Версия для печати 13052 Материалы по теме
Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей

костюченко
Евгений Владимирович КОСТЮЧЕНКО, сотрудник Центра экономического развития Южного федерального университета

Ответственность в философском смысле — это отношение зависимости человека от чего-то воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности1. Аристотель считал ответственность одним из проявлений свободы, а свободу — одним из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других2. Такое понимание ответственности используется и в наши дни, например, при соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти, или при решении экологических проблем. В этике и праве понятие ответственности применяется к описанию особого социального и морально-правового отношения личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм3.

Развитие общественного производства до уровня капиталистической системы отношений и возникновение на этом этапе предпринимательства изменили приоритеты человека и общества. М. Вебер исследовал феномен предпринимательства как проявление особого этоса хозяйственного поведения и «духа» капитализма, распространившего свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей. Он отмечал, что «экономический человек» не может не считаться с социальными, в том числе нравственными, нормами. Когда эти нормы становятся убеждениями, возникает предпринимательская этика, а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентаций, соответствующей мотивации образует профессиональный этос хозяйствования4.

Предпринимательская деятельность предполагает инициативу, готовность идти на риск. Когда она осуществляется в массовом масштабе, это приводит к глубинным изменениям сознания, образованию нового типа личности, новой деловой этики. Рыночные отношения изменяют людей: формируют ответственность, определенные моральные качества, такие, например, как умение выполнять свои обязательства. Выполнять обязательства — значит уметь составлять реальные, достижимые планы на будущее, совершать ответственный волевой акт, правильно предвидеть и учитывать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Предпринимательские качества преобразуют личность морально, порождают в ней новые черты, в том числе ответственность.

Христианские и государственные социальные нормы

Предпринимательство, как мы его понимаем, зародилось в европейской цивилизации, которая базируется на христианских нравственных нормах. К этим нормам относятся и такие, которые требуют, чтобы человек отдавал обществу часть своего имущества, дохода или времени. В частности, это требование уплаты десятины (десятой части дохода) в пользу церкви, часть которой может расходоваться на помощь бедным; долг оказания помощи человеку, попавшему в беду (см., например, притчу о добром самаритянине); обязанность помогать вдовам и сиротам; обязанность оставлять на поле оброненное во время жатвы и нескошенные края поля, а также оброненное во время сбора урожая в винограднике.

Данные нормы распространяются на всех христиан независимо от вида выполняемой ими деятельности. Биб­лейские нормы благотворительности отличаются от современного восприятия понятия «социальный» — «социальная ответственность», «социальная справедливость» и пр. Эти понятия предполагают перераспределение благ от одних социальных слоев к другим (от богатых к бедным, от бизнеса к работникам и т. д.). Принципы христианской морали, обязывающие заниматься благотворительностью, основываются на воле Божьей, которую должен исполнять каждый христианин. Благотворительность не является обязанностью коллективов, союзов, корпораций и т. д. Можно сделать вывод, что современная идея социальной ответственности бизнеса как обязанность крупных корпораций делиться своими доходами с обществом или с отдельными его слоями не имеет корней в христианской этике и даже в каком-то смысле является антихристианской, так как позволяет людям переложить личную ответственность на обезличенные бизнес или корпорацию.

При этом в Писании не говорится, что невыполнение христианских норм благотворительности предполагает какие-то санкции со стороны государства в отличие, например, от запрета на убийство или кражу. Отсюда можно сделать вывод, что в христианской морали нет обоснования для современного государственного принудительного перераспределения богатства, то есть идея социальной ответственности государства является продуктом современного общественного секулярного сознания. Некоторые авторы считают, что она является антихристианской. Так, Ю. Кузнецов отмечает, что согласно Писанию цель существования государства — служение Богу, которое состоит в наказании тех, кто делает зло. При этом право определять, что есть, а что не есть зло, государству не дано. Эталоном является Закон Божий, явно сформулированный в Писании. В этом Законе нет норм, предусматривающих наказание за невыполнение обязанностей в области благотворительности. По сути дела, когда государство начинает заниматься насильственным перераспределением имущества и доходов исходя из социальных целей, оно фактически нарушает седьмую заповедь, то есть совершает кражу (грабеж)5. Ю. Кузнецов считает, что на практике реализация принципа «социальная ответственность государства» неизбежно ведет к нравственной и материальной деградации и в конечном счете — к самоуничтожению общества, реализующего этот принцип.

Корпоративная социальная ответственность

Ответственность, инициируемая законодательно, подразумевает необходимость соблюдения предпринимателями правовых норм рыночной экономики, в которых зафиксированы общественные ожидания, соответствие их деятельности этим ожиданиям. Ответственность, инициируемая нравственными нормами, требует от предпринимателей соответствия ожиданиям общества, не зафиксированным в правовых нормах, но основанным на нормах морали. В категориях неоинституциональной теории правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным.

В работах по истории российского предпринимательства отмечается, что под социальной ответственностью понимаются взаимоотношения более властных слоев общества с менее властными и нуждающимися слоями6. Но в рыночной экономике обязанность обеспечивать население важнейшими социальными благами взяло на себя государство, реализующее систему мер социальной политики.

Российские крупные предприниматели, компании которых вышли на мировой рынок, вынуждены принимать существующие там правила игры, одним из которых является необходимость обязательной публикации социальных отчетов. В своих отчетах они используют определение социальной ответственности бизнеса, применяемое западными транснациональными корпорациями, — это ответственность корпораций перед обществом в целях устойчивого развития. Такое понимание продвигают корпорации США, объединившиеся в рамках движения «Бизнес за социальную ответственность» (Business for Social Responsibility). Идеологами этого движения корпоративная социальная ответственность (КСО) определяется как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде»7. КСО в данных документах предстает как набор идеологических и практических мер и программ, которые реализуются на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду8.

В России движение корпоративной социальной ответственности отсчитывается с 2003 года, когда было принято Обращение участников заседания Торгово-промышленной палаты РФ к деловому сообществу России глубже осознать свою высокую ответственность перед обществом за высокоэффективную производственно-хозяйственную деятельность, создающую рабочие места, конкурентоспособную продукцию, налоговые поступления и возможность осуществления социальных программ9. 17 октября 2006 года на заседании комитета Ассоциации менеджеров России по корпоративной ответственности был презентован меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». В нем дано определение корпоративной социальной ответственности как философии поведения и концепции выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений. Этот документ ориентирует топ-менеджеров на принипы КСО, выделяя в качестве основных такие, как производство качественной продукции и услуг для потребителя, неукоснительное выполнение требований законодательства, учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел. Приоритетными направлениями КСО названы инвестиции в развитие персонала, создание безопасных условий труда и охрана здоровья, поощрение благотворительности, природоохранная деятельность и ресурсосбережение.

Ассоциация менеджеров России в 2008 году опубликовала доклад о социальных инвестициях, в котором отмечено, что «на сегодняшний день не существует единого общепринятого определения и, как следствие, единого понимания сущности корпоративной социальной ответственности. Однако, формулируя для себя сущность КСО, компании не просто упражняются в дефинициях, но определяют роль и место соответствующих практик в развитии своего бизнеса»10.

Социальная ответственность российских компаний

Сущность какого-либо явления принято выявлять на основе теоретического анализа, но феномен корпоративной социальной ответственности еще слабо исследован в экономической науке, поэтому рассмотрим его на примере практической деятельности менеджмента компаний, публикующих социальные отчеты.

Так, менеджмент ОАО «Сибирская угольная компания» понимает корпоративную социальную ответственность как взятие компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному инвестированию в решение социальных проблем, связанных с деятельностью компании.

Руководство ОАО «Уралсвязьинформ» включает в это понятие ответственность перед потребителями продукции компании, то есть предоставление полного набора услуг связи высокого качества; ответственность перед государством, то есть выплата налогов в полном объеме и участие в развитии региона; ответственность перед обществом в форме добровольного участия в различных спонсорских и благотворительных проектах; ответственность перед своими работниками, то есть обеспечение высокого уровня заработной платы и предоставление социальных гарантий с учетом производительности их труда.

Менеджмент ОАО «ОГК-4» понимает корпоративную социальную ответственность в первую очередь как качественное и бесперебойное производство своей продукции (электро­энергии). Условием этого выступают соответствующие мощность и надежность электростанций, доступность электроснабжения для имеющихся и потенциальных потребителей.

Менеджмент ООО «ДТЭК» понимает корпоративную социальную ответственность более широко — как философию долгосрочного развития, позволяющую гармонично сочетать успешный бизнес с базовыми общечеловеческими ценностями и учитывать приоритеты национального развития11.

Таким образом, менеджмент ведущих российских компаний под социальной ответственностью понимает общие принципы управления компанией, которые включают корпоративную этику, отношение к персоналу; проводимую компанией социальную политику по отношению к обществу и окружающей среде. В деятельности предпринимателей социальная ответственность бизнеса реализуется как корпоративная социальная ответственность, и это следует рассмат­ривать как закономерную эволюцию данного феномена, порожденного развитием экономических отношений.

КСО: различие трактовок

«Институтом города» издан сборник материалов, посвященных взаимодействию корпораций и муниципалитетов. В нем феномен корпоративной социальной ответственности понимается как: 1) «постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом»; 2) «концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей»12.

Ассоциация российских менеджеров, публикуя доклад 2008 года, ориентирует представителей бизнеса на следующее понимание принципов корпоративной социальной ответственности. Это «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиций в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства — налогового, трудового, экологического и т. п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества»13.

Интересно, что трактовка социальной ответственности западными корпоративными структурами не включает соблюдения законов, это отражение российского менталитета, не нуждающееся в дополнительной оговорке в странах рыночной экономики.

Представители государственной власти в России трактуют корпоративную социальную ответственность со своих позиций: «Крупная компания должна взять на себя часть функций государства в области социального обеспечения, здравоохранения, культуры, развития спорта и т. п., причем наилучшим механизмом исполнения этой обязанности представляется внесение компанией денег в некий фонд, которыми распоряжаются представители государства»14.

Ученые под корпоративной социальной ответственностью понимают социальную деятельность корпорации в целом как совокупность социальных отношений, в которые вступает бизнес в ходе своей деятельности15.

Отсутствие единого толкования рассматриваемой нами категории свидетельствует о ее интенсивном развитии в реальных социальных практиках. Многообразие подходов является отражением сложности этого процесса. Социальная ответственность бизнеса понимается как ведение хозяйственной деятельности по нормам и законам, принятым в стране, где она осуществляется. Это создание рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства и многое другое, поддерживающее социальную стабильность в стране.

Проделанное нами исследование тео­ретических и практических подходов к сущности социальной ответственности бизнеса позволяет предложить следующую трактовку этой категории: социальная ответственность бизнеса представляет собой совокупность действий предпринимателей, влияющих на качество жизни членов общества.

1 Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 172.

2 Там же. С. 173.

3 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. С. 403.

4 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990.

5 Социальная ответственность бизнеса: опыт анализа понятия с христианских позиций // Тезисы доклада на круглом столе на тему «Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика». http://kuznetsov.livejournal.com/45763.html.

6 Гавлин М. Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX — начало XX вв. М.: РОССПЭН, 2000.

7 Business for social responsibility. Overview of Corporate social responsibility. [Электронный ресурс]. — [2003]. — режим доступа: http:// www.hbs.edu/.

8 Там же.

9 Постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2003 г. № 71-7 «О социальной ответственности бизнеса в современной России».

10 Доклад о социальных инвестициях в России в 2008 году. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С. 12–13.

11 Business for social responsibility. Overview of Corporate social responsibility. [Электронный ресурс]. — [2003]. — режим доступа: http:// www.hbs.edu/.

12 Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества: Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношений корпораций, местных властей, а также системы внебюджетных отношений в РФ. М.: Институт города. 2003. С. 20.

13 Доклад о социальных инвестициях в России в 2008 году. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С. 13.

14 Фонд «Институт экономики города». [Электронный ресурс]. — [2008]. — режим доступа: http:// www.regnum.ru/.

15 См.: Гизатулин А. В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании. [Электронный ресурс]. — [2003]. — режим доступа: http:// www.socreklama.ru/.

Поделиться