Версия для печати 16275 Материалы по теме
Таможенный союз:  история создания и механизм функционирования

Долгалев
Алексей Викторович ДОЛГАЛЕВ, советник отдела кассового планирования и прогнозирования Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства

Формирование Таможенного союза со странами ЕврАзЭС является частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Согласно данной Концепции формирование Таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России (2010–2013 гг.). Второй этап инновационного развития в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013–2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования Таможенного союза в формате «тройки» (Беларусь, Казахстан, Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности к формированию единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

В соответствии с договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» определено, что таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 20 мая 2010 года Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на договоре, подписали Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое вступило в силу 1 сентября 2010 года.

В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки была разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определила необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза, которая является единым постоянно действующим органом Таможенного союза и на которую возложен оперативный и ежегодный контроль за выполнением Соглашения.

Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 года в Минске. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Законодательство Таможенного союза сформировано исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Все нормы таможенного регулирования прозрачны, исключают произвольное толкование, носят характер прямого действия, соответствуют мировым стандартам, удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и для органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

Зачисление и распределение таможенных пошлин

Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование транзитных счетов для зачисления поступивших сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением уполномоченными органами (Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство РФ) в бюджеты стран — участников Таможенного союза. Согласно имеющимся договоренностям все поступления от взимания импортных пошлин распределяются по согласованному макро­экономическому критерию, рассчитанному на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы и данных о стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» вне зависимости от страны назначения товара:

Республика Беларусь — 4,70 %;

Республика Казахстан — 7,33 %;

Российская Федерация — 87,97%.

Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввоз­ных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).

Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:

  • суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
  • суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
  • суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
  • суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
  • суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
  • суммы распределенных ввоз­ных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.

Зачисление и распределение ввоз­ных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.

Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ

схема
Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения и перечисления уплаченных ввозных таможенных пошлин выглядит следующим образом.

1 Ввозные таможенные пошлины, уплаченные участниками ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне.

2 В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.

3 Перечисление распределенных ввоз­ных таможенных пошлин в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан в национальной валюте стороны производится на следующий рабочий день за днем распределения поступивших сумм. Для этого УФК по г. Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.

При перечислении в доход федерального бюджета сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан на счета в иностранной валюте, используется схема их перечисления, при которой используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Так, денежные средства, зачисленные на счет в белорусских рублях, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на следующий рабочий день после зачисления денежных средств в белорусских руб­лях на счет, а денежные средства, зачисленные на счет в казахских тенге, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к тенге, установленному Национальным банком Республики Казахстан, на следующий рабочий день после зачисления средств в тенге на соответствующий счет.

4 Полученная сумма в долларах США конвертируется в российские рубли по официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России на дату проведения расчетов, и незамедлительно зачисляется на счет по учету средств федерального бюджета № 40105 в российских рублях.

Исполнение соглашения о Таможенном союзе

За период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» УФК по г. Москве поступило ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации и подлежащих распределению между сторонами, на сумму 966,8 млрд российских рублей, из них распределено в бюджет Российской Федерации 850,5 млрд руб. (87,97 %), в бюджет Республики Беларусь — 45,4 млрд руб. (4,70 %), в бюджет Республики Казахстан — 70,9 млрд руб. (7,33 %).

Одновременно с этим в доход бюджета Российской Федерации поступило 81,7 млрд руб. (от Республики Беларусь — 35,0 млрд руб., от Респуб­лики Казахстан — 46,7 млрд руб.). Всего с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года Российской Федерацией было зачтено 31,3 млрд руб. в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, возвращено 7,4 млрд руб. излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин.

рисунок
По итогам функционирования механизма перечисления распределенных сумм ввозной таможенной пошлины в бюджеты стран — участников Таможенного союза за период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года совокупное сальдо перечислений для Российской Федерации составило —34,5 млрд руб., в том числе по Республике Беларусь — —10,3 млрд руб., по Республике Казахстан — —24,1 млрд руб. (см. рисунок).

В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 30 декабря 2011 г. № 654 «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. „Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)“» с 1 января 2012 года учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами стран — участников Таможенного союза относятся к полномочиям, закрепляемым за Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.

Поделиться