Как мир и Россия пережили кризис
Мир в целом и Россия в частности не так уж плохо преодолевали кризис в
Однако на этом радостном фоне очевидны проблемные тренды, причем не всегда имеющие экономические причины, например цунами, наводнения и прочие спецэффекты глобального потепления, за которыми следуют провалы компаний и экономик в Юго-Восточной Азии. Среди ключевых проблем — дефицит госбюджетов, рост безработицы, замедление экономического роста, увеличение числа пенсионеров на каждого работающего. Этот список дополняет рост цен на труд и сырье в Китае и других странах, обеспечивавших дешевое мировое производство. Также в ходе кризиса многие компании ввели экономрежим и стремятся достигнуть прежних результатов меньшим числом персонала. В результате современный человек, особенно в России, не имеет гарантий роста благосостояния в течение жизни, а молодежи — и не только ей — угрожает безработица.
Очевидной тенденцией является ослабление банковского сектора и основных валют: по всему миру в 2011 году произошло
В целом масштаб и разнообразие угроз экономике выросли к 2011 году многократно, однако нервная система предпринимателей в кризис закалилась и состояние компаний устойчиво. Паники в среде предпринимателей не наблюдается, и вот тому яркий индикатор: малый и средний бизнес взял в 2011 году кредитов на 1 трлн руб., что на 70 % больше, чем годом ранее. В целом компании делают ставку на интенсификацию, агрессивность и мобильность управления, высокую плотность обратной связи по всей цепочке работы бизнеса, балансировку личных и деловых интересов сотрудников. Успешные бизнесы стремятся учитывать динамику и сегментацию клиентского спроса по целям, а также возможности и мотивацию кадрового рынка разных поколений; оптимизировать свое предложение и «садиться» на долгосрочные позитивные тренды, смещаясь в растущие отрасли и перспективные регионы, а также осваивая новые эффективные технологии. В то же время компании-лидеры продолжают экспансию по России и миру, стартуют инвестиционные проекты, а ведущие российские бизнесы и регионы вкладываются в долгосрочные программы, которые должны дать эффект через 10, 20, 50 лет.
Экономические тенденции: инвестиционный ракурс
По оценкам Boston Consulting Group, общее число зарубежных фирм, готовых инвестировать в свой рост путем органичных инвестиций, слияний и поглощений, выросло в 2011 году с 57 до 64 %. К проведению слияний и поглощений особенно склонны финансовые учреждения (34 %), производственные компании (27 %) и энергетический сектор (23 %). К крупномасштабным приобретениям будет готова каждая шестая иностранная компания. Среди фирм с оборотом более 15 млрд евро потенциальных инвесторов около трети. Это обусловлено накопленными запасами наличности, а также уверенностью в том, что на приобретениях можно будет сэкономить.
Западные инвесторы в 2012 году сохраняют интерес к России в диапазоне от сотрудничества до инвестиций, но учитывают при этом процессы консолидации на ряде российских рынков (финансы, товары повседневного спроса, ретейл, недвижимость и др.). Для принятия решений об инвестировании также важны приоритеты и динамика развития территорий. В ЦФО и СЗФО растет автомобильный и строительный сектора, в ПФО — строительство и машиностроение, в ЮФО — стройматериалы, АПК и пищевая промышленность, в УрФО — энергетика, высокие технологии, металлургия. В ДВФО делают ставку на стройматериалы, пищевую промышленность и золотодобычу, а СФО активно инвестирует в свои традиционные отрасли — лесную и металлургическую.
На сегодня топ-10 инвестиционно-привлекательных российских регионов (по рейтингу компании «АРБ-ПРО»), в которых высоки объемы промышленного производства и строительства, растут грузооборот и трудовой резерв, число бизнесов и обороты розничной торговли, выглядит следующим образом: Тюменская область, Санкт-Петербург, Белгородская область, Татарстан, Сахалинская область, Москва и область, Самарская область, Чукотский автономный округ и Липецкая область. В этих регионах уже успешно работают российские и иностранные инвестиции, что является хорошим прецедентом для дальнейших иностранных вливаний. Более всего иностранцы вкладывают в Сахалинскую, Тюменскую и Калужскую области, Москву и Санкт-Петербург с областями, Пермский край, Нижегородскую и Калининградскую области. По прогнозам той же АРБ-ПРО, в ближайшие годы ожидается рост экономики и инвестиционной привлекательности Омской, Калужской, Воронежской, Свердловской, Московской и Астраханской областей, а также Республики Мордовия.
Говоря о перспективах регионов, важно понимать, что интеграция Российской Федерации в мировое сообщество создает определенные риски. Так, реализованные практически планы по вступлению в ВТО имеют плюсы в виде перспектив снижения коррупции и роста инвестиционной привлекательности, увеличения ВВП и активизации сотрудничества с Азией, но угрожают отечественным производствам, неспособным конкурировать с зарубежными аналогами.
При этом надо помнить, что, с точки зрения инвесторов, экономика РФ продолжает оставаться высокорисковой: она преимущественно обслуживает тренды КНР, ЕС, США, сохраняя тяжелый экономический климат и коррумпированность. Различные прогнозы развития российской экономики на 2012 расходятся, предрекая ей
При этом общая устойчивость российской экономики к глобальному экономическому спаду в 2012 году выше, чем в 2008 году: положительный эффект дали естественный отбор, открытие новых производств и создание новых рабочих мест, оживление транзита, импорт-замещение как результат, а также укрепление банковского сектора и формирование резервов. Однако регионы и их предприятия должны быть готовы к росту конкуренции вследствие продолжающейся консолидации и снижения платежеспособности клиентских секторов.
Тенденции развития российского коммерческого сектора
Российский бизнес активизируется: крупные компании (Сбербанк, «Газпром», РЖД) поворачиваются лицом к рынку, реализуя более клиентоориентированные и современные стратегии бизнеса. В России ежедневно открываются новые производства и сервисы среднего и малого бизнеса. Стабильно число сделок на рынке коммерческой недвижимости. Позитивным индикатором служит рост таких показателей, как производство строительных конструктивных материалов, грузооборот транспорта, число реализуемых инвестиционных проектов.
Производство по-прежнему сконцентрировано в 14 наиболее развитых экономических регионах Центральной России — на них приходится более 50 % отгруженных товаров и услуг. Однако в 2011 году страна проснулась от кризисного сна и открывает до полсотни новых производств в месяц. Это проекты разного масштаба и структуры: инновационные гидросамолеты и пассажирские судна, двигатели пятого поколения и новые атомные реакторы,
Ряд российских компаний являются мировыми лидерами в своих отраслях — это АЛРОСА, ОМЗ, «Росатом», «Энергомера», «Волга-Днепр», «Светлановские электронные приборы», Parallels и Лаборатория Касперского. Так что с учетом потенциала российского бизнеса и возможностей иностранных инвестиций в 2012 году регионы могут делать ставку на развитие перспективных компаний и отраслей как для экономических целей, так и для задач развития бренда региона.
В качестве примера активного всероссийского роста региональной компании можно привести томскую кондитерско-снековую компанию KDV, которая плотно заполняет полки столичных магазинов и, поглотив за последнее время «Бриджстоун Фудс», «Сибирский берег» и «Золотой терем», стабильно удваивает выручку каждый год, включая и кризисный период. Примечательно, что для своего стремительного роста KDV не привлекала иностранных инвестиций, хотя очевидно, что, если они ей понадобятся, она получит их с легкостью, ибо своим успехом обязана четкому фокусу работы всей компании на формирование потребительской ценности и обеспечение клиентских потребностей.
Важный тренд 2012 года — активная интернетизация российских регионов. По оценкам компании «Яндекс», электронная коммерция растет по всей стране. В 2011 году ее оборот составил 366,3 млрд руб., то есть порядка 12 млрд долл. Число интернет-магазинов в Рунете в
Интернет-проникновение становится все глубже. По дневному охвату Интернет уже достигает 3/4 телеаудитории и постоянно растет. Города-миллионники полностью интернетизированы, сейчас Сеть постепенно охватывает населенные пункты численностью до 100 тыс. человек. В Сеть выходят чаще, находятся там все дольше. По прогнозам «Яндекса», к осени 2014 года Интернетом будут пользоваться 70 % граждан по сравнению с 48 %, приходящимися на осень 2011 года. В ответ на клиентскую активность в 2011 году рекламодатели удвоили прошлогодние интернет-бюджеты. Посему в 2012 году регионам стоит активней вкладываться в проекты, связанные с Интернетом.
При этом необходимо учесть главные интернет-тренды наступившего года. Прежде всего мир переходит на мобильные платформы. В частности, мобильный интернет обходит стационарный, а планшеты побеждают ноутбуки. Активно растет мобильная онлайн-коммерция, мобильные системы платежей. Растет и спрос на геолокационные сервисы и услуги. Шоппинг все чаще обходится без офлайн-магазинов, но по различным электронным каталогам. Причем это характерно уже не только для городов-миллионников, но и для регионов. Ну и, пожалуй, главное: доллар, вложенный в Сеть, дает в три раза больше отдачи, чем доллар, вложенный в обычную рекламу.
Условия инвестиционного успеха регионов
В
В 2012 году регионы должны учесть чувствительный дефицит ликвидности, рост процентных ставок по кредитам, снижение платежеспособности в потребительском и корпоративном клиентских секторах. Вырастет платежеспособность госсектора, которая, однако, не сможет компенсировать снижение спроса реальной экономики. Фондовый рынок будет колебаться вслед за основными мировыми индексами.
Другая негативная тенденция — демографическая. В России более 14 лет умирает больше людей, чем рождается, а прирост населения происходит за счет мигрантов из стран СНГ. Квалифицированных работников остро не хватает: женщины, сотрудники за 50, этнические меньшинства и люди с ограниченными возможностями сегодня важные группы для пополнения персонала любых организаций.
При этом Россия как страна BRIC привлекательна для молодых талантов со всего мира. В этих условиях руководство регионов может воспользоваться опытом работы коммерческих компаний, которые используют разнообразие типов персонала как ресурс развития: ведут наем через социальные сети и вводят системы непрерывного электронного обучения, повышают отдачу от каждого сотрудника за счет индивидуального управления и мотивации, развивают добровольное медицинское страхование в сторону программ оздоровления и поддержки эффективности сотрудников, расширяют зоны аутсорсинга и автоматизации, помогают сотрудникам соблюдать индивидуальный баланс жизни и работы, вводят организационно-управленческие инновации.
По исследованию Talent age 2020, проведенному компанией Deloitte в 2011 году, для нового поколения до 30 лет ценности и корпоративная культура компании критичны при принятии решения о работе в ней, поэтому ведущие мировые бизнесы сегодня активно следят за общностью ценностей компании и персонала, укрепляют кадровый бренд и повышают уровень своей социальной ответственности. Российский бизнес не отстает: зарплаты и системы обучения, необходимость постоянного профессионального развития и возможности самореализации сотрудников в РФ растут, догоняя уровень ЕС, США и развитых стран Азии. На этом фоне для успеха в 2012 году регионам и их инвестпроектам необходимы комплексный подход к кадровой политике, акцент на управлении мотивацией и эффективностью людей, а также особое внимание к кадровой безопасности и воспроизводству ключевого персонала.
Несколько слов о наиболее активно растущих отраслях. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт», по прибыльности с большим отрывом лидирует розничная торговля и дистрибуция (без автомобилей). Хорошую прибыль дают финансовые и коммерческие услуги бизнесу. Все еще выгодны услуги по продаже и аренде недвижимости, проектно-строительные работы, автопроизводство и сервис, пассажирский транспорт. За ними следуют ИТ и электроника, производство продуктов питания, пищевого сырья и напитков. Отрасли-аутсайдеры, в которых следует ждать спада, — производства всех остальных видов, научное оборудование и медтехника, судостроение.
Наступающий год потребует от регионов и их предприятий активного использования бережливого производства и аутсорсинга, оптимального управления проектами и эффективностью, проактивного лидерства и быстрой реакции на динамику рынков. Необходимо будет укрепить преимущества материальной базы и бренда региона, диверсифицировать вложения в его развитие, вести работу над приверженностью населения локальным предприятиям. И наконец, надо вкладываться в растущие отрасли региона и привлекать инвестиции от надежных компаний, по возможности из стран со стабильной экономикой.