникнет ли ситуация, когда крупные компании смогут вступить в сговор между собой? Можно ли предотвратить подобное развитие событий?
— Нормы нового закона обеспечивают реальную конкуренцию между страховыми медицинскими организациями за застрахованных граждан, имеющих полис обязательного медицинского страхования — «чековую книжку» за предоставляемую медицинскую помощь. С 1 января 2011 года страховая медицинская организация должна взаимодействовать с гражданами и доказывать, что она нужна конкретному гражданину в качестве его «адвоката». Это важный стимул для страховой медицинской организации быстро и профессионально работать с каждым обращением граждан, с каждой жалобой, обеспечивая при этом современный уровень инфраструктуры связи (SMS-оповещение, e-mail, максимально удобные для населения графики работы, доставка полисов на дом лицам с ограниченными возможностями, консультирование в круглосуточном режиме по многоканальной телефонии и т. д.).
На 1 января 2011 года осуществляли деятельность в сфере обязательного медицинского страхования 95 страховых медицинских организаций, а за истекший год их количество сократилось до 89. По нашим оценкам, через два года их число сократится до 60, так что монополизации не будет. Уход с рынка тех, кто не может обеспечить работу по улучшению качества и доступности медицинской помощи, на высоком уровне выполнять полномочия, возложенные законодательством по защите прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, окажет позитивную роль, так как на нем останутся только надежные компании, имеющие значительные финансовые ресурсы для защиты интересов граждан.
Конкуренция среди страховых медицинских организаций за «потенциального пациента» еще более усилится, так как по окончании реализации региональных программ модернизации и перехода на оплату полного тарифа за неработающее население финансовые ресурсы обязательного медицинского страхования увеличатся с 547 миллиардов рублей в 2011 году до 1,4 триллиона к 2015 году и при законодательно установленном нормативе расходов на ведение дела для страховой медицинской организации в размере от 1 до 2 процентов от объема полученных по дифференцированным подушевым нормативам средств обязательного медицинского страхования финансовая заинтересованность страховых медицинских организаций будет также расти.
В целях информированности застрахованных лиц о работе страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, Фондом утвержден приказ от 26.12.2011 № 243 «Об оценке деятельности страховых медицинских организаций», в соответствии с которым Фонд будет производить ежеквартальную оценку деятельности страховых медицинских организаций (филиалов) по каждому из 14 показателей в разрезе регионов и страховых медицинских организаций, а также ежеквартально размещать полученную информацию на своем официальном сайте www.ffoms.ru в сети Интернет. Разумеется, не следует ожидать, что оценка будет сформулирована «хорошая страховая» или «плохая страховая». Но граждане смогут самостоятельно оценить деятельность выбираемой страховой медицинской организации, сравнивая показатели ее работы с другими страховыми организациями, работающими на территории региона. В настоящее время на сайте размещен рейтинг страховых медицинских организаций по результатам работы за 9 месяцев 2011 года.
— Какие территориальные Фонды обязательного медицинского страхования, по мнению руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, работают наиболее успешно? В чем залог их успеха?
— Территориальные фонды осуществляют 18 полномочий страховщика, включая аккумуляцию средств обязательного медицинского страхования и управление этими средствами, осуществление финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в регионе, а также защиту прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования. Но когда мы говорим об оценке работы территориальных фондов, все-таки для нас в большей степени важна оценка эффективности системы обязательного медицинского страхования в регионе. А в том случае должна учитываться работа страховой медицинской организации и медицинских организаций как участников системы обязательного медицинского страхования.
Такую «рабочую оценку» мы осуществляем ежегодно по следующим направлениям: качество управления, обеспечение финансовой устойчивости, защита прав застрахованных, организация оплаты медицинской помощи и эффективность использования средств, направленных на улучшение показателей здоровья населения. По результатам 2010 года десятка лидеров выглядела следующим образом: Тюменская область, Вологодская область, Томская область, Мурманская область, Владимирская область, Белгородская область, Республика Бурятия, Калининградская область, Пензенская область, Липецкая область.
В настоящий момент мы работаем над расширением перечня показателей состояния здоровья граждан, что в большой мере отражает эффективность использования средств обязательного медицинского страхования, а значит, работы территориальных фондов, страховых медицинских организаций и медицинских организаций региона.
— Возникают ли у региональных финансовых органов трудности в связи с передачей полномочий в сфере здравоохранения? Если да, то в чем причины? Как эти трудности преодолеваются?
— Да, в ряде регионов возникают. Поскольку это самое «объемное» расходное обязательство муниципальных районов (городских округов), то при передаче его на региональный уровень возникает необходимость пересмотра сложившейся в регионе системы межбюджетных отношений. Иными словами, передача расходов муниципалитетов на региональный уровень должна сопровождаться адекватным сокращением региональных межбюджетных трансфертов бюджетам этих муниципалитетов. Однако в отдельных случаях, когда основной объем расходов на здравоохранение приходится на крупные экономически развитые города (в первую очередь столицы регионов), отрегулировать это в рамках действующего бюджетного законодательства не всегда возможно. Самодостаточные муниципальные образования, передав значительный объем расходов на региональный уровень, высвобождают значительные финансовые ресурсы. Межбюджетные трансферты из региональных бюджетов в отношении таких муниципалитетов либо незначительны, либо не предусматриваются. Механизм введения «отрицательных трансфертов» также не компенсирует необходимый объем финансовых ресурсов.
Частично эта проблема решена статьей 4 Федерального закона от 29.11.2010 №
В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации продолжает законодательную работу по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне, которая направлена в том числе и на решение вышеуказанных проблем.
— В отдельных случаях часть полномочий в сфере здравоохранения, с согласия губернатора, остается у муниципалитетов (крупные города). Как бы вы оценили подобную практику?
— Статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 №
Как мы оцениваем практику? Объективная оценка дается самими гражданами региона, которым все равно, кто исполняет полномочия, но не все равно, как оказывается медицинская помощь. Любое решение региона о передаче с 2012 года полномочий на региональный уровень или сохранении в 2012 году их на муниципальном уровне абсолютно оправданно, если оно принято в интересах населения региона.
— По вашему мнению, передача полномочий с муниципального на региональный уровень приведет к повышению качества медицинского обслуживания и повысит его доступность для населения?
— Здравоохранение как ни одна сфера социальной жизни не должно быть привязано к границам муниципальных образований. Существующее до 1 января 2012 года разграничение полномочий между региональными и муниципальными уровнями привело к резкой дифференциации в уровне доступности и качества медицинской помощи не только между регионами, но и в пределах одного муниципалитета.
Принятое решение о передаче полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень направлено на формирование сбалансированной системы здравоохранения и оказания медицинской помощи, основанной на единых принципах охраны здоровья, включая применение единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, что позволяет обеспечить преемственность всех видов медицинской помощи, наиболее эффективное использование сети медицинских учреждений.
В ряде регионов уже с 2011 года полномочия осуществлялись на региональном уровне. Мониторинг ситуации в этих регионах проводился, губернаторы и руководители органов здравоохранения информировали о повышении качества и доступности медицинской помощи. Кроме того, отмечу, что за регионами сохраняется законодательное право делегирования в установленном порядке своих полномочий в сфере здравоохранения муниципалитетам.
— Каковы планы Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год с учетом результатов, достигнутых в 2011 году? Что еще планируется сделать в рамках реализации Закона «Об обязательном медицинском страховании граждан»?
— В 2012 году работа Федерального фонда обязательного медицинского страхования будет направлена на дальнейшую реализацию Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также принятых федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Последний имеет ряд значительных новаций.
В результате разграничения полномочий Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования на региональный уровень делегируются полномочия Российской Федерации по реализации базовой программы обязательного медицинского страхования на территории регионов. Финансовым обеспечением переданных полномочий являются субвенции в объеме 603,3 миллиарда рублей. В 2012 году за счет средств бюджета Фонда в объеме 244,1 миллиарда рублей продолжится финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.
Особая тема — сельское здравоохранение, где злободневной темой остается привлечение молодых специалистов в сельскую местность. Для решения этой задачи Фондом в 2012 году будут осуществляться единовременные компенсационные выплаты молодым сельским врачам, прибывшим в 2011 и 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельские населенные пункты. Привлечение сельских медицинских специалистов — это задача регионов, выделение компенсационных выплат из расчета одного миллиона рублей на специалиста — стимулирование решения данной задачи. Финансовый ресурс в бюджете Фонда определен в объеме до 11 миллиардов рублей.
2012 год является завершающим для Фонда в части предоставления межбюджетных трансфертов федерального бюджета территориальным фондам обязательного медицинского страхования в рамках реализации национального проекта «Здоровье» на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. В этой связи необходимо обеспечить своевременное освоение федеральных средств регионами и проработку механизмов включения этих направлений в мероприятия территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
На Федеральный ФОМС возлагается большая ответственность в части аккумулирования средств обязательного медицинского страхования и управления ими, формирования и использования резервов в целях обеспечения финансовой устойчивости системы для предоставления гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу необходимой медицинской помощи. Большая работа предстоит по осуществлению контроля за соблюдением территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования.
Защита прав граждан остается приоритетной задачей Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Именно сигналы с мест характеризуют эффективность функционирования нашей системы. В этом направлении необходима постоянная работа по информированию граждан об их правах в системе обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи, проведение предупредительных мероприятий, экспертиз объемов, условий и качества оказания медицинской помощи.
Все вышеупомянутые задачи сопряжены, и работа Фонда будет направлена на подготовку перехода всех участников системы на одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования и переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу. Впереди много интересной работы.