Несмотря на катастрофические потери 1990-х гг., оборонно-промышленный комплекс России выжил и сегодня демонстрирует признаки активности. Растет производство военной продукции, отечественное вооружение пользуется все большим спросом в мире. Государство повернулось лицом к ОПК и выделяет на его развитие значительные средства. Тем не менее говорить об успехах в модернизации комплекса пока рано.
Противоречивое наследие
Советский оборонно-промышленный комплекс представлял собой наиболее качественный компонент национальной экономики. Он включал в себя органы государственного управления, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. В структуре ОПК можно было обнаружить даже отдельные административно-территориальные образования – закрытые «номерные» города. В комплексе было занято более 5 млн человек, представляющих научную и индустриальную элиту страны. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал советской военной промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США. В 1980-х гг. удельный вес оборонных расходов в СССР составлял 9–13% бюджета. К концу 1980-х гг. ОПК производил 20–25% валового национального продукта страны. На ОПК приходилось более 12% основных фондов промышленности и до 80% совокупного объема выпуска продукции машиностроения, а общее количество предприятий комплекса превышало 3 тыс. Таким образом, ко времени распада СССР «оборонка» составляла основу промышленного потенциала страны и по уровню технологического развития не уступала развитым странам Запада, более того, лидировала в ряде областей.
В условиях блоковой конфронтации были созданы целостное и относительное автономное технологическое пространство и централизованная система управления военным сектором экономики. Причиной особой динамики развития (но одновременно и причиной инертности) советского оборонно-промышленного комплекса являлась его уникальная структура управления: она отражала интересы жесткой плановой системы, ее административно-командные, мобилизационные возможности. Однако именно кризис этой несущей управленческой конструкции во многом определил те обвальные процессы, которые поразили ОПК после развала СССР.
В начале 1990-х гг. выпуск продукции ОПК резко уменьшился, финансирование государственного оборонного заказа достигло критически низкого уровня. Это вызвало массовое сокращение числа рабочих мест и качественное снижение обороноспособности страны.
После распада СССР на территории Российской Федерации осталась основная часть прежнего советского ОПК: более 60% предприятий и 70% научных организаций. Однако в результате разрушения прежде единого комплекса, пронизанного множеством кооперационных связей, из целостной системы выпал ряд ключевых звеньев. Как следствие, возникли трудноразрешимые проблемы, связанные с утратой кадров, технологий, существенными сбоями в поставках сырья и материалов. Во многих звеньях системы ОПК на грани исчезновения оказалась соответствующая промышленная культура, терялся человеческий потенциал. За период с 1989 по 1997 г. военные расходы России (в сопоставимых ценах) сократились примерно на 87%. Объем военных заказов в промышленности за этот период уменьшился на порядки.
Серьезный удар по отечественной оборонной промышленности нанесли и процессы приватизации. Приватизация предприятий и организаций ОПК, разрешенная в начале 1990-х гг., привела, во-первых, к уменьшению их общего числа (по состоянию на 1 января 1992 г. – 2 456 предприятий, на 1 января 2000 г. – уже 1 690) и, во-вторых, к росту доли акционерных обществ. В 1992–1995 гг. на базе предприятий комплекса было образовано 1 110 акционерных обществ открытого типа, большинство из которых оказалось в тяжелейшем финансовом положении. Около 20% из них были объявлены банкротами уже в начальный период деятельности.
Описанным процессам сопутствовали массовый отток квалифицированных кадров, маргинализация науки, неразрывно связанной с «оборонкой», и катастрофическое сокращение капиталовложений в ОПК. Общие процессы ослабления всей системы государственного управления негативно отразились на отлаженной системе управления оборонной отраслью.
Сегодня в комплексе занято не более 1,7 млн человек. На предприятия ОПК приходится около 5–6% промышленного производства страны, а доля оборонной промышленности в ВВП России упала до 3–4%. Тем не менее ОПК по-прежнему представляет собой наиболее наукоемкий сектор экономики страны и пока сохраняет накопленный научно-производственный потенциал.
После финансового кризиса 1998 г. общее оживление российской экономики коснулось и ОПК. Девальвация рубля обусловила повышение конкурентоспособности предприятий комплекса, что стимулировало активный рост объемов продукции в течение 1998–2003 гг.
Стабильное повышение доходов бюджета позволяет государству ежегодно увеличивать ассигнования на национальную оборону, расширять государственный оборонный заказ. Начиная с 2002 г. гособоронзаказ в абсолютных цифрах вырос в 3,75 раза (с 80 до 300 млрд руб.), военные расходы – в 2,9 раза (с 284 до 821 млрд руб.) По данным Минпромэнерго, рост промышленного производства ОПК в 2006 г. составил 9,8%, при этом выпуск гражданской продукции увеличился на 4,2%. Продолжается и приток инвестиций: в 2006 г. он составил 5,6%.
Несмотря на очевидную положительную динамику, аналитики считают, что отрасль по-прежнему находится в сложном положении. Серьезные финансовые вливания – это далеко не все, что требуется российской оборонной промышленности. Многие системные проблемы не решены, а кризисные тенденции, обозначившиеся и развившиеся в 1990-е гг., до сих пор не преодолены. Данные тенденции в значительной мере нивелируют усилия государства, направленные на финансовую поддержку ОПК. Ситуация с гособоронзаказом – яркий тому пример. Так, ныне уже бывший министр обороны Сергей Иванов в конце 2006 г. заявил, что, хотя с финансированием заказов все обстоит благополучно, состояние отрасли создает препятствия для освоения выделяемых средств. По некоторым оценкам, в год обновляется лишь 3% вооружений (хотя гособоронзаказ ежегодно увеличивается на 25–30%). Независимые эксперты отмечают, что государственный оборонный заказ, несмотря на номинальный рост, не оказывает существенного влияния на ситуацию в ОПК.
Препятствия для развития
Каковы же системные проблемы оборонного комплекса, мешающие его развитию? Назовем некоторые из них:
1. На протяжении долгого времени в стране отсутствовала целостная система управления оборонной промышленностью. Реформирование отрасли в 1990-х гг. было непродуманным, во многом хаотичным и, как следствие, неэффективным.
Бывший советник Президента РФ по вопросам военно-технической политики, а ныне генеральный директор объединенной судостроительной корпорации Александр Бурутин признает, что и сегодня российская оборонная промышленность не имеет системы управления, отвечающей современным требованиям. Федеральные органы исполнительной власти, которые должны регулировать все вопросы деятельности оборонной промышленности, не могут обеспечить выполнение стоящих перед «оборонкой» задач и, кроме того, не несут никакой ответственности за результаты своей деятельности.
2. Финансовое положение промышленных предприятий и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Низкий уровень рентабельности (порядка 3%) не позволяет инвестировать собственные средства в развитие производства.
По словам замглавы Минпромэнерго Андрея Реуса, под угрозой банкротства находится около четверти стратегических предприятий и организаций. (Здесь стоит упомянуть о наличии проблемы, связанной с переделом собственности, случаями преднамеренного банкротства оборонных предприятий, а также различного рода «рейдерскими» захватами.) Независимые эксперты оценивают долю убыточных предприятий ОПК на уровне 40%.
Одной из главных причин неудовлетворительного финансово-экономического состояния предприятий оборонной промышленности является низкий уровень загрузки производственных мощностей: по данным Минпромэнерго, он составляет около 30% и, несмотря на расширение гособоронзаказа, вряд ли будет расти. Глава Департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев замечает: «Мы должны учитывать, что объемы работ в обозримом будущем принципиально не увеличатся. Мы больше не будем выпускать ежегодно сотни стратегических ракет, тысячи танков и военных самолетов».
Руководители отрасли полагают, что в этой ситуации для стабильного развития ОПК требуются глубокая диверсификация производства и наращивание объемов гражданской продукции (в настоящее время доля гражданской продукции в ОПК составляет порядка 42%)
В стратегии развития ОПК на период до 2015 г. предусмотрено, что даже при повышении уровня загрузки производственных мощностей гособоронзаказом доля продукции военного назначения будет снижаться (до 30–40%) ввиду опережающего роста выпуска продукции гражданского назначения.
3. Старение производственного и научного оборудования затрудняет решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Износ основных производственных фондов на сегодняшний день превышает 75%, более трети их изношено на 100%. Доля нового оборудования в возрасте до пяти лет составляет всего 4,6%.
На многих предприятиях и в организациях ОПК идут процессы, которые можно назвать необратимыми. Утрачена половина уникальных технологий, используемых для производства и ремонта основных образцов вооружений и военной техники. Аналитики постоянно обращают внимание на то, что выпускаемая сейчас военная продукция, в том числе идущая на экспорт, базируется главным образом на разработках 1970–1980-х гг.
По данным Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, объем финансирования исследований в России примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Например, США выделяют на военные НИОКР более 70 млрд долл., что позволяет им сохранять лидерство в области военных технологий. Симптомом технологического отставания является
и то, что доля современной техники в российской армии, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 20% (для сравнения: в армиях развитых стран доля современной техники оценивается в 60–80%).
В России в настоящее время только 6% предприятий – включая и ОПК, и гражданский сектор экономики – в той или иной степени реализуют инновационные проекты.
Как следствие, позиции нашей страны на рынке наукоемкой продукции продолжают ослабевать (к примеру, общий ежегодный объем экспорта высокотехнологичной продукции России в 5 раз меньше, чем Таиланда, в 8 раз – Мексики, в 10 раз – КНР, в 14 раз – Южной Кореи).
4. Налоговое и таможенное законодательство не учитывают нужды оборонной промышленности. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, применяемые сегодня «на равных основаниях» и к гражданскому сектору экономики, и к стратегическим предприятиям ОПК, стали одним из главных тормозов его развития. Руководители оборонных предприятий уже много лет добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК. Однако этот вопрос не решается. Более того, с 1 января 2006 г. отменены льготы по земельному налогу в части сохранения мобилизационных мощностей, на земли полигонов и испытательных станций.
Другим негативным фактором стали растущие тарифы на энергоносители, сырье, транспортные перевозки. Для энергетиков предприятия ОПК – главные неплательщики, в то же время энергозатраты в «оборонке» чрезвычайно высоки.
5. Одна из самых болезненных проблем отрасли – значительные кадровые потери (начиная с 1991 г.), старение сотрудников. Средний возраст работников ОПК, по различным оценкам, составляет более 55 лет. В оборонных НИИ средний возраст научно-инженерного состава и вовсе приближается к 60 годам.
По официальным данным Минпромэнерго, в 2002–2005 гг. численность занятых в ОПК ежегодно уменьшалась на 5–7%. В результате стабилизации положения с размещением и финансированием гособоронзаказа в 2006 г. сокращение штатов в оборонно-промышленном комплексе несколько приостановилось и сейчас обусловлено сравнительно невысоким уровнем оплаты труда.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК в 2006 г., по предварительным данным, составила 9 650 руб. против 11 303 руб. среднемесячной начисленной зарплаты по стране в целом – при том, что к сотрудникам предъявляются высочайшие квалификационные требования.
С целью улучшения ситуации 30 декабря 2006 г. было принято постановление Правительства РФ «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 гг.». Согласно этому постановлению уже в 2007 г. в отрасль придет около 24 тыс. специалистов различного уровня.
От понимания проблем к их решению
Ряд крупных событий 2006 г. и начала 2007 г. оказались весьма важными для оборонно-промышленного комплекса с точки зрения усилий, прилагаемых государством, и влияния на дальнейшее развитие отрасли.
1. Шаги по реформированию системы управления ОПК
Для реализации государственной политики в области развития ОПК, науки и технологий указом Президента РФ от 20 марта 2006 г. была создана Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ (ВПК). ВПК представляет собой постоянно действующий орган, координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти. Среди ее приоритетов – реструктуризация оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации его состава, структуры, внутрикорпоративных отношений, а также технического перевооружения основных производств. В качестве основных направлений работы комиссии также обозначены своевременное выполнение принятых решений по оснащению войск и повышение эффективности государственного оборонного заказа.
Хотя военно-промышленная комиссия существует менее года, уже сейчас можно говорить об определенных успехах в деле объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, выработке единых решений в сфере военно-технической и оборонно-промышленной политики.
5 февраля 2007 г. Президент РФ подписал указ о создании Федерального агентства по поставкам вооружений, военной и специальной техники при Правительстве РФ. Отныне поставлять вооружения и спецтехнику всем силовым структурам станет самостоятельное гражданское агентство. Оно начнет работу в 2008 г. и, как надеются авторы решения, будет способствовать более эффективному расходованию тех значительных средств, которые выделяются на закупку вооружений.
В частности, ожидается, что с помощью агентства по закупкам удастся проводить единую ценовую политику при формировании и реализации контрактов по государственному оборонному заказу. В компетенцию нового ведомства войдет размещение заказов, заключение контрактов с исполнителями в оборонно-промышленном комплексе, финансирование этих контрактов и контроль за их исполнением. Важно, что функции надзора и контроля в данной сфере по-прежнему будет выполнять и Федеральная служба по гособоронзаказу.
2. Формирование в оборонной промышленности крупных холдингов с решающим государственным участием
Одним из ключевых пунктов современной концепции реформирования ОПК является образование в отрасли крупных интегрированных структур (холдингов) путем объединения существующих компаний. Реструктуризация отрасли производится в целях концентрации ресурсов, обеспечения адекватной конкуренции, создания условий для преодоления издержек.
За период реализации программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)» приняты решения о создании и последующем расширении интегрированных структур, объединяющих более 180 важнейших предприятий и организаций ОПК. В рамках таких холдингов предусматривается решение широкого спектра вопросов – от загрузки мощностей и обновления основных производственных фондов до диверсификации производства. Новые корпорации будут менее зависимыми от гособоронзаказа, доля которого в их деятельности составит порядка 30–40%. Появление холдингов должно способствовать не только наращиванию конкурентных преимуществ, но и совершенствованию всей системы управления оборонно-промышленным комплексом, созданию действенного механизма влияния государства на функционирование отрасли.
В настоящее время процессы объединения наиболее активно протекают в авиастроении. Важнейшим итогом 2006 г. для авиаиндустрии стало создание Объединенной авиакосмической корпорации (ОАК), в которой сконцентрированы все активы отечественного самолетостроения: компании «Иркут», «МиГ», «Сухой», «Ильюшин», «Туполев». ОАК будет работать по пяти основным направлениям: боевая, гражданская, транспортная авиация, а также международная кооперация и компонентный бизнес. Целью создания корпорации является консолидация всех значимых активов отрасли (находящихся в настоящий момент как в государственной, так и в частной собственности) под контролем государства. Общая стоимость активов будущего авиастроительного гиганта оценена в 120 млрд руб. (4,5 млрд долл.), причем доля государства должна составить не менее 75%. Формирование ОАК планируется завершить уже в первом полугодии 2007 г.
Аналогичные процессы сейчас идут в отечественном судостроении и связаны с формированием Объединенной судостроительной корпорации.
3. Стратегическое планирование развития отрасли
В 2006 г. появился ряд ключевых федеральных программ. Всего по федеральным целевым программам, реализуемым в оборонно-промышленном комплексе, в бюджете на 2007 г. предусмотрено около 100 млрд руб., причем порядка 70% из этой суммы будут целевым образом направлены на капитальные вложения.
В рамках ФЦП «Развитие ОПК на 2007–2010 гг. и период до 2015 г.» на программные мероприятия выделено более 400 млрд руб. Главные цели ФЦП – реструктуризация оборонной промышленности, развитие базовых и критических технологий, техническое переоснащение отрасли для производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, сохранения конкурентоспособности продукции. Первоочередная задача – создание производственных мощностей с учетом замены устаревшего и изношенного производственного оборудования. Примечательно, что строится программа на основе государственно-частного партнерства: 60% средств планируется выделить из федерального бюджета, 40% составят собственные средства предприятий.
Большое влияние на развитие ОПК будет оказывать ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 гг.», на реализацию которой предполагается потратить около 100 млрд руб. Программа определяет приоритетные направления развития науки, создает технологическую базу для всех отраслей, в том числе для оборонно-промышленного комплекса. В частности, предусматривается ускоренное развитие электронной компонентной базы, которая в настоящее время серьезно отстает.
В 2006 г. утверждена Государственная программа вооружений на период до 2015 г. (ГПВ-2015), содержащая конкретный перспективный план закупок вооружения и военной техники. Государственная программа вооружений – это главный плановый документ, разрабатываемый с целью поддержания технического оснащения российских Вооруженных Сил и других войск на уровне, достаточном для эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны. В рамках ГПВ-2015 г., на реализацию которой выделено 4,96 трлн руб., будет обновлено 45% всей боевой техники, ныне состоящей на вооружении. Разработчиками особо подчеркивается тот факт, что в отличие от предыдущих аналогичных программ порядка 63% средств пойдет на серийные закупки новых видов вооружения.
4. Наращивание экспортного потенциала «оборонки»
Россия стабильно удерживает второе место в мире (после США) по объемам экспорта вооружений. В последние годы экспорт растет, и в 2007 г., по прогнозам, может вплотную приблизиться к отметке в 7 млрд долл.
Такое положение дел стало возможным благодаря активной роли государства как проводника интересов оборонной промышленности России за рубежом. Нельзя не упомянуть и о недавно принятом важном решении, касающемся экспорта вооружений и военной техники: в январе 2007 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым исключительное право на экспорт конечной продукции военного назначения остается за ФГУП «Рособоронэкспорт». Все остальные предприятия с 1 марта 2007 г. могут самостоятельно продавать за рубеж лишь запчасти и сервисные услуги. Монополия введена с целью исключения конкуренции между российскими производителями на внешнем рынке. Отныне предприятия отечественного ОПК будут выступать на нем консолидированно.
Эффективны ли принимаемые государством меры по реформированию ОПК, станет ясно в ближайшие несколько лет. Пока ситуация в оборонной промышленности, все еще переживающей переходный период, остается противоречивой. В самом скором времени потребуется двигаться дальше: восстановить кадровый потенциал «оборонки», предоставить предприятиям отрасли налоговые льготы, поддержать «трансфер технологий» между военным и гражданским секторами экономики и решить многие другие насущные вопросы. Так или иначе, но от государства ждут энергичных действий – тем более что и финансовые, и организационные ресурсы для этого имеются.
Материал подготовил Марк Цициев
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
Противоречивое наследие
Советский оборонно-промышленный комплекс представлял собой наиболее качественный компонент национальной экономики. Он включал в себя органы государственного управления, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. В структуре ОПК можно было обнаружить даже отдельные административно-территориальные образования – закрытые «номерные» города. В комплексе было занято более 5 млн человек, представляющих научную и индустриальную элиту страны. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал советской военной промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США. В 1980-х гг. удельный вес оборонных расходов в СССР составлял 9–13% бюджета. К концу 1980-х гг. ОПК производил 20–25% валового национального продукта страны. На ОПК приходилось более 12% основных фондов промышленности и до 80% совокупного объема выпуска продукции машиностроения, а общее количество предприятий комплекса превышало 3 тыс. Таким образом, ко времени распада СССР «оборонка» составляла основу промышленного потенциала страны и по уровню технологического развития не уступала развитым странам Запада, более того, лидировала в ряде областей.
В условиях блоковой конфронтации были созданы целостное и относительное автономное технологическое пространство и централизованная система управления военным сектором экономики. Причиной особой динамики развития (но одновременно и причиной инертности) советского оборонно-промышленного комплекса являлась его уникальная структура управления: она отражала интересы жесткой плановой системы, ее административно-командные, мобилизационные возможности. Однако именно кризис этой несущей управленческой конструкции во многом определил те обвальные процессы, которые поразили ОПК после развала СССР.
В начале 1990-х гг. выпуск продукции ОПК резко уменьшился, финансирование государственного оборонного заказа достигло критически низкого уровня. Это вызвало массовое сокращение числа рабочих мест и качественное снижение обороноспособности страны.
После распада СССР на территории Российской Федерации осталась основная часть прежнего советского ОПК: более 60% предприятий и 70% научных организаций. Однако в результате разрушения прежде единого комплекса, пронизанного множеством кооперационных связей, из целостной системы выпал ряд ключевых звеньев. Как следствие, возникли трудноразрешимые проблемы, связанные с утратой кадров, технологий, существенными сбоями в поставках сырья и материалов. Во многих звеньях системы ОПК на грани исчезновения оказалась соответствующая промышленная культура, терялся человеческий потенциал. За период с 1989 по 1997 г. военные расходы России (в сопоставимых ценах) сократились примерно на 87%. Объем военных заказов в промышленности за этот период уменьшился на порядки.
Серьезный удар по отечественной оборонной промышленности нанесли и процессы приватизации. Приватизация предприятий и организаций ОПК, разрешенная в начале 1990-х гг., привела, во-первых, к уменьшению их общего числа (по состоянию на 1 января 1992 г. – 2 456 предприятий, на 1 января 2000 г. – уже 1 690) и, во-вторых, к росту доли акционерных обществ. В 1992–1995 гг. на базе предприятий комплекса было образовано 1 110 акционерных обществ открытого типа, большинство из которых оказалось в тяжелейшем финансовом положении. Около 20% из них были объявлены банкротами уже в начальный период деятельности.
Описанным процессам сопутствовали массовый отток квалифицированных кадров, маргинализация науки, неразрывно связанной с «оборонкой», и катастрофическое сокращение капиталовложений в ОПК. Общие процессы ослабления всей системы государственного управления негативно отразились на отлаженной системе управления оборонной отраслью.
Сегодня в комплексе занято не более 1,7 млн человек. На предприятия ОПК приходится около 5–6% промышленного производства страны, а доля оборонной промышленности в ВВП России упала до 3–4%. Тем не менее ОПК по-прежнему представляет собой наиболее наукоемкий сектор экономики страны и пока сохраняет накопленный научно-производственный потенциал.
После финансового кризиса 1998 г. общее оживление российской экономики коснулось и ОПК. Девальвация рубля обусловила повышение конкурентоспособности предприятий комплекса, что стимулировало активный рост объемов продукции в течение 1998–2003 гг.
Стабильное повышение доходов бюджета позволяет государству ежегодно увеличивать ассигнования на национальную оборону, расширять государственный оборонный заказ. Начиная с 2002 г. гособоронзаказ в абсолютных цифрах вырос в 3,75 раза (с 80 до 300 млрд руб.), военные расходы – в 2,9 раза (с 284 до 821 млрд руб.) По данным Минпромэнерго, рост промышленного производства ОПК в 2006 г. составил 9,8%, при этом выпуск гражданской продукции увеличился на 4,2%. Продолжается и приток инвестиций: в 2006 г. он составил 5,6%.
Несмотря на очевидную положительную динамику, аналитики считают, что отрасль по-прежнему находится в сложном положении. Серьезные финансовые вливания – это далеко не все, что требуется российской оборонной промышленности. Многие системные проблемы не решены, а кризисные тенденции, обозначившиеся и развившиеся в 1990-е гг., до сих пор не преодолены. Данные тенденции в значительной мере нивелируют усилия государства, направленные на финансовую поддержку ОПК. Ситуация с гособоронзаказом – яркий тому пример. Так, ныне уже бывший министр обороны Сергей Иванов в конце 2006 г. заявил, что, хотя с финансированием заказов все обстоит благополучно, состояние отрасли создает препятствия для освоения выделяемых средств. По некоторым оценкам, в год обновляется лишь 3% вооружений (хотя гособоронзаказ ежегодно увеличивается на 25–30%). Независимые эксперты отмечают, что государственный оборонный заказ, несмотря на номинальный рост, не оказывает существенного влияния на ситуацию в ОПК.
Препятствия для развития
Каковы же системные проблемы оборонного комплекса, мешающие его развитию? Назовем некоторые из них:
1. На протяжении долгого времени в стране отсутствовала целостная система управления оборонной промышленностью. Реформирование отрасли в 1990-х гг. было непродуманным, во многом хаотичным и, как следствие, неэффективным.
Бывший советник Президента РФ по вопросам военно-технической политики, а ныне генеральный директор объединенной судостроительной корпорации Александр Бурутин признает, что и сегодня российская оборонная промышленность не имеет системы управления, отвечающей современным требованиям. Федеральные органы исполнительной власти, которые должны регулировать все вопросы деятельности оборонной промышленности, не могут обеспечить выполнение стоящих перед «оборонкой» задач и, кроме того, не несут никакой ответственности за результаты своей деятельности.
2. Финансовое положение промышленных предприятий и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Низкий уровень рентабельности (порядка 3%) не позволяет инвестировать собственные средства в развитие производства.
По словам замглавы Минпромэнерго Андрея Реуса, под угрозой банкротства находится около четверти стратегических предприятий и организаций. (Здесь стоит упомянуть о наличии проблемы, связанной с переделом собственности, случаями преднамеренного банкротства оборонных предприятий, а также различного рода «рейдерскими» захватами.) Независимые эксперты оценивают долю убыточных предприятий ОПК на уровне 40%.
Одной из главных причин неудовлетворительного финансово-экономического состояния предприятий оборонной промышленности является низкий уровень загрузки производственных мощностей: по данным Минпромэнерго, он составляет около 30% и, несмотря на расширение гособоронзаказа, вряд ли будет расти. Глава Департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев замечает: «Мы должны учитывать, что объемы работ в обозримом будущем принципиально не увеличатся. Мы больше не будем выпускать ежегодно сотни стратегических ракет, тысячи танков и военных самолетов».
Руководители отрасли полагают, что в этой ситуации для стабильного развития ОПК требуются глубокая диверсификация производства и наращивание объемов гражданской продукции (в настоящее время доля гражданской продукции в ОПК составляет порядка 42%)
В стратегии развития ОПК на период до 2015 г. предусмотрено, что даже при повышении уровня загрузки производственных мощностей гособоронзаказом доля продукции военного назначения будет снижаться (до 30–40%) ввиду опережающего роста выпуска продукции гражданского назначения.
3. Старение производственного и научного оборудования затрудняет решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Износ основных производственных фондов на сегодняшний день превышает 75%, более трети их изношено на 100%. Доля нового оборудования в возрасте до пяти лет составляет всего 4,6%.
На многих предприятиях и в организациях ОПК идут процессы, которые можно назвать необратимыми. Утрачена половина уникальных технологий, используемых для производства и ремонта основных образцов вооружений и военной техники. Аналитики постоянно обращают внимание на то, что выпускаемая сейчас военная продукция, в том числе идущая на экспорт, базируется главным образом на разработках 1970–1980-х гг.
По данным Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, объем финансирования исследований в России примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Например, США выделяют на военные НИОКР более 70 млрд долл., что позволяет им сохранять лидерство в области военных технологий. Симптомом технологического отставания является
и то, что доля современной техники в российской армии, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 20% (для сравнения: в армиях развитых стран доля современной техники оценивается в 60–80%).
В России в настоящее время только 6% предприятий – включая и ОПК, и гражданский сектор экономики – в той или иной степени реализуют инновационные проекты.
Как следствие, позиции нашей страны на рынке наукоемкой продукции продолжают ослабевать (к примеру, общий ежегодный объем экспорта высокотехнологичной продукции России в 5 раз меньше, чем Таиланда, в 8 раз – Мексики, в 10 раз – КНР, в 14 раз – Южной Кореи).
4. Налоговое и таможенное законодательство не учитывают нужды оборонной промышленности. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, применяемые сегодня «на равных основаниях» и к гражданскому сектору экономики, и к стратегическим предприятиям ОПК, стали одним из главных тормозов его развития. Руководители оборонных предприятий уже много лет добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК. Однако этот вопрос не решается. Более того, с 1 января 2006 г. отменены льготы по земельному налогу в части сохранения мобилизационных мощностей, на земли полигонов и испытательных станций.
Другим негативным фактором стали растущие тарифы на энергоносители, сырье, транспортные перевозки. Для энергетиков предприятия ОПК – главные неплательщики, в то же время энергозатраты в «оборонке» чрезвычайно высоки.
5. Одна из самых болезненных проблем отрасли – значительные кадровые потери (начиная с 1991 г.), старение сотрудников. Средний возраст работников ОПК, по различным оценкам, составляет более 55 лет. В оборонных НИИ средний возраст научно-инженерного состава и вовсе приближается к 60 годам.
По официальным данным Минпромэнерго, в 2002–2005 гг. численность занятых в ОПК ежегодно уменьшалась на 5–7%. В результате стабилизации положения с размещением и финансированием гособоронзаказа в 2006 г. сокращение штатов в оборонно-промышленном комплексе несколько приостановилось и сейчас обусловлено сравнительно невысоким уровнем оплаты труда.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК в 2006 г., по предварительным данным, составила 9 650 руб. против 11 303 руб. среднемесячной начисленной зарплаты по стране в целом – при том, что к сотрудникам предъявляются высочайшие квалификационные требования.
С целью улучшения ситуации 30 декабря 2006 г. было принято постановление Правительства РФ «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 гг.». Согласно этому постановлению уже в 2007 г. в отрасль придет около 24 тыс. специалистов различного уровня.
От понимания проблем к их решению
Ряд крупных событий 2006 г. и начала 2007 г. оказались весьма важными для оборонно-промышленного комплекса с точки зрения усилий, прилагаемых государством, и влияния на дальнейшее развитие отрасли.
1. Шаги по реформированию системы управления ОПК
Для реализации государственной политики в области развития ОПК, науки и технологий указом Президента РФ от 20 марта 2006 г. была создана Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ (ВПК). ВПК представляет собой постоянно действующий орган, координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти. Среди ее приоритетов – реструктуризация оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации его состава, структуры, внутрикорпоративных отношений, а также технического перевооружения основных производств. В качестве основных направлений работы комиссии также обозначены своевременное выполнение принятых решений по оснащению войск и повышение эффективности государственного оборонного заказа.
Хотя военно-промышленная комиссия существует менее года, уже сейчас можно говорить об определенных успехах в деле объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, выработке единых решений в сфере военно-технической и оборонно-промышленной политики.
5 февраля 2007 г. Президент РФ подписал указ о создании Федерального агентства по поставкам вооружений, военной и специальной техники при Правительстве РФ. Отныне поставлять вооружения и спецтехнику всем силовым структурам станет самостоятельное гражданское агентство. Оно начнет работу в 2008 г. и, как надеются авторы решения, будет способствовать более эффективному расходованию тех значительных средств, которые выделяются на закупку вооружений.
В частности, ожидается, что с помощью агентства по закупкам удастся проводить единую ценовую политику при формировании и реализации контрактов по государственному оборонному заказу. В компетенцию нового ведомства войдет размещение заказов, заключение контрактов с исполнителями в оборонно-промышленном комплексе, финансирование этих контрактов и контроль за их исполнением. Важно, что функции надзора и контроля в данной сфере по-прежнему будет выполнять и Федеральная служба по гособоронзаказу.
2. Формирование в оборонной промышленности крупных холдингов с решающим государственным участием
Одним из ключевых пунктов современной концепции реформирования ОПК является образование в отрасли крупных интегрированных структур (холдингов) путем объединения существующих компаний. Реструктуризация отрасли производится в целях концентрации ресурсов, обеспечения адекватной конкуренции, создания условий для преодоления издержек.
За период реализации программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)» приняты решения о создании и последующем расширении интегрированных структур, объединяющих более 180 важнейших предприятий и организаций ОПК. В рамках таких холдингов предусматривается решение широкого спектра вопросов – от загрузки мощностей и обновления основных производственных фондов до диверсификации производства. Новые корпорации будут менее зависимыми от гособоронзаказа, доля которого в их деятельности составит порядка 30–40%. Появление холдингов должно способствовать не только наращиванию конкурентных преимуществ, но и совершенствованию всей системы управления оборонно-промышленным комплексом, созданию действенного механизма влияния государства на функционирование отрасли.
В настоящее время процессы объединения наиболее активно протекают в авиастроении. Важнейшим итогом 2006 г. для авиаиндустрии стало создание Объединенной авиакосмической корпорации (ОАК), в которой сконцентрированы все активы отечественного самолетостроения: компании «Иркут», «МиГ», «Сухой», «Ильюшин», «Туполев». ОАК будет работать по пяти основным направлениям: боевая, гражданская, транспортная авиация, а также международная кооперация и компонентный бизнес. Целью создания корпорации является консолидация всех значимых активов отрасли (находящихся в настоящий момент как в государственной, так и в частной собственности) под контролем государства. Общая стоимость активов будущего авиастроительного гиганта оценена в 120 млрд руб. (4,5 млрд долл.), причем доля государства должна составить не менее 75%. Формирование ОАК планируется завершить уже в первом полугодии 2007 г.
Аналогичные процессы сейчас идут в отечественном судостроении и связаны с формированием Объединенной судостроительной корпорации.
3. Стратегическое планирование развития отрасли
В 2006 г. появился ряд ключевых федеральных программ. Всего по федеральным целевым программам, реализуемым в оборонно-промышленном комплексе, в бюджете на 2007 г. предусмотрено около 100 млрд руб., причем порядка 70% из этой суммы будут целевым образом направлены на капитальные вложения.
В рамках ФЦП «Развитие ОПК на 2007–2010 гг. и период до 2015 г.» на программные мероприятия выделено более 400 млрд руб. Главные цели ФЦП – реструктуризация оборонной промышленности, развитие базовых и критических технологий, техническое переоснащение отрасли для производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, сохранения конкурентоспособности продукции. Первоочередная задача – создание производственных мощностей с учетом замены устаревшего и изношенного производственного оборудования. Примечательно, что строится программа на основе государственно-частного партнерства: 60% средств планируется выделить из федерального бюджета, 40% составят собственные средства предприятий.
Большое влияние на развитие ОПК будет оказывать ФЦП «Национальная технологическая база на 2007–2011 гг.», на реализацию которой предполагается потратить около 100 млрд руб. Программа определяет приоритетные направления развития науки, создает технологическую базу для всех отраслей, в том числе для оборонно-промышленного комплекса. В частности, предусматривается ускоренное развитие электронной компонентной базы, которая в настоящее время серьезно отстает.
В 2006 г. утверждена Государственная программа вооружений на период до 2015 г. (ГПВ-2015), содержащая конкретный перспективный план закупок вооружения и военной техники. Государственная программа вооружений – это главный плановый документ, разрабатываемый с целью поддержания технического оснащения российских Вооруженных Сил и других войск на уровне, достаточном для эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны. В рамках ГПВ-2015 г., на реализацию которой выделено 4,96 трлн руб., будет обновлено 45% всей боевой техники, ныне состоящей на вооружении. Разработчиками особо подчеркивается тот факт, что в отличие от предыдущих аналогичных программ порядка 63% средств пойдет на серийные закупки новых видов вооружения.
4. Наращивание экспортного потенциала «оборонки»
Россия стабильно удерживает второе место в мире (после США) по объемам экспорта вооружений. В последние годы экспорт растет, и в 2007 г., по прогнозам, может вплотную приблизиться к отметке в 7 млрд долл.
Такое положение дел стало возможным благодаря активной роли государства как проводника интересов оборонной промышленности России за рубежом. Нельзя не упомянуть и о недавно принятом важном решении, касающемся экспорта вооружений и военной техники: в январе 2007 г. Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым исключительное право на экспорт конечной продукции военного назначения остается за ФГУП «Рособоронэкспорт». Все остальные предприятия с 1 марта 2007 г. могут самостоятельно продавать за рубеж лишь запчасти и сервисные услуги. Монополия введена с целью исключения конкуренции между российскими производителями на внешнем рынке. Отныне предприятия отечественного ОПК будут выступать на нем консолидированно.
Эффективны ли принимаемые государством меры по реформированию ОПК, станет ясно в ближайшие несколько лет. Пока ситуация в оборонной промышленности, все еще переживающей переходный период, остается противоречивой. В самом скором времени потребуется двигаться дальше: восстановить кадровый потенциал «оборонки», предоставить предприятиям отрасли налоговые льготы, поддержать «трансфер технологий» между военным и гражданским секторами экономики и решить многие другие насущные вопросы. Так или иначе, но от государства ждут энергичных действий – тем более что и финансовые, и организационные ресурсы для этого имеются.
Материал подготовил Марк Цициев
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.