25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6739 Материалы по теме
Смена руководства в крупных компаниях, безусловно, привлекает внимание. Вот и сегодня уход Нелли Медновой, участвовавшей не только в становлении компании, но и в разработке многих концептуальных решений, с поста генерального директора компании «БФТ» и Татьяны Бабий – с поста первого заместителя генерального директора вызывает беспокойство у руководителей финансовых органов регионов и муниципальных образований.
Это и понятно, ведь вместе был пройден непростой путь к взаимопониманию, выстраиванию партнерских, да и личных отношений.
Чтобы прояснить ситуацию, мы встретились с Нелли МЕДНОВОЙ, ныне генеральным директором компании «Развитие. Оптимизация. Стратегия. Технологии Управления.»
(Р.О.С.Т.У.), и Татьяной БАБИЙ, ее первым заместителем.

Меднова
– Нелли Артуровна, Вы уже в новом офисе и приступили к работе?

– Конечно. Задачи, которые стоят сегодня перед нашими коллегами-финансистами, а значит, и перед нами, должны быть решены в ограниченные сроки. Разработанные и согласованные с заказчиками технологические и концептуальные решения сейчас отрабатываются на нескольких пилотных проектах и к концу года должны дать наглядный положительный результат. Учитывая предстоящие изменения в организации бюджетного процесса, становится понятным, какой огромный объем работы предстоит.
Сейчас от нас ждут профессиональных решений, поэтому мы не можем останавливать начатую работу ни из-за
перехода в новую компанию, ни из-за переезда в новый офис, ни по каким-либо другим причинам.
– Какими задачами сегодня занимаетесь Вы и компания «Р.О.С.Т.У.»?
– Практически теми же, что и раньше, – разработкой технологических решений в сфере управления общественными финансами.
– Но в компании «Бюджетные Финансовые Технологии» Вы решали эти задачи, используя программный продукт «Автоматизированный центр контроля» (АЦК)...
– Права на АЦК принадлежат компании «БФТ». Но любой программный продукт лишь механизм для реализации тех или иных концептуальных и технологических решений. Поэтому наша цель – раньше в БФТ и сейчас в Р.О.С.Т.У. – не столько разработать программный продукт, сколько предложить финансистам решение стоящих перед ними задач. Работа строилась так: сначала проблема детально изучалась, создавалась концепция ее решения и анализировался возможный результат реализации, в первую очередь экономический. Затем программный продукт настраивался и дописывался под утвержденную технологическую схему.
Сегодня у нас происходит практически то же самое. Разработаны концепции, утверждены технологические решения – идет настройка нового программного продукта. И результатом нашей работы так же является комплексное технологическое решение для управления бюджетным процессом.
бабий
– За это время написан новый программный продукт?! Но это же невозможно!

– Не только невозможно, но и не нужно. Сейчас есть много готовых программных продуктов разной степени сложности, на которых при наличии грамотно разработанной концепции, технологического решения силами квалифицированных специалистов можно построить эффективную систему управления бюджетным процессом.
– Какими принципами Вы руководствовались при выборе программного продукта для комплексных систем управления?
– Некоторые принципы остались прежними: программный продукт должен быть устойчивым, высокопроизводительным, иметь возможность масштабирования. Другие добавились с опытом: например, легкость при установке, настройке, а главное, использовании, возможность работы на технической базе, которую могут позволить себе регионы и муниципальные образования. Нужно признать, что внедрение проектов со сверхсовременными (и сверхдорогими) техническими средствами на сегодняшний день в бюджетной сфере экономически не обосновано. И хотя отдельные случаи реализации подобных проектов в регионах известны, известна также их последующая практическая используемость. Именно поэтому при осуществлении новых проектов мы будем исходить из принципа эффективности и доступности решения.
– Получается, что Вы предлагаете ту же идеологию, программный продукт, аналогичный выпускаемому компанией «БФТ», на том же рынке. Это же прямая конкуренция компаний!
– В той сфере, в которой мы уже много лет работаем, понятие «конкуренция» не совсем уместно. Государство ставит перед нами огромное количество задач, практическая реализация которых ложится на региональную власть и во многом – на региональных финансистов. В 2000 г. вступление в силу положений Бюджетного кодекса РФ заставило преобразовать всю систему исполнения. Сейчас в бюджетной сфере идут практически революционные изменения: «от управления затратами – к управлению результатами». Выстраиваются новые отношения между властью и населением: власть оплачивает услуги, предоставляемые населению, но не содержание бюджетных учреждений. Соответствующим образом должны меняться все стадии бюджетного процесса. Как это будет происходить, пока представляют немногие. Чем больше профессиональных решений будет предложено, тем больше у финансистов появится возможностей сделать правильный выбор. В компании «БФТ» есть хорошие специалисты, и если они будут представлять свои решения, регионы от этого только выиграют. Конкуренция в данном случае станет стимулировать компании к разработке наиболее эффективного и востребованного регионами комплексного решения.
– А Вы не рассматриваете возможность объединения с какой-либо из работающих в этой сфере компаний? Ведь не секрет, что и Вы, и Татьяна Бабий в последние годы работы в БФТ являлись одними из основных идеологов развития компании. Да и Ваш многолетний успешный опыт сотрудничества с региональными и муниципальными финансистами… Для многих такое партнерство могло бы быть заманчивым.
– Действительно, с момента официального объявления об уходе из компании «БФТ» и создании «Р.О.С.Т.У.» мы получили ряд предложений о совместной работе от многих компаний, работающих как в этой, так и в смежных сферах. Некоторые из них мы анализируем, другие исключили сразу.
Многолетний опыт сотрудничества важен, но это еще не все. Отношения с финансистами стали результатом четких концептуальных и идеологических решений, признания нашего профессионализма. Практически все наши заказчики не только клиенты, но и единомышленники. И те решения, которые мы декларируем, мы действительно считаем наиболее правильными. Поэтому партнерские отношения возможны только при принятии нашей концепции, идеологии и соответствия им программного продукта. Кстати, некоторые компании готовы к этому уже сейчас.
– Татьяна Олеговна, теперь вопрос к Вам: что это за идеология, отступаться от которой Вы не собираетесь?
– Мы всегда предлагали заказчикам не столько программный продукт, сколько концептуальное и технологическое решение. И сейчас, в компании «Р.О.С.Т.У.», мы придерживаемся того же принципа.
В процессе исполнения бюджета – это так называемый управленческий подход, при котором финансирование расходов осуществляется только в момент реально подтвержденной потребности. Использование подобного метода является одним из инструментов управления ликвидностью. Многолетняя практика реализации в регионах и муниципальных образованиях уже давно доказала его эффективность.
В рамках планирования бюджета – это использование данных пообъектного учета, а именно первичной информации – по объектам, находящимся на бюджетном финансировании, видам расходов по данным объектам и нормативам или показателям (финансовым или натуральным) по данному виду расходов, влияющих на расчет стоимости содержания объекта.
Планирование расходов бюджета сейчас может осуществляться на основе традиционного постатейного планирования либо программно-целевого бюджетирования. Но в обоих случаях требуется первичная информация. При формировании бюджета «по затратам» необходимо иметь ответ не только на вопрос «сколько», но и «на что» и «почему»; при переходе на более современные методы планирования данные можно использовать для планирования уже в разрезе целей и задач, для расчета стоимости бюджетной услуги. Ведь чтобы сформировать бюджет в разрезе целей и задач, с привязкой к ожидаемым результатам, нужна информация по ресурсам, которые будут затрачены для их выполнения.
Кроме того, система управления расходами тесно связана с другими элементами системы управления общественными финансами, в частности с системой закупок. Значительный объем бюджетных средств реализуется через систему государственного (муниципального) заказа. И это взаимодействие с исполнением бюджета отражено в предлагаемых решениях по организации государственных (муниципальных) закупок.
– А есть ли какие-нибудь новые задачи, которые впервые затрагиваются в Р.О.С.Т.У.?
– Безусловно, есть интересные идеи, связанные с управлением общественными финансами, и мы уже приступили к их осуществлению. Но поговорить о них предлагаю после достижения первых результатов.
– Откровенно говоря, планируя интервью, мы хотели поддержать новые начинания, узнать планы на будущее, но сейчас увидели, что это уже не только планы, но и их непосредственная реализация. Удачи Вам!

Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно