—Мы хотим получить адекватное описание происходящих процессов, нынешнее нас не удовлетворяет. Экономисты учитывают только свою сторону социальных процессов, они видят все причины, все мотивы только в сфере чьих-то рационально осознаваемых интересов. Сложнейшие политические конфликты, как те, что имеют место в арабских странах, они сводят к игровым моделям той или иной степени сложности. Но даже самая сложная игровая модель описывает только одну сторону взаимодействия, она не учитывает тех вещей, которые могут видеть, например, социологи. А социологи не видят, что определенные явления в социуме развиваются так же, как ведут себя большие системы в физике. Поэтому уравнения физики могут быть применены, чтобы прогнозировать динамику общественных процессов.
— В наш век узкой специализации в науке возможно такое совмещение дисциплин?
— Это сложно, но надо стараться. Сегодняшний междисциплинарный подход, как правило, сводится к тому, что называется синергетикой, и в целом он нас не устраивает. Речь не о том, чтобы нахватать по нескольку заклинаний из социологии, физики, экономики и попытаться их соединить, а о том, чтобы собрать людей, каждый из которых разбирается в своей тематике, и разговорить их. И такой эксперимент был проведен на Байкале.
— Это был временный творческий коллектив?
— Коллектив хотелось бы создать постоянный, а проблемы будут временные. И если сегодня мы хотим описать то, что происходит на финансовых рынках, то через пять лет эта задача, возможно, вообще не будет стоять перед миром. Но творческий коллектив, внеся свою лепту в изучение темы, научится работать сообща и сможет решать другие задачи. Если в одном коллективе есть очень сильные математики, физики, социологи и грамотные экономисты, то это качественно новый уровень.
— А что происходит сейчас на финансовых рынках? Вы и ваши коллеги готовы дать прогноз, что нас ждет?
— Если человек говорит, что готов дать научный прогноз на финансовый рынок, он в лучшем случае добросовестно заблуждается. Давайте на секундочку предположим, что это ему действительно под силу. Сегодня я даю прогноз, и что происходит завтра? Прогноз немедленно влияет на принимаемые решения. Следовательно, вы не можете давать прогноз на самого себя, потому что он должен предусматривать и дальнейшие решения других людей.
— Вы замахиваетесь на авторитеты, в том числе на нобелевских лауреатов по экономике, которые предсказали кризис 2008 года...
— Было очень много людей, которые предсказывали кризис в тот или иной момент. Было также много людей, в том числе лауреатов, которые ничего не предсказывали. Так бывает всегда, и кто-то обязательно оказывается прав. Что вообще можно предсказать? Что некий параметр температуры рынка очень высокий, и это значит, что в какой-то момент случится взрыв. Это как с землетрясением: мы можем сказать, что все накалено, но не можем назвать дату его начала. Такое заявление может повлиять на экспертов и само спровоцировать кризис.
— А что на конференции было самым значимым?
— Самая жаркая дискуссия была по вопросам образования. Главная проблема образования сегодня — отсутствие мотивации его получения.
— Парадокс! Все говорят, что без образования никуда...
— Говорят. А по факту происходит следующее. Способного парнишку уже со второго курса вуза забирают в фирму просто потому, что он способный, а не потому, что он получил образование. На вступительных экзаменах он уже показал свои способности, дальше он может не учиться и просто начинает зарабатывать деньги.
— Как быть?
— Круглый стол показал, что проблема почти неразрешима. Непонятно, как мотивировать. Допустим, человек получит достойное образование, будет понимать все процессы в социуме, понимать математику, физику. Он выйдет в окружающий мир, и не очень ясно, как и кому он продемонстрирует это свое понимание. Да, если кто-то найдет его, то, возможно, он будет руководить серьезными процессами, а не будет просто консультантом в какой-нибудь фирме...
— Но этот кто-то должен понимать процессы хотя бы на уровне нашего парнишки...
— Согласен. В Иркутске мне один человек сказал: «Бизнес у нас в России остался в основном на уровне обезьяны. Увидел, схватил и — убежал». Такому бизнесу фундаментальное образование не нужно, а нужны люди, которые умеют быстро что-то спереть. Мотивацию к образованию человек должен взращивать в себе сам. Нужно учить детей так, чтобы им были интересны законы природы, сам процесс познания. И когда я прихожу в школу, я вижу в глазах учеников интерес. Этот Центр — для них, я хочу привлечь их научной перспективой и никогда не буду врать им.
Нам нужны в первую очередь математики и физики. Оканчивая школу, молодые люди в подавляющем большинстве не могут не только сами что-то доказать, но и понять текст, который является доказательством, отличить его от набора символов и фраз. Математическое образование упало настолько, что выпускаются люди, полностью неспособные к логическим цепочкам. Как замотивировать детей, чтобы они не смотрели телевизор, не лазили в Интернет, не обменивались СМС, не играли в компьютерные игры, а конкретно работали над своим образованием?..
— И вы знаете, как изменить ситуацию?
— Для этого нужны очень сильные позиции России в мире, которых в данный момент еще нет, и независимость от объективно негативных процессов, которые идут вокруг, во всем цивилизованном мире. Нужна самодостаточность страны.
— Это вообще возможно в современном мире — тем более для большой страны?
— Кто знает, как будет выглядеть мир лет через десять?..
— Давайте все-таки добавим социального оптимизма.
— Если школьнику
На такой основе можно совершенно по-другому строить математическое образование в России. Лучшие лекции можно будет смотреть под руководством учителя, который будет их разъяснять. Это могло бы стать решением проблемы школьного образования, но нужна политическая воля на «длинные» проекты.
Как преобразовывать Россию, в которой познание является не только материальной, но и духовной ценностью, я могу сказать. Как преобразовывать ту страну, к которой стремительно приближается сегодняшняя Россия? Без вариантов... Шансов у нее нет.