С 1 января 2012 года в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований начали в полной мере действовать все положения Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ1. Однако в связи с реализацией норм данного закона все еще остается много вопросов. Один из них связан с отсутствием возможности открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям финансовыми органами муниципальных образований, на территории которых нет учреждений Центрального банка РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона №
Однако в случае, если на территории муниципалитета нет учреждений Центробанка, в соответствии с п. 12 ст. 30 Закона №
- потеряют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений;
- лишаются возможности использовать в течение года денежные средства со счетов бюджетных учреждений для покрытия кассовых разрывов бюджета, что предусмотрено п. 23 ст. 30 Закона №
83-ФЗ.
Однако эти опасения являются неоправданными.
В соответствии с п. 2.150 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевые счета для бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) открываются органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением об открытии лицевых счетов, заключенным с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования).
Примерная форма такого Соглашения приводится в письме Федерального казначейства от 12 мая 2011 г. № 42-7.4-05/5.3-324. В соответствии с указанной формой открытие и ведение лицевых счетов для учета операций муниципальных бюджетных учреждений осуществляет орган Федерального казначейства по поручению местной администрации. При этом орган Федерального казначейства выполняет широкий круг обязанностей, осуществляемых в том числе в порядке, предусмотренном финансовым органом муниципального образования, в частности:
- по перечислению остатков средств со счетов муниципального бюджетного учреждения в соответствующий бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счет, с которого они были ранее перечислены, в порядке, установленном Минфином России2 и финансовым органом муниципалитета в соответствии с п. 23 ст. 30 Закона №
83-ФЗ; - санкционированию оплаты расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются поступившие им субсидии на иные цели (бюджетные инвестиции) в соответствии с приказом финансового органа муниципального образования.
При этом местная администрация согласно Соглашению имеет право требовать от органов Федерального казначейства предоставления бюджетным учреждениям информации по ведению лицевых счетов в соответствии с приказом Минфина России и Федерального казначейства № 7н, а также контролировать соблюдение установленных сроков проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений.
Таким образом, открытие и ведение лицевых счетов для бюджетных учреждений органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением, заключенным между органом Федерального казначейства и местной администрацией, не означает для финансовых органов муниципальных образований, на территории которых нет учреждений Центробанка, потери контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений и возможности заимствовать в течение года денежные средства со счетов бюджетных учреждений для покрытия кассовых разрывов местного бюджета.