В каждой отрасли сегодня обязательно проводится одно крупномасштабное авторитетное мероприятие, которое демонстрирует самые передовые достижения в данной сфере. В области государственных закупок на протяжении последних лет таким мероприятием, безусловно, является Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2007», который недавно с успехом прошел в Москве.
Сегодня форум-выставка «Госзаказ-2007» – единственное в России конгрессно-выставочное мероприятие, имеющее федеральный статус в области государственных закупок. Организует его Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с межрегиональной общественной организацией «Московская ассоциация предпринимателей» (МАП) при содействии компании «ИнКоннэкт». Проведение этого масштабного мероприятия стало уже традиционным, что свидетельствует о значимости вопросов, связанных с государственными и муниципальными закупками в масштабах всей страны.
Две первые выставки оказались прекрасным местом для встречи, диалога и обмена опытом в области размещения заказов. Однако форум «Госзаказ-2007» был посвящен не столько адаптации вступившего в силу в прошлом году Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сколько подведению первых итогов его действия. И еще один нюанс: в 2007 г. организаторы решили затронуть вопрос осуществления государственных закупок в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Эта тема обсуждалась в третий день пленарного заседания.
В церемонии торжественного открытия, проходившей в павильоне № 2 Международного выставочного центра «Крокус-Экспо», приняли участие заместитель министра экономического развития и торговли РФ, статс-секретарь Андрей Шаронов, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко, президент Московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин, председатель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, начальник Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла вооруженных сил РФ Александр Колесов, заместитель руководителя по закупкам по региону Европы и Центральной Азии Всемирного банка Кевин Кисен, руководитель директората по услугам и внутреннему рынку комиссии Евросоюза Бертран Карсин.
На выставке общей площадью 12,5 тыс. кв. м были представлены более 350 предприятий, работающих на рынке госзаказа, которые смогли продемонстрировать свою продукцию и услуги держателям бюджетов всех уровней. Здесь предлагались средства индивидуальной защиты, обмундирование, продукты питания, медицинские препараты и оборудование, а также электронные продукты, позволяющие оптимизировать процесс введения учета закупок. Поэтому неудивительно, что осмотр выставки занял у высоких гостей на час больше запланированного времени.
Об итогах 2006 г.
На пленарном заседании А. Шаронов отметил, что количество открытых конкурсов по размещению заказов для государственных нужд в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выросло на 57%, а число закрытых снизилось на 21%. При этом доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком по результатам торгов и запросов котировок, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. уменьшилась в 3,7 раза.
Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам проведения конкурсов, от всего объема размещенных заказов для государственных нужд в 2006 г. составила 68%, следовательно, запланированные расходы бюджетных средств в прошлом году сократились на 107,074 млрд руб.
Постоянно растет объем закупок для государственных нужд. По данным прогноза на 2007 г., объем закупок суммарно для федеральных и региональных нужд составит 2,4 трлн руб., а с учетом прогнозируемых объемов за счет муниципальных бюджетов – порядка 3 трлн.
В 2006 г. был утвержден ряд нормативных документов в сфере госзакупок. Год стал переломным для системы размещения госзаказов не только в связи со вступлением в силу Федерального закона № 94-ФЗ. В развитие закона вышли 13 нормативных правовых актов Правительства РФ и один приказ Минэкономразвития России. При разработке этих документов и анализе практики размещения заказов выявились проблемы в реализации закона, связанные с жесткостью процедур и норм. В результате был подготовлен ряд поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ. После одобрения Государственной Думой в данный законопроект вошли нормы, устраняющие излишнюю жесткость закона в части сроков и некоторых пороговых значений, а также закрывающие существовавший правовой вакуум в отдельных вопросах. В числе новаций можно отметить следующие:
1. Дополнен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика:
– у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ;
– в случае оказания услуг по тепло- и газоснабжению, канализации, поставке электрической энергии;
– на поставку российского вооружения и военной техники у поставщиков по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
2. Размещение заказов на суммы, меньшие установленного Центральным банком предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, включено
в основания размещения заказов
у единственного поставщика.
3. Порог, позволяющий вносить изменения в заключенный контракт в части объемов работ и услуг, повышен до 10% (сейчас ограничение составляет 5%).
4. Сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона увеличена с 500 тыс. до 1 млн руб., путем запроса котировок – с 250 до 500 тыс. руб.
5. Изменена процедура размещения заказа у субъектов малого предпринимательства. Государственные заказчики обязаны (за исключением случаев размещения заказов для обороны страны и безопасности государства) размещать у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% годового объема заказов по перечню товаров, работ, услуг, определенному Правительством РФ. Устанавливается возможность размещать заказ у таких субъектов не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок.
6. Уточнены понятия «государственный» и «муниципальный заказчик».
7. Внесены изменения в процедуру размещения заказа (объем публикуемых сведений о размещении заказов, сроки рассмотрения заявок и т.д.).
8. Расширена сфера, позволяющая применять такой критерий, как квалификация, при оценке заявок на участие в конкурсе. Теперь к данной сфере относятся проектно-изыскательские и реставрационные работы, медицинские, аудиторские и оценочные услуги.
В Минэкономразвития России знают о проблемах, возникающих в процессе применения закона. В частности, серьезные трудности испытывают органы местного самоуправления небольших и удаленных муниципальных образований. Слабое информационное обеспечение сел и поселков (отсутствие сети Интернет, неукомплектованность компьютерной техникой), отсутствие собственного печатного органа или редкая периодичность его выхода, недостаток квалифицированных кадров тормозят полномасштабное применение норм закона. Но это не должно быть основанием для критики закона и тем более для законодательных инициатив по смягчению его требований для отдельных категорий заказчиков. Наоборот, необходимо повышать уровень обучение кадров, налаживать сотрудничество с региональными властями в части централизации размещения заказов, улучшать материальную и техническую базу органов местного самоуправления.
Контролируя процесс
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил основные результаты работы службы в 2006 г., рассказал о становлении системы контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов. На вопросах контроля эффективности размещения госзаказов по итогам их исполнения остановился в своем выступлении руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко. Докладчик подчеркнул, что его ведомство проводит финансовый контроль уже израсходованных средств. Сведения о допущенных нарушениях передаются в ФАС. План проверок составляется с учетом поступающей информации о процедурных нарушениях.
Доклад аудитора Счетной палаты РФ Сергей Рябухина был посвящен задачам внешнего государственного аудита, направленного на создание эффективной системы управления государственными финансами при размещении госзаказа. Затем выступили вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Беслан Барганджия, министр экономики правительства Московской области Вячеслав Крымов, специалисты в области госзакупок Минэкономразвития России и региональных агентств и ведомств.
Обсуждая проблемы
В работе мероприятия приняли участие 10 тыс. человек. В рамках форума-выставки были организованы круглые столы для представителей государственных и муниципальных заказчиков, а также для участников размещения заказов.
Постоянно действующие семинары-консультации представителей отдела государственных закупок Мин-экономразвития России по вопросам применения законодательства о размещении заказов и использования официального сайта Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов, а также ежедневные консультации специалистов Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ дали присутствующим возможность обмениваться опытом решения ключевых задач в сфере размещения госзаказа. В рамках стенда РАО «ЕЭС России» была организована электронная торговая площадка B2G-goszakupki, где демонстрировалось проведение электронных торгов в режиме реального времени.
Еще одной особенностью форума-выставки «Госзаказ-2007» стало участие военных. Видимо, мероприятие заслужило доверие и этой структуры. Большой интерес участников вызвала экспозиция Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла Вооруженных Сил РФ. На пленарном заседании с докладом о практике проведения конкурсов и аукционов выступил начальник Центра заказов и поставок Александр Колесов.
Все регионы в гости к нам
Нужно сказать, что в 2007 г., по сравнению с предыдущими годами, экспозиция не только увеличилась, но и стала более представительной. В работе форума приняли участие более 30 субъектов РФ. Стенды Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Республики Карелия, Ярославской, Московской, Белгородской и Челябинской областей привлекли особое внимание официальных делегаций и почетных гостей мероприятия.
На стендах Республики Саха (Якутия) и Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры были показаны результаты реализации нацпроектов за 2006 г. в разрезе госзакупок. Заместитель председателя Правительства ХМАО по вопросам экономики Виктор Бец в своем выступлении подчеркнул, что по мере выхода федеральных нормативных правовых актов, уточняющих закон № 94-ФЗ, приводится в соответствие нормативная база автономного округа, идет обучение госзаказчиков автономного округа в сфере управления закупками для государственных нужд, совершенствуется официальный сайт Югры по госзакупкам.
Региональную презентацию с освещением перспектив социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на форуме провел постоянный представитель республики при Президенте РФ Александр Акимов.
Активное участие в выставке приняла делегация Республики Карелия, которую возглавил министр экономического развития республики Михаил Юринов. На стенде региона были представлены основные достижения в области выполнения республиканской целевой программы «Информатизация Республики Карелия» – автоматизированная информационная система государственного заказа республики. Представители субъекта рассказали присутствующим, что вся информация по проведению конкурсов отражается на сайте «Государственный заказ Республики Карелия», который поддерживается Министерством экономического развития региона.
Участниками и гостями форума «Госзаказ-2007» была отмечена работа специалистов Московской области в области государственного заказа. Этот субъект РФ на мероприятии представляли министр экономики Вячеслав Крымов, министр образования Лидия Антонова, первый заместитель министра образования Московской области Юрий Картушин и др.
Особое внимание присутствующих привлек ОГСУ «Центр государственного заказа» Томской области, который организует и проводит конкурсы для удовлетворения областных и муниципальных нужд и постоянно обновляет сведения о производителях и поставщиках товаров, работ и услуг.
В итоге
Сейчас, по завершении мероприятия, можно с уверенностью сказать: Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2007» стал площадкой для плодотворного обмена опытом работы в системе государственного заказа. Выставка содействовала совершенствованию механизмов формирования и технологий размещения госзаказа на основе прямого диалога государственных организаций и бизнеса в части установления справедливых, открытых и прозрачных механизмов проведения закупок за счет бюджетов всех уровней. Деловая атмосфера позволила создать оптимальные условия для конструктивного диалога, установления новых полезных контактов. В целом это масштабное мероприятие дало старт новым направлениям развития теории и практики госзакупок, помогло участникам и гостям мероприятия в достижении намеченных целей.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
Сегодня форум-выставка «Госзаказ-2007» – единственное в России конгрессно-выставочное мероприятие, имеющее федеральный статус в области государственных закупок. Организует его Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с межрегиональной общественной организацией «Московская ассоциация предпринимателей» (МАП) при содействии компании «ИнКоннэкт». Проведение этого масштабного мероприятия стало уже традиционным, что свидетельствует о значимости вопросов, связанных с государственными и муниципальными закупками в масштабах всей страны.
Две первые выставки оказались прекрасным местом для встречи, диалога и обмена опытом в области размещения заказов. Однако форум «Госзаказ-2007» был посвящен не столько адаптации вступившего в силу в прошлом году Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сколько подведению первых итогов его действия. И еще один нюанс: в 2007 г. организаторы решили затронуть вопрос осуществления государственных закупок в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Эта тема обсуждалась в третий день пленарного заседания.
В церемонии торжественного открытия, проходившей в павильоне № 2 Международного выставочного центра «Крокус-Экспо», приняли участие заместитель министра экономического развития и торговли РФ, статс-секретарь Андрей Шаронов, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко, президент Московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин, председатель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, начальник Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла вооруженных сил РФ Александр Колесов, заместитель руководителя по закупкам по региону Европы и Центральной Азии Всемирного банка Кевин Кисен, руководитель директората по услугам и внутреннему рынку комиссии Евросоюза Бертран Карсин.
На выставке общей площадью 12,5 тыс. кв. м были представлены более 350 предприятий, работающих на рынке госзаказа, которые смогли продемонстрировать свою продукцию и услуги держателям бюджетов всех уровней. Здесь предлагались средства индивидуальной защиты, обмундирование, продукты питания, медицинские препараты и оборудование, а также электронные продукты, позволяющие оптимизировать процесс введения учета закупок. Поэтому неудивительно, что осмотр выставки занял у высоких гостей на час больше запланированного времени.
Об итогах 2006 г.
На пленарном заседании А. Шаронов отметил, что количество открытых конкурсов по размещению заказов для государственных нужд в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выросло на 57%, а число закрытых снизилось на 21%. При этом доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком по результатам торгов и запросов котировок, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. уменьшилась в 3,7 раза.
Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам проведения конкурсов, от всего объема размещенных заказов для государственных нужд в 2006 г. составила 68%, следовательно, запланированные расходы бюджетных средств в прошлом году сократились на 107,074 млрд руб.
Постоянно растет объем закупок для государственных нужд. По данным прогноза на 2007 г., объем закупок суммарно для федеральных и региональных нужд составит 2,4 трлн руб., а с учетом прогнозируемых объемов за счет муниципальных бюджетов – порядка 3 трлн.
В 2006 г. был утвержден ряд нормативных документов в сфере госзакупок. Год стал переломным для системы размещения госзаказов не только в связи со вступлением в силу Федерального закона № 94-ФЗ. В развитие закона вышли 13 нормативных правовых актов Правительства РФ и один приказ Минэкономразвития России. При разработке этих документов и анализе практики размещения заказов выявились проблемы в реализации закона, связанные с жесткостью процедур и норм. В результате был подготовлен ряд поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ. После одобрения Государственной Думой в данный законопроект вошли нормы, устраняющие излишнюю жесткость закона в части сроков и некоторых пороговых значений, а также закрывающие существовавший правовой вакуум в отдельных вопросах. В числе новаций можно отметить следующие:
1. Дополнен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика:
– у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ;
– в случае оказания услуг по тепло- и газоснабжению, канализации, поставке электрической энергии;
– на поставку российского вооружения и военной техники у поставщиков по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
2. Размещение заказов на суммы, меньшие установленного Центральным банком предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, включено
в основания размещения заказов
у единственного поставщика.
3. Порог, позволяющий вносить изменения в заключенный контракт в части объемов работ и услуг, повышен до 10% (сейчас ограничение составляет 5%).
4. Сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона увеличена с 500 тыс. до 1 млн руб., путем запроса котировок – с 250 до 500 тыс. руб.
5. Изменена процедура размещения заказа у субъектов малого предпринимательства. Государственные заказчики обязаны (за исключением случаев размещения заказов для обороны страны и безопасности государства) размещать у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% годового объема заказов по перечню товаров, работ, услуг, определенному Правительством РФ. Устанавливается возможность размещать заказ у таких субъектов не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок.
6. Уточнены понятия «государственный» и «муниципальный заказчик».
7. Внесены изменения в процедуру размещения заказа (объем публикуемых сведений о размещении заказов, сроки рассмотрения заявок и т.д.).
8. Расширена сфера, позволяющая применять такой критерий, как квалификация, при оценке заявок на участие в конкурсе. Теперь к данной сфере относятся проектно-изыскательские и реставрационные работы, медицинские, аудиторские и оценочные услуги.
В Минэкономразвития России знают о проблемах, возникающих в процессе применения закона. В частности, серьезные трудности испытывают органы местного самоуправления небольших и удаленных муниципальных образований. Слабое информационное обеспечение сел и поселков (отсутствие сети Интернет, неукомплектованность компьютерной техникой), отсутствие собственного печатного органа или редкая периодичность его выхода, недостаток квалифицированных кадров тормозят полномасштабное применение норм закона. Но это не должно быть основанием для критики закона и тем более для законодательных инициатив по смягчению его требований для отдельных категорий заказчиков. Наоборот, необходимо повышать уровень обучение кадров, налаживать сотрудничество с региональными властями в части централизации размещения заказов, улучшать материальную и техническую базу органов местного самоуправления.
Контролируя процесс
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил основные результаты работы службы в 2006 г., рассказал о становлении системы контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов. На вопросах контроля эффективности размещения госзаказов по итогам их исполнения остановился в своем выступлении руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко. Докладчик подчеркнул, что его ведомство проводит финансовый контроль уже израсходованных средств. Сведения о допущенных нарушениях передаются в ФАС. План проверок составляется с учетом поступающей информации о процедурных нарушениях.
Доклад аудитора Счетной палаты РФ Сергей Рябухина был посвящен задачам внешнего государственного аудита, направленного на создание эффективной системы управления государственными финансами при размещении госзаказа. Затем выступили вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Беслан Барганджия, министр экономики правительства Московской области Вячеслав Крымов, специалисты в области госзакупок Минэкономразвития России и региональных агентств и ведомств.
Обсуждая проблемы
В работе мероприятия приняли участие 10 тыс. человек. В рамках форума-выставки были организованы круглые столы для представителей государственных и муниципальных заказчиков, а также для участников размещения заказов.
Постоянно действующие семинары-консультации представителей отдела государственных закупок Мин-экономразвития России по вопросам применения законодательства о размещении заказов и использования официального сайта Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов, а также ежедневные консультации специалистов Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ дали присутствующим возможность обмениваться опытом решения ключевых задач в сфере размещения госзаказа. В рамках стенда РАО «ЕЭС России» была организована электронная торговая площадка B2G-goszakupki, где демонстрировалось проведение электронных торгов в режиме реального времени.
Еще одной особенностью форума-выставки «Госзаказ-2007» стало участие военных. Видимо, мероприятие заслужило доверие и этой структуры. Большой интерес участников вызвала экспозиция Центра заказов и поставок материальных и технических средств тыла Вооруженных Сил РФ. На пленарном заседании с докладом о практике проведения конкурсов и аукционов выступил начальник Центра заказов и поставок Александр Колесов.
Все регионы в гости к нам
Нужно сказать, что в 2007 г., по сравнению с предыдущими годами, экспозиция не только увеличилась, но и стала более представительной. В работе форума приняли участие более 30 субъектов РФ. Стенды Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Республики Карелия, Ярославской, Московской, Белгородской и Челябинской областей привлекли особое внимание официальных делегаций и почетных гостей мероприятия.
На стендах Республики Саха (Якутия) и Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры были показаны результаты реализации нацпроектов за 2006 г. в разрезе госзакупок. Заместитель председателя Правительства ХМАО по вопросам экономики Виктор Бец в своем выступлении подчеркнул, что по мере выхода федеральных нормативных правовых актов, уточняющих закон № 94-ФЗ, приводится в соответствие нормативная база автономного округа, идет обучение госзаказчиков автономного округа в сфере управления закупками для государственных нужд, совершенствуется официальный сайт Югры по госзакупкам.
Региональную презентацию с освещением перспектив социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на форуме провел постоянный представитель республики при Президенте РФ Александр Акимов.
Активное участие в выставке приняла делегация Республики Карелия, которую возглавил министр экономического развития республики Михаил Юринов. На стенде региона были представлены основные достижения в области выполнения республиканской целевой программы «Информатизация Республики Карелия» – автоматизированная информационная система государственного заказа республики. Представители субъекта рассказали присутствующим, что вся информация по проведению конкурсов отражается на сайте «Государственный заказ Республики Карелия», который поддерживается Министерством экономического развития региона.
Участниками и гостями форума «Госзаказ-2007» была отмечена работа специалистов Московской области в области государственного заказа. Этот субъект РФ на мероприятии представляли министр экономики Вячеслав Крымов, министр образования Лидия Антонова, первый заместитель министра образования Московской области Юрий Картушин и др.
Особое внимание присутствующих привлек ОГСУ «Центр государственного заказа» Томской области, который организует и проводит конкурсы для удовлетворения областных и муниципальных нужд и постоянно обновляет сведения о производителях и поставщиках товаров, работ и услуг.
В итоге
Сейчас, по завершении мероприятия, можно с уверенностью сказать: Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2007» стал площадкой для плодотворного обмена опытом работы в системе государственного заказа. Выставка содействовала совершенствованию механизмов формирования и технологий размещения госзаказа на основе прямого диалога государственных организаций и бизнеса в части установления справедливых, открытых и прозрачных механизмов проведения закупок за счет бюджетов всех уровней. Деловая атмосфера позволила создать оптимальные условия для конструктивного диалога, установления новых полезных контактов. В целом это масштабное мероприятие дало старт новым направлениям развития теории и практики госзакупок, помогло участникам и гостям мероприятия в достижении намеченных целей.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.