Налоги и сборы№2 Февраль 2012 — 15 марта 2012

Налоговый контроль за организациями — участниками строительства объектов саммита АТЭС

Версия для печати 4563 Материалы по теме

Строительство объектов для проведения саммита АТЭС, который состоится в Приморье в сентябре 2012 года, идет полным ходом. В этой масштабной работе принимает участие более 260 организаций. Реализация подобных проектов не может остаться без внимания государственных органов, в том числе и налоговых.

Еще в 1996 году постановлением Правительства РФ № 480 утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (далее — Программа). Основной целью Программы стало формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона с учетом геостратегических интересов Российской Федерации и обеспечения ее безопасности. Основными задачами Программы являются закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест, снятие инфраструктурных ограничений развития экономики, реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

В рамках Программы утверждена также подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Общий объем средств, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы в 2008–2012 годах, составляет 662,9 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 205,5 млрд руб., бюджета Приморского края — 3,6 млрд руб., местного бюджета — 44 млн руб., внебюджетных источников — 423,7 млрд руб.

Для повышения эффективности налогового контроля, установления единого порядка проведения анализа деятельности предприятий, участвующих в строительстве объектов саммита АТЭС, и взаимодействия налоговых органов Приморского края с Контрольно-экспертным управлением администрации Приморского края и органами власти муниципальных образований в 2010 году была создана рабочая группа по организации контроля налоговых органов Приморского края за деятельностью предприятий, участвующих в строительстве указанных объектов. Во исполнение данного приказа разработан и утвержден порядок организации работы управления и инспекций ФНС России по Приморскому краю по осуществлению контроля за деятельностью организаций, участвующих в строительстве объектов саммита АТЭС, и взаимодействию с Контрольно-экспертным управлением администрации Приморского края и органами власти муниципальных образований по вопросам организации работы с предприятиями указанной категории.

Работа приморских налоговиков

Прежде всего следует отметить, что деятельность организаций, участвующих в строительстве объектов для саммита АТЭС-2012 и осуществляющих деятельность на территории Приморского края, находится под жестким контролем налоговых органов. Так, УФНС России по Приморскому краю уделяет большое внимание работе по постановке на налоговый учет и поступлению налоговых платежей в бюджет края от данных организаций. По инициативе управления налажен информационный обмен с администрацией Приморского края и администрацией города Владивостока по представлению сведений в отношении организаций — участников строительства объектов. Списки, полученные из администрации города, уточняются, формируются в разрезе заказчиков, генподрядчиков, субподрядчиков, а затем передаются в налоговые инспекции края. При установлении фактов отсутствия постановки на налоговый учет той или иной организации у администрации края запрашиваются сведения о наличии информации о месте осуществления деятельности (месте оборудования стационарного рабочего места и т. д.) для определения обязанности по постановке на учет данного юридического лица.

Кроме того, УФНС России по Приморскому краю проводит самостоятельную работу непосредственно с организациями, обозначенными в списках администрации в качестве участников саммита, но не состоящими на налоговом учете. Управлением и инспекциями по городам и районам Приморского края ежемесячно осуществляется мониторинг начисленных и уплаченных сумм налоговых платежей во все уровни бюджета. За 2011 год поступления по организациям, осуществляющим подготовку и строительство объектов к саммиту АТЭС в Приморском крае, составили 6 млрд руб. В общей сумме поступлений удельный вес платежей данной категории налогоплательщиков составляет 9,1 %. В федеральный бюджет поступления составили 2,3 млрд руб., в консолидированный бюджет Приморского края — более 3,7 млрд руб.

Материал подготовлен пресс-службой УФНС по Приморскому краю

МНЕНИЕ

булацев
С древности государственные институты всех времен и народов искали пути стабильного, системного поступления налогов для осуществления продуктивной жизнедеятельности общества. Свою актуальность данная проблема не потеряла и в настоящее время. Асланбек Солтанович БУЛАЦЕВ, руководитель Управления ФНС России по Республике Северная Осетия — Алания с 2006 по 2008 год

Конъюнктура рынка, его нестабильность, может спонтанно привести государство к экономическим, а возможно, и к политическим потрясениям. Безусловно, ряд разнообразных факторов повлиял и на развал Советского Союза, но одним из определяющих, системных причин стало падение цен на нефть. Возникшая непосредственная зависимость бюджета от нефтедолларов привела к коллапсу.

В последние годы, когда наметился кратный рост цен на нефть, зависимость бюджета России от нефтедолларов сохраняется, вектор ее развития стабилен. Вместе с тем необходимо изыскивать резервы увеличения доходной части бюджета не только за счет углеводородов. Уже давно настало время диверсификации экономики страны, смены тренда ее развития. Помимо поиска основного резерва в реальном секторе экономики необходимо рассмотреть налоговые поступления в самой бюджетной сфере. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо попытаться при формировании расходной части бюджета любого уровня произвести его налоговое сопровождение. Это значит, что каждую расходную статью бюджета следует рассматривать сквозь призму налоговых поступлений и соответственно налоговый орган должен корректировать, а именно фиксировать индикативные показатели на текущий год, отражая их отдельной строкой в общей сумме поступлений налогов. Такой подход даст возможность концептуально более эффективно выстроить свою деятельность как налоговым, так и финансовым структурам, администрирующим бюджеты различных уровней.

В соответствии с Налоговым кодексом в Российской Федерации установлены следующие виды налогов: федеральные, региональные, местные. Подвести их под систему налогового сопровождения бюджета достаточно трудная, но выполнимая задача. Наиболее подверженным систематизации, безусловно, является налог на доходы физических лиц. При выделении средств из бюджета на реализацию адресных инвестиционных программ, а также по договорам, связанным с финансово-хозяй­ственной деятельностью бюджетополучателя, налоговое сопровождение возможно осуществлять на основе внимательного изучения проектно-сметной документации объекта. В частности, опираясь на указанные в документации фонд оплаты труда и предполагаемую прибыль, предлагается исчислить налог на доходы физических лиц и с известной долей погрешности — налоги на добавленную стоимость и прибыль, так как последние зависят от многих как объективных, так и субъективных факторов. Такое администрирование указанных налогов по фонду оплаты труда и прибыли, отраженных в проектно-сметных документациях, будет несколько затруднено по нестроительным договорам, но и здесь приоритетным является налогообложение прибыли и НДФЛ при их детальном рассмотрении.

Следует отметить, что вводимая данной системой подконтрольность поступления данных налогов стоит того, чтобы их определять как стабильно поступившие налоговые платежи по данному объекту. Реален также расчет показателей налогового сопровождения бюджета и по другим налогам, но это задача хотя и не менее важная, но по объемам не столь значимая. Расчет можно производить по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года).

Изложенный алгоритм можно проиллюстрировать на примере расходной части бюджета любого уровня. Мы рассмотрим бюджет Республики Северная Осетия — Алания. В соответствии с приложением 12 к Закону «О Республиканском бюджете Республики Северная Осетия — Алания на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов» расходы Министерства образования и науки региона составили 366,2 млн руб. Оформим таблицу (см. таблицу), где данная сумма в соответствии со сметой расходов подвергается налоговому сопровождению. В первой графе отражается сумма фактического финансирования, которая будет подвержена налоговому сопровождению по прямому поступлению НДФЛ, налога на прибыль и других налогов по заключенным договорам с контрагентами. Вторая графа — ожидаемые поступления, третья — фактическое поступление и, наконец, четвертая графа — отклонение. Кроме того, к расчету следует приложить пояснительную записку, объясняющую причины отклонения.

Безусловно, данная методика не лишена изъянов, но попытаться систематизировать и обобщить поступления налогов на текущий год — безотлагательная необходимость. Практика использования данной методики показала свою эффективность в УФНС по Республике Северная Осетия —Алания.

Основной задачей Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и субъектов РФ. Вышеприведенная методика даст возможность наиболее исчерпывающе выполнить задачу, стоящую перед налоговыми органами, именно в части, касающейся полноты мобилизации платежей в бюджеты всех уровней.

Поделиться