Формирование Таможенного союза со странами ЕврАзЭС является частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №
В соответствии с договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» определено, что таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 20 мая 2010 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на договоре, подписали Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое вступило в силу 1 сентября 2010 года.
В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки была разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определила необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза, которая является единым постоянно действующим органом Таможенного союза и на которую возложен оперативный и ежегодный контроль за выполнением Соглашения.
Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 года в Минске. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Законодательство Таможенного союза сформировано исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Все нормы таможенного регулирования прозрачны, исключают произвольное толкование, носят характер прямого действия, соответствуют мировым стандартам, удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и для органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.
Зачисление и распределение таможенных пошлин
Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование транзитных счетов для зачисления поступивших сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением уполномоченными органами (Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство РФ) в бюджеты стран — участников Таможенного союза. Согласно имеющимся договоренностям все поступления от взимания импортных пошлин распределяются по согласованному макроэкономическому критерию, рассчитанному на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за
Республика Беларусь — 4,70 %;
Республика Казахстан — 7,33 %;
Российская Федерация — 87,97%.
Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввозных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
- суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
- суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ
Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения и перечисления уплаченных ввозных таможенных пошлин выглядит следующим образом.1 Ввозные таможенные пошлины, уплаченные участниками ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне.
2 В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.
3 Перечисление распределенных ввозных таможенных пошлин в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан в национальной валюте стороны производится на следующий рабочий день за днем распределения поступивших сумм. Для этого УФК по г. Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.
При перечислении в доход федерального бюджета сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан на счета в иностранной валюте, используется схема их перечисления, при которой используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Так, денежные средства, зачисленные на счет в белорусских рублях, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на следующий рабочий день после зачисления денежных средств в белорусских рублях на счет, а денежные средства, зачисленные на счет в казахских тенге, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к тенге, установленному Национальным банком Республики Казахстан, на следующий рабочий день после зачисления средств в тенге на соответствующий счет.
4 Полученная сумма в долларах США конвертируется в российские рубли по официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России на дату проведения расчетов, и незамедлительно зачисляется на счет по учету средств федерального бюджета № 40105 в российских рублях.
Исполнение соглашения о Таможенном союзе
За период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» УФК по г. Москве поступило ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации и подлежащих распределению между сторонами, на сумму 966,8 млрд российских рублей, из них распределено в бюджет Российской Федерации 850,5 млрд руб. (87,97 %), в бюджет Республики Беларусь — 45,4 млрд руб. (4,70 %), в бюджет Республики Казахстан — 70,9 млрд руб. (7,33 %).
Одновременно с этим в доход бюджета Российской Федерации поступило 81,7 млрд руб. (от Республики Беларусь — 35,0 млрд руб., от Республики Казахстан — 46,7 млрд руб.). Всего с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года Российской Федерацией было зачтено 31,3 млрд руб. в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, возвращено 7,4 млрд руб. излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин.
По итогам функционирования механизма перечисления распределенных сумм ввозной таможенной пошлины в бюджеты стран — участников Таможенного союза за период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года совокупное сальдо перечислений для Российской Федерации составило —34,5 млрд руб., в том числе по Республике Беларусь — —10,3 млрд руб., по Республике Казахстан — —24,1 млрд руб. (см. рисунок).В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 30 декабря 2011 г. № 654 «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. „Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)“» с 1 января 2012 года учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами стран — участников Таможенного союза относятся к полномочиям, закрепляемым за Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.