О предпосылках появления франчайзинга и дальнейших перспективах его развития в России рассказывает Екатерина СОЯК, генеральный директор компании Buy Brand.
– Екатерина, Вы возглавляете компанию Buy Brand, которая развивает технологии франчайзинга в России. Но ведь в нашей стране сейчас наблюдается устойчивый экономический рост. Насколько актуален в таких условиях франчайзинг – иностранная модель, знакомая далеко не всем отечественным предпринимателям?
– Действительно, российская экономика сейчас на подъеме. Именно поэтому условия для развития франчайзинга благоприятны: такая форма ведения бизнеса может заметно ускорить темпы экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов. Кроме того, продвижению франчайзинга способствует повышение доходов населения, поскольку увеличивается как число потребителей продукции и услуг франчайзинговых компаний, так и число тех, кто может начать собственный бизнес на основе франчайзинга.
Интеграция России в мировую экономику по-прежнему идет преимущественно за счет нефти и газа, то есть сырьевого сектора. Между тем в таких некогда отстававших от западных стандартов отраслях, как общественное питание, розничная торговля, индустрия одежды, обуви, фитнеса и т.д., есть немало сильных отечественных брендов, которые выходят на зарубежные рынки со своими концепциями, создают там франчайзинговые предприятия. Со временем это может стать важной статьей российского экспорта.
С другой стороны, в Россию сейчас приходят серьезные иностранные бренды, и после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию этот процесс ускорится. Чтобы успешно с ними конкурировать, отечественным компаниям придется либо развивать собственные торговые марки, либо вставать «под знамена» известных брендов. Первый путь очень затратный и рискованный, второй – намного безопаснее и дешевле. И дело здесь не в том, под какой маркой – отечественной или иностранной – станет развиваться наш малый и средний бизнес, ведь в любом случае он будет работать на российском рынке, получит проверенные временем технологии, надежную консультационную и рекламную поддержку, современные стандарты качества товаров и услуг. Важно понять, что при работе по франчайзингу отечественный предприниматель не вытесняется с российского рынка, а строит свой бизнес под серьезным брендом.
– То есть Вы считаете, что у франчайзинговых предприятий больше шансов победить в конкурентной борьбе на международном и российском рынках?
– Да, шансов больше. Но чтобы их реализовать, франчайзеру и франчайзи надо наладить эффективное взаимодействие. Ведь в чем суть франчайзинга? Это такая модель развития бизнеса, когда одна компания (франчайзер) передает другой компании (франчайзи) право работать под торговой маркой франчайзера, предоставляет проверенные на практике технологии, новые разработки, оказывает постоянную консультационную поддержку, помогает в обучении персонала, проведении рекламных кампаний. Франчайзи в свою очередь обязуется неукоснительно соблюдать установленные франчайзером стандарты ведения бизнеса, строго выдерживать качество реализуемых потребителям товаров и выплачивать владельцу бренда определенное денежное вознаграждение – в виде периодических платежей (роялти), первоначального (паушального) платежа либо того и другого. Иногда франчайзеры предоставляют франчайзи разнообразные льготы – например, не взимают первоначальный платеж или роялти.
– А насколько выгодно работать под чужой маркой? Не лучше ли строить свой бизнес – без франчайзера и его условий?
– Каждый предприниматель выбирает собственный путь развития бизнеса. Но франчайзинг предоставляет ряд очевидных преимуществ. Во-первых, быстрый старт. Например, чтобы открыть магазин по франчайзингу, потребуется примерно два месяца. Чтобы сделать это самостоятельно, может понадобиться и год. Во-вторых, низкий риск «прогореть». Как свидетельствует мировая практика, лишь 15% франчайзинговых предприятий могут обанкротиться в течение первых пяти лет деятельности. Для предприятий, созданных вне франчайзинговой системы, такой «индикатор неуспеха» превышает 70%. Кроме того, франчайзи получает возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса. При этом он, по сути, платит за знания и опыт франчайзера, но не тратит время и деньги на поиски новых путей и направлений бизнеса. Он получает право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке. Использует проверенную на практике успешную концепцию бизнеса. Может обратиться за консультацией к профессиональным экспертам в соответствующей области. И, конечно, экономит на рекламе за счет проведения совместных рекламных акций с франчайзером.
– Франчайзер тоже получает преимущества, не так ли?
– Безусловно. Главное преимущество – быстрый охват региональных рынков с помощью партнеров-франчайзи. Например, группа компаний «Спортмастер» за 10 лет (с 1995 по 2005 г.) открыла 83 магазина. Столько же франчайзинговых магазинов «Спортландия», входящих в ГК «Спортмастер», появилось за 2,5 года. А компании Westland удалось открыть свыше 300 магазинов в 63 городах России исключительно благодаря франчайзингу. Такое быстрое и успешное развитие идет только на пользу потребителям и регионам.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– И простые покупатели, и экономика регионов выигрывают от развития франчайзинга. Для потребителя в любой точке России важно купить продукт или услугу, по своему качеству не уступающую тем, что продаются в Москве или других крупных городах. Как раз это обеспечивает франчайзинг со своими жесткими стандартами и системой контроля за франчайзи. При таком подходе необходимость ехать в другой населенный пункт за нужными вещами и продуктами отпадает. Ведь сэндвич «Сабвей» везде останется «Сабвеем», а оздоровительный центр «Планеты фитнес», например, в Казани будет таким же, как в Москве.
В регионах система франчайзинга позволяет создать новые рабочие места, формирует стимулы к экономическому развитию, своего рода «точки роста». Ведь здесь – как в производстве, так и в сфере услуг – используются самые передовые и эффективные технологии. Причем франчайзинг не только приходит в регион, но и распространяется из региона. Многие региональные концепции с успехом осваивают рынки соседних областей и даже городов-миллионников, приобретая федеральный масштаб и пополняя региональную казну. Они становятся своеобразной «визитной карточкой» своего региона не только в пределах России, но и на международном уровне. Важно и то, что система ведения бизнеса по франчайзингу полностью прозрачна и исключает возможность использования различных «серых» схем. Это еще один плюс для регионального бюджета.
– Получается, франчайзинг – важный инструмент развития российской экономики.
А что делает для его популяризации компания Buy Brand?
– Наш главный продукт – Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям «Купи брэнд», которая в 2007 г. пройдет уже в пятый раз. Это крупнейшая в Восточной Европе выставка, посвященная франчайзингу. В прошлом году на ней демонстрировалось свыше 150 проверенных на практике франчайзинговых концепций из 16 стран мира. Нашу страну представляли компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова, Челябинска, Нижнего Новгорода, Уфы, Белгорода, Омска, Сочи и других городов. Выставка позволила российским предпринимателям установить полезные и взаимовыгодные контакты, многие из которых привели к заключению франчайзинговых договоров. В нынешнем году на выставке ожидается представление уже свыше 250 франчайзинговых концепций, запланирована насыщенная деловая программа – семинары, симпозиумы, круглые столы.
Помимо выставки компания Buy Brand является учредителем и организатором конкурса «Золотой бренд». Ценность этого мероприятия в том, что все кандидаты в победители рассматриваются с точки зрения их соответствия самым жестким требованиям франчайзеров и франчайзи. Конкурс стал своеобразным фильтром, который позволяет отсеять недобросовестные компании в сфере франчайзинга и определить лучшие из лучших.
Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям «Купи бренд» и конкурс «Золотой бренд» проводятся один раз в год, но существует много других проектов, реализуемых постоянно. Например, уже третий год издается уникальный журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России», который за это время успел зарекомендовать себя как авторитетное и профессиональное издание. Кроме того, проводится цикл Buy Brand семинаров-практикумов, посвященных насущным проблемам франчайзинга. Существует и Buy Brand клуб, где представители франчайзингового сообщества собираются для обмена мнениями по самым разным вопросам.
Франчайзинг в России сегодня развивается быстрыми темпами. Количество франчайзеров в 2006 г. перевалило за 500, а франчайзи – за 3 тыс. Ежегодный прирост франчайзинговых предприятий превышает 15%. Надеемся, что мы своей деятельностью вносим определенный вклад в развитие отечественного франчайзинга.
Приглашаем всех, кому интересна эта тема, на выставку, которая пройдет 26–28 сентября 2007 г. в Москве. Тем же, кто не хочет так долго ждать, рекомендуем читать журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России» и участвовать в Buy Brand семинарах-практикумах.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
– Екатерина, Вы возглавляете компанию Buy Brand, которая развивает технологии франчайзинга в России. Но ведь в нашей стране сейчас наблюдается устойчивый экономический рост. Насколько актуален в таких условиях франчайзинг – иностранная модель, знакомая далеко не всем отечественным предпринимателям?
– Действительно, российская экономика сейчас на подъеме. Именно поэтому условия для развития франчайзинга благоприятны: такая форма ведения бизнеса может заметно ускорить темпы экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов. Кроме того, продвижению франчайзинга способствует повышение доходов населения, поскольку увеличивается как число потребителей продукции и услуг франчайзинговых компаний, так и число тех, кто может начать собственный бизнес на основе франчайзинга.
Интеграция России в мировую экономику по-прежнему идет преимущественно за счет нефти и газа, то есть сырьевого сектора. Между тем в таких некогда отстававших от западных стандартов отраслях, как общественное питание, розничная торговля, индустрия одежды, обуви, фитнеса и т.д., есть немало сильных отечественных брендов, которые выходят на зарубежные рынки со своими концепциями, создают там франчайзинговые предприятия. Со временем это может стать важной статьей российского экспорта.
С другой стороны, в Россию сейчас приходят серьезные иностранные бренды, и после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию этот процесс ускорится. Чтобы успешно с ними конкурировать, отечественным компаниям придется либо развивать собственные торговые марки, либо вставать «под знамена» известных брендов. Первый путь очень затратный и рискованный, второй – намного безопаснее и дешевле. И дело здесь не в том, под какой маркой – отечественной или иностранной – станет развиваться наш малый и средний бизнес, ведь в любом случае он будет работать на российском рынке, получит проверенные временем технологии, надежную консультационную и рекламную поддержку, современные стандарты качества товаров и услуг. Важно понять, что при работе по франчайзингу отечественный предприниматель не вытесняется с российского рынка, а строит свой бизнес под серьезным брендом.
– То есть Вы считаете, что у франчайзинговых предприятий больше шансов победить в конкурентной борьбе на международном и российском рынках?
– Да, шансов больше. Но чтобы их реализовать, франчайзеру и франчайзи надо наладить эффективное взаимодействие. Ведь в чем суть франчайзинга? Это такая модель развития бизнеса, когда одна компания (франчайзер) передает другой компании (франчайзи) право работать под торговой маркой франчайзера, предоставляет проверенные на практике технологии, новые разработки, оказывает постоянную консультационную поддержку, помогает в обучении персонала, проведении рекламных кампаний. Франчайзи в свою очередь обязуется неукоснительно соблюдать установленные франчайзером стандарты ведения бизнеса, строго выдерживать качество реализуемых потребителям товаров и выплачивать владельцу бренда определенное денежное вознаграждение – в виде периодических платежей (роялти), первоначального (паушального) платежа либо того и другого. Иногда франчайзеры предоставляют франчайзи разнообразные льготы – например, не взимают первоначальный платеж или роялти.
– А насколько выгодно работать под чужой маркой? Не лучше ли строить свой бизнес – без франчайзера и его условий?
– Каждый предприниматель выбирает собственный путь развития бизнеса. Но франчайзинг предоставляет ряд очевидных преимуществ. Во-первых, быстрый старт. Например, чтобы открыть магазин по франчайзингу, потребуется примерно два месяца. Чтобы сделать это самостоятельно, может понадобиться и год. Во-вторых, низкий риск «прогореть». Как свидетельствует мировая практика, лишь 15% франчайзинговых предприятий могут обанкротиться в течение первых пяти лет деятельности. Для предприятий, созданных вне франчайзинговой системы, такой «индикатор неуспеха» превышает 70%. Кроме того, франчайзи получает возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса. При этом он, по сути, платит за знания и опыт франчайзера, но не тратит время и деньги на поиски новых путей и направлений бизнеса. Он получает право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке. Использует проверенную на практике успешную концепцию бизнеса. Может обратиться за консультацией к профессиональным экспертам в соответствующей области. И, конечно, экономит на рекламе за счет проведения совместных рекламных акций с франчайзером.
– Франчайзер тоже получает преимущества, не так ли?
– Безусловно. Главное преимущество – быстрый охват региональных рынков с помощью партнеров-франчайзи. Например, группа компаний «Спортмастер» за 10 лет (с 1995 по 2005 г.) открыла 83 магазина. Столько же франчайзинговых магазинов «Спортландия», входящих в ГК «Спортмастер», появилось за 2,5 года. А компании Westland удалось открыть свыше 300 магазинов в 63 городах России исключительно благодаря франчайзингу. Такое быстрое и успешное развитие идет только на пользу потребителям и регионам.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– И простые покупатели, и экономика регионов выигрывают от развития франчайзинга. Для потребителя в любой точке России важно купить продукт или услугу, по своему качеству не уступающую тем, что продаются в Москве или других крупных городах. Как раз это обеспечивает франчайзинг со своими жесткими стандартами и системой контроля за франчайзи. При таком подходе необходимость ехать в другой населенный пункт за нужными вещами и продуктами отпадает. Ведь сэндвич «Сабвей» везде останется «Сабвеем», а оздоровительный центр «Планеты фитнес», например, в Казани будет таким же, как в Москве.
В регионах система франчайзинга позволяет создать новые рабочие места, формирует стимулы к экономическому развитию, своего рода «точки роста». Ведь здесь – как в производстве, так и в сфере услуг – используются самые передовые и эффективные технологии. Причем франчайзинг не только приходит в регион, но и распространяется из региона. Многие региональные концепции с успехом осваивают рынки соседних областей и даже городов-миллионников, приобретая федеральный масштаб и пополняя региональную казну. Они становятся своеобразной «визитной карточкой» своего региона не только в пределах России, но и на международном уровне. Важно и то, что система ведения бизнеса по франчайзингу полностью прозрачна и исключает возможность использования различных «серых» схем. Это еще один плюс для регионального бюджета.
– Получается, франчайзинг – важный инструмент развития российской экономики.
А что делает для его популяризации компания Buy Brand?
– Наш главный продукт – Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям «Купи брэнд», которая в 2007 г. пройдет уже в пятый раз. Это крупнейшая в Восточной Европе выставка, посвященная франчайзингу. В прошлом году на ней демонстрировалось свыше 150 проверенных на практике франчайзинговых концепций из 16 стран мира. Нашу страну представляли компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова, Челябинска, Нижнего Новгорода, Уфы, Белгорода, Омска, Сочи и других городов. Выставка позволила российским предпринимателям установить полезные и взаимовыгодные контакты, многие из которых привели к заключению франчайзинговых договоров. В нынешнем году на выставке ожидается представление уже свыше 250 франчайзинговых концепций, запланирована насыщенная деловая программа – семинары, симпозиумы, круглые столы.
Помимо выставки компания Buy Brand является учредителем и организатором конкурса «Золотой бренд». Ценность этого мероприятия в том, что все кандидаты в победители рассматриваются с точки зрения их соответствия самым жестким требованиям франчайзеров и франчайзи. Конкурс стал своеобразным фильтром, который позволяет отсеять недобросовестные компании в сфере франчайзинга и определить лучшие из лучших.
Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям «Купи бренд» и конкурс «Золотой бренд» проводятся один раз в год, но существует много других проектов, реализуемых постоянно. Например, уже третий год издается уникальный журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России», который за это время успел зарекомендовать себя как авторитетное и профессиональное издание. Кроме того, проводится цикл Buy Brand семинаров-практикумов, посвященных насущным проблемам франчайзинга. Существует и Buy Brand клуб, где представители франчайзингового сообщества собираются для обмена мнениями по самым разным вопросам.
Франчайзинг в России сегодня развивается быстрыми темпами. Количество франчайзеров в 2006 г. перевалило за 500, а франчайзи – за 3 тыс. Ежегодный прирост франчайзинговых предприятий превышает 15%. Надеемся, что мы своей деятельностью вносим определенный вклад в развитие отечественного франчайзинга.
Приглашаем всех, кому интересна эта тема, на выставку, которая пройдет 26–28 сентября 2007 г. в Москве. Тем же, кто не хочет так долго ждать, рекомендуем читать журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России» и участвовать в Buy Brand семинарах-практикумах.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.