С января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №
- государственных корпораций, государственных компаний;
- субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т. п.;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- автономных учреждений;
- хозяйственных обществ с долей РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности более 50 % (далее — АО, ООО);
- дочерних хозяйственных обществ указанных выше видов юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50 %;
- дочерних хозяйственных обществ указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50 % (ч. 2 ст. 1 Закона №
223-ФЗ).
Для некоторых из вышеуказанных лиц процедуры закупки оказались непривычной и малознакомой деятельностью, но не для всех. Например, госкорпорации, субъекты естественных монополий, некоторые крупные хозяйственные общества и унитарные предприятия уже и ранее самостоятельно разрабатывали регламенты или стандарты для осуществления закупочной деятельности. Автономным учреждениям из числа бывших бюджетных учреждений опыт закупок знаком в соответствии с законодательством о размещении заказа. Перечисленные юридические лица объединяет то обстоятельство, что на них не распространялось действующее законодательство о размещении заказов и при выполнении определенных условий, установленных Законом №
Важно отметить, что Закон №
Изменения в законе
На сегодняшний день Закон №
Ядро нового закона
Основной идеей Закона №
Законом №
- до 1 апреля 2012 года;
- в течение трех месяцев с даты регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц — для заказчиков, созданных после вступления в силу Закона №
223-ФЗ, то есть после 1 января 2012 года; - c 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен органом муниципального образования, — для МУПов, муниципальных АУ, хозяйственных обществ с долей муниципального образования в совокупности более 50 %, а также для «дочек» и «внучек» указанных юридических лиц.
Не разместив утвержденное Положение о закупке в соответствии с требованиями Закона №
Из определения Положения о закупке становится ясно, что именно должно найти отражение в указанном документе:
- порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные связанные с обеспечением закупки положения.
Далее по тексту Закона №
- «выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке» (ч. 2 ст. 3);
- «в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами» (ч. 3 ст. 3);
- «участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» (ч. 5 ст. 3);
- «положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация» (ч. 6 ст. 4);
- «в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе...» (перечисляются сведения, отражаемые в документации о закупке (ч. 10 ст. 4).
Публичность информации о закупках
В целом для Закона №
- Положение о закупке, а также изменения, вносимые в него (ч. 1 ст. 4 Закона №
223-ФЗ); - план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем на один год2 (ч. 2 ст. 4 Закона №
223-ФЗ); - извещение о проведении конкурса или аукциона (ч. 5 ст. 4 Закона №
223-ФЗ); - сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона №
223-ФЗ); - сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона №
223-ФЗ); - сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона №
223-ФЗ (п. 3 ч. 19 ст. 4 Закона №223-ФЗ).
В случае возникновения при ведении официального сайта технических или иных неполадок, блокирующих к нему доступ более одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с Законом №
Самостоятельность заказчиков
Свобода в правовом регулировании закупочной деятельности, предоставленная заказчикам новым законом, в первую очередь будет реализована при разработке Положения о закупке. Вопрос о том, каким должно стать Положение о закупке, вероятно, волнует многих заказчиков.
Для разработчиков Положения о закупке небесполезным окажется обращение к существующей практике применения подобных документов, например единого отраслевого стандарта государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Безусловно, для корпорации такого уровня необходим детальный документ, исчерпывающе регламентирующий все вопросы, касающиеся закупочной деятельности. Для организаций меньшего масштаба (например, автономных учреждений) такой объемный, подробный документ, вероятно, не потребуется ввиду меньших объемов закупок и числа взаимодействующих при этом подразделений внутри организации.Очевидно, многие организации, подпадающие под действие Закона №
Различия в правовом регулировании законов №
В свете вышеизложенного небезынтересным становится сравнение двух законов — Закона №
В качестве повторяющихся положений указанных законов можно обозначить нормы, касающиеся:
- способов закупки (конкурс, аукцион);
- реестра недобросовестных поставщиков;
- общего сайта для информационного обеспечения — www.zakupki.gov.ru;
- возможности установить приоритет товаров российского происхождения, а также участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства;
- возможности закупки у единственного источника (при закупке не выше 100 тыс. руб.).
Ключевые различия в правовом регулировании законов №
Кроме того, имеется ряд вопросов, которые частично совпадают с положениями Закона №
Особое внимание следует обратить на отсутствие жесткой регламентации критериев отбора победителя, что позволит заказчикам самостоятельно установить указанные критерии с учетом отраслевых особенностей.
Подзаконные акты в развитие положений Закона № 223-ФЗ
Как и любой другой нормативный правовой акт, Закон №
- Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг (постановление Правительства РФ) — данный документ определит общий порядок формирования плана, порядок и сроки его размещения на официальном сайте, а также установит четкие требования к форме такого плана;
- Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке (постановление Правительства РФ) — закрепит точные условия размещения информации о закупке на официальном сайте;
- Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (постановление Правительства РФ) — определит перечень сведений, включаемых в реестр, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра;
- Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте (федеральный орган исполнительной власти) — установит общие требования к условиям регистрации заказчиков на официальном сайте.
Законом также сформулированы некоторые вопросы, которые Правительство РФ вправе урегулировать. Среди них, например, утверждение перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме; установление приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Правительство РФ вправе при необходимости установить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, Правительство РФ вправе определять:
- конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
- перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.
На сегодняшний день в официальных источниках сведений о принятии вышеперечисленных актов не отмечено. Следует заметить, что несвоевременное принятие указанных документов может в некоторой степени затруднить деятельность тех лиц, на которых распространяется Закон №
Сроки вступления в силу нового закона
Итак, Закон №
Законом №
- вновь созданные после вступления в силу Закона №
223-ФЗ юридические лица должны утвердить и разместить Положение о закупке в течение трех месяцев с момента регистрации юридического лица в реестре; - муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества с долей муниципального образования в совокупности более 50 %, а также «дочки» и «внучки» указанных юридических лиц применяют положения Закона №
223-ФЗ с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание органов, утверждающих Положение о закупке, каждого отдельно взятого юридического лица на необходимость своевременного утверждения Положения о закупке и размещения его на своем сайте, а впоследствии и на официальном сайте. В случае опоздания следует иметь в виду, что переход в течение 2012 года от обязательного применения при закупках Закона №