Версия для печати 5289 Материалы по теме
«Нужны математики и физики»

савватеев
Применимы ли к анализу общественных и экономических процессов законы физики и математики? Автор идеи под названием «Центр междисциплинарного анализа социально-экономических процессов» ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, профессор Алексей Владимирович САВВАТЕЕВ убежден, что да. И объяснил нам, почему он так считает. А заодно коснулся некоторых глобальных и сугубо российских проблем.

—Мы хотим получить адекватное описание происходящих процессов, нынешнее нас не удовлетворяет. Экономисты учитывают только свою сторону социальных процессов, они видят все причины, все мотивы только в сфере чьих-то рационально осознаваемых интересов. Сложнейшие политические конфликты, как те, что имеют место в арабских странах, они сводят к игровым моделям той или иной степени сложности. Но даже самая сложная игровая модель описывает только одну сторону взаимодействия, она не учитывает тех вещей, которые могут видеть, например, социологи. А социологи не видят, что определенные явления в социуме развиваются так же, как ведут себя большие системы в физике. Поэтому уравнения физики могут быть применены, чтобы прогнозировать динамику общественных процессов.

— В наш век узкой специализации в науке возможно такое совмещение дисциплин?

— Это сложно, но надо стараться. Сегодняшний междисциплинарный подход, как правило, сводится к тому, что называется синергетикой, и в целом он нас не устраивает. Речь не о том, чтобы нахватать по нескольку заклинаний из социологии, физики, экономики и попытаться их соединить, а о том, чтобы собрать людей, каждый из которых разбирается в своей тематике, и разговорить их. И такой эксперимент был проведен на Байкале.

— Это был временный творческий коллектив?

— Коллектив хотелось бы создать постоянный, а проблемы будут временные. И если сегодня мы хотим описать то, что происходит на финансовых рынках, то через пять лет эта задача, возможно, вообще не будет стоять перед миром. Но творческий коллектив, внеся свою лепту в изучение темы, научится работать сообща и сможет решать другие задачи. Если в одном коллективе есть очень сильные математики, физики, социологи и грамотные экономисты, то это качественно новый уровень.

— А что происходит сейчас на финансовых рынках? Вы и ваши коллеги готовы дать прогноз, что нас ждет?

— Если человек говорит, что готов дать научный прогноз на финансовый рынок, он в лучшем случае добросовестно заблуждается. Давайте на секундочку предположим, что это ему действительно под силу. Сегодня я даю прогноз, и что происходит завтра? Прогноз немедленно влияет на принимаемые решения. Следовательно, вы не можете давать прогноз на самого себя, потому что он должен предусматривать и дальнейшие решения других людей.

— Вы замахиваетесь на авторитеты, в том числе на нобелевских лауреатов по экономике, которые предсказали кризис 2008 года...

— Было очень много людей, которые предсказывали кризис в тот или иной момент. Было также много людей, в том числе лауреатов, которые ничего не предсказывали. Так бывает всегда, и кто-то обязательно оказывается прав. Что вообще можно предсказать? Что некий параметр температуры рынка очень высокий, и это значит, что в какой-то момент случится взрыв. Это как с землетрясением: мы можем сказать, что все накалено, но не можем назвать дату его начала. Такое заявление может повлиять на экспертов и само спровоцировать кризис.

— А что на конференции было самым значимым?

— Самая жаркая дискуссия была по вопросам образования. Главная проблема образования сегодня — отсутствие мотивации его получения.

— Парадокс! Все говорят, что без образования никуда...

— Говорят. А по факту происходит следующее. Способного парнишку уже со второго курса вуза забирают в фирму просто потому, что он способный, а не потому, что он получил образование. На вступительных экзаменах он уже показал свои способности, дальше он может не учиться и просто начинает зарабатывать деньги.

— Как быть?

— Круглый стол показал, что проблема почти неразрешима. Непонятно, как мотивировать. Допустим, человек получит достойное образование, будет понимать все процессы в социуме, понимать математику, физику. Он выйдет в окружающий мир, и не очень ясно, как и кому он продемонстрирует это свое понимание. Да, если кто-то найдет его, то, возможно, он будет руководить серьезными процессами, а не будет просто консультантом в какой-нибудь фирме...

— Но этот кто-то должен понимать процессы хотя бы на уровне нашего парнишки...

— Согласен. В Иркутске мне один человек сказал: «Бизнес у нас в России остался в основном на уровне обезьяны. Увидел, схватил и — убежал». Такому бизнесу фундаментальное образование не нужно, а нужны люди, которые умеют быстро что-то спереть. Мотивацию к образованию человек должен взращивать в себе сам. Нужно учить детей так, чтобы им были интересны законы природы, сам процесс познания. И когда я прихожу в школу, я вижу в глазах учеников интерес. Этот Центр — для них, я хочу привлечь их научной перспективой и никогда не буду врать им.

Нам нужны в первую очередь математики и физики. Оканчивая школу, молодые люди в подавляющем большинстве не могут не только сами что-то доказать, но и понять текст, который является доказательством, отличить его от набора символов и фраз. Математическое образование упало настолько, что выпускаются люди, полностью неспособные к логическим цепочкам. Как замотивировать детей, чтобы они не смотрели телевизор, не лазили в Интернет, не обменивались СМС, не играли в компьютерные игры, а конкретно работали над своим образованием?..

— И вы знаете, как изменить ситуацию?

— Для этого нужны очень сильные позиции России в мире, которых в данный момент еще нет, и независимость от объективно негативных процессов, которые идут вокруг, во всем цивилизованном мире. Нужна самодостаточность страны.

— Это вообще возможно в современном мире — тем более для большой страны?

— Кто знает, как будет выглядеть мир лет через десять?..

— Давайте все-таки добавим социального оптимизма.

— Если школьнику 13–14 лет очень ярко прочесть лекцию, его это должно зацепить. У нас проведено довольно много ярких занятий в математическом кружке. Интернет, работающий во зло, может поработать и на добро: фильмы о таких занятиях можно выкладывать в Сеть и распространять информацию, где найти их для бесплатного скачивания. Мы уже инициировали процесс, зарегистрировали сайт www.ciasep.ru, сейчас идет работа над его структурой. Скоро там уже появятся первые материалы.

На такой основе можно совершенно по-другому строить математическое образование в России. Лучшие лекции можно будет смотреть под руководством учителя, который будет их разъяснять. Это могло бы стать решением проблемы школьного образования, но нужна политическая воля на «длинные» проекты.

Как преобразовывать Россию, в которой познание является не только материальной, но и духовной ценностью, я могу сказать. Как преобразовывать ту страну, к которой стремительно приближается сегодняшняя Россия? Без вариантов... Шансов у нее нет.

Поделиться