Сергей САЗОНОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области подготовило и представило на совместном расширенном совещании Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, глав муниципальных образований Волгоградской области доклад «Об итогах деятельности УФК по Волгоградской области. Реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства», в один из разделов которого вошел материал настоящей статьи. Актуальность данной темы подтверждена изменениями, происходящими в бюджетном процессе в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2006 г. стал первым годом функционирования бюджетной системы в условиях реализации Федерального закона № 131-ФЗ, а также кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса.
Органами местного самоуправления всех муниципальных образований на территории Волгоградской области на 2006 г. выбран вариант кассового обслуживания бюджета с открытием лицевого счета финансового (уполномоченного) органа, то есть вариант без передачи органам Федерального казначейства отдельных полномочий по исполнению бюджета. При этом финансовые органы муниципальных образований не создавались, а функции по организации исполнения бюджетов муниципальных районов, городских округов (кроме города Волгограда), городских и сельских поселений в соответствии с законом Волгоградской области от 22 декабря 2005 г. № 1157-ОД были возложены на уполномоченные органы – территориальные управления Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, то есть на структурные подразделения финансового органа Волгоградской области.
Таким образом, переход на новые принципы самоуправления осуществлялся в условиях непосредственного влияния органов исполнительной власти Волгоградской области на процесс формирования и исполнения местных бюджетов, что ограничивало их право на самостоятельность.
Смена варианта кассового обслуживания исполнения местных бюджетов и передача органам Федерального казначейства отдельных полномочий по исполнению указанных бюджетов является одним из условий построения эффективной и информативной модели управления бюджетными потоками на субфедеральном уровне в условиях прозрачности и подконтрольности бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 168 Бюджетного кодекса на органы Федерального казначейства могут быть возложены отдельные функции по исполнению местных бюджетов в пределах полномочий Федерального казначейства, установленных применительно к средствам федерального бюджета. Статья 166.1 Бюджетного кодекса, определяющая перечень бюджетных полномочий Федерального казначейства, к таковым полномочиям относит открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением.
Согласно данному положению, а также в рамках Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н, функции по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов могут быть дополнены следующими бюджетными полномочиями по исполнению бюджетов:
• доведение до распорядителей и получателей средств местных бюджетов объемов финансирования расходов, распределенных главными распорядителями средств;
• доведение до распорядителей и получателей средств местных бюджетов лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств (в случае выбора варианта кассового обслуживания с доведением органами Казначейства лимитов бюджетных обязательств);
• проверка на непревышение суммы платежных документов, представленных бюджетополучателями для оплаты, над суммами объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, отраженных на их лицевом счете;
• проверка платежных документов получателей на соответствие кода бюджетной классификации типу операции, осуществляемой на основании данного платежного документа;
• сверка и подтверждение данных отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджета, сформированных получателями средств.
• Смена варианта кассового обслуживания исполнения местных бюджетов позволит:
• создать единую информационную систему бюджета муниципального образования, обеспечивающую автоматизацию бюджетного планирования всех операций по исполнению бюджета;
• уменьшить роль «бюджетных войн» в формировании субъективного подхода к решению конкретных задач;
• посредством предварительного контроля, проводимого органами Федерального казначейства, практически исключить нецелевое использование бюджетных средств;
• создать унифицированную систему государственных и муниципальных финансовых потоков на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации;
• снизить расходы консолидированного бюджета Волгоградской области, связанные с реализацией технических функций по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местных бюджетов, за счет фактического покрытия этих расходов федеральным бюджетом.
Практика кассового обслуживания исполнения бюджетов укрепила доверие к органам Федерального казначейства, о чем свидетельствует переход муниципальных образований на кассовое обслуживание исполнения бюджетов поселений по варианту, предусматривающему открытие лицевых счетов распорядителям, получателям средств для учета операций по кассовым выплатам из бюджета, а также перевод на кассовое обслуживание в УФК по Волгоградской области операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей средств бюджета города Волгограда.
С 1 января 2007 г. пять городских поселений на территории Волгоградской области перешли от варианта кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевого счета финансовому органу (далее – первый вариант) на вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевых счетов распорядителям, получателям средств и администраторам источников финансирования дефицита бюджета (далее – второй вариант).
В настоящее время нормативно не закреплен механизм смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета. Порядок проведения мероприятий органами Федерального казначейства и финансовыми органами при смене варианта кассового обслуживания исполнения бюджета с первого на второй определен проектом Методики смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местных бюджетов) территориальным органом Федерального казначейства, разработанным Федеральным казначейством в 2006 г. В соответствии с проектом методики отделения УФК по Волгоградской области:
1. Заключили с местной администрацией соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета в условиях кассового обслуживания им исполнения местного бюджета с определением даты перехода.
2. Совместно с финансовым органом разработали план-график мероприятий, обеспечивающих переход на второй вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с указанной
в соглашении даты. План-график мероприятий включил в себя:
• представление финансовым органом поселения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета в отделение УФК по Волгоградской области;
• разработку и утверждение отделением УФК регламента, определяющего порядок и условия обмена информацией между финансовым органом и отделением УФК при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета в условиях открытия в отделении УФК лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета и осуществление полномочий по доведению органом Федерального казначейства
объемов финансирования расходов и/или лимитов бюджетных обязательств, и согласование его с финансовым органом;
• проведение финансовым органом семинаров с распорядителями
и получателями средств с участием отделения УФК;
• проведение отделением УФК мероприятий по подготовке к обмену электронными документами с финансовым органом, распорядителями и получателями средств бюджета поселения;
• заключение договоров об обмене электронными документами между отделением УФК, финансовым органом, распорядителями и получателями (в случае их технической готовности) в соответствии с приказом Федерального казначейства от 18 июля 2005 г. № 128;
• предоставление распорядителями и получателями средств бюджетов поселений документов на открытие лицевых счетов в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2002 г. № 142н;
• открытие отделением УФК лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета поселения;
• открытие отделением УФК счетов на балансовом счете 40116 в подразделениях расчетной сети Банка России, а при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории – в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• представление главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета поселения справок о финансировании и кассовых выплатах согласно приложению № 2 к Порядку № 1н.
• Кроме того, финансовым органом были представлены реестры на финансирование с начала года на дату смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета в разрезе каждого распорядителя и/или получателя бюджетных средств.
• На основании указанных документов на дату смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета, установленную соглашением, отделение УФК отразило перенос оборотов с лицевого счета бюджета по коду 02 на счет бюджета 40204 и лицевые счета распорядителей и получателей средств.
3. В порядке, установленном Инструкцией № 142н, произвели с финансовым органом сверку
движения средств на лицевом счете с кодом 02 в разрезе кассовых поступлений и кассовых выплат с начала финансового года, оформили акт сверки операций по лицевому счету и на основании заявления финансового органа закрыли лицевой счет по коду 02.
В заключение необходимо отметить, что вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств и доведением до них лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования является наиболее эффективным в условиях максимального использования системы электронного документооборота.
Уже сейчас УФК по Волгоградской области и его отделения работают в системе электронного документооборота с администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы, распорядителями, получателями средств федерального бюджета.
В 2008 г. на территории Российской Федерации начнется внедрение автоматизированной системы Федерального казначейства, позволяющей создать единое информационное пространство, которое объединит все субъекты бюджетного процесса федерального уровня. Подключение к данной системе субъектов РФ и муниципалитетов даст возможность не только использовать передовые технологии для автоматизации процессов формирования, исполнения и анализа результатов исполнения бюджетов всех уровней, но и в перспективе обеспечит более широкое понимание гласности, открытости и информационной доступности бюджетных процессов для граждан России.
Справка «Бюджета»
Сергей Петрович САЗОНОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
В 1974 г. окончил экономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института. Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Волгоградского государственного университета, академик РАЕН.
В разные годы занимал посты директора Волгоградского областного информационно-вычислительного центра, начальника областной плановой комиссии, начальника отдела Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области.
С 1993 г. – заместитель начальника финансового управления администрации Волгоградской области, с 1994 г. – заместитель главы администрации Волгоградской области, начальник Управления финансов администрации Волгоградской области.
Занимается научно-педагогической деятельностью. Автор более 70 работ, в том числе книг «О проблемах развития региональных финансовых органов», «Региональный бюджет: проблемы и решения», «Формирование, тенденции и перспективы развития регионального рынка ценных бумаг», «Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов (проблемы и решения)», «Казначейское исполнение бюджета субъекта РФ региональным финансовым органом», «Консолидированный бюджет субъекта Федерации и его роль
в формировании экономики», учебника «Финансы и кредит».
Заслуженный экономист Российской Федерации. Награжден медалью ордена
«За заслуги перед Отечеством» II степени, юбилейной медалью «200 лет Минфину России», нагрудным знаком «Отличник финансовой работы». Имеет почетную грамоту Министерства финансов РФ.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области подготовило и представило на совместном расширенном совещании Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, глав муниципальных образований Волгоградской области доклад «Об итогах деятельности УФК по Волгоградской области. Реформирование бюджетного процесса, роль и место Федерального казначейства», в один из разделов которого вошел материал настоящей статьи. Актуальность данной темы подтверждена изменениями, происходящими в бюджетном процессе в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2006 г. стал первым годом функционирования бюджетной системы в условиях реализации Федерального закона № 131-ФЗ, а также кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса.
Органами местного самоуправления всех муниципальных образований на территории Волгоградской области на 2006 г. выбран вариант кассового обслуживания бюджета с открытием лицевого счета финансового (уполномоченного) органа, то есть вариант без передачи органам Федерального казначейства отдельных полномочий по исполнению бюджета. При этом финансовые органы муниципальных образований не создавались, а функции по организации исполнения бюджетов муниципальных районов, городских округов (кроме города Волгограда), городских и сельских поселений в соответствии с законом Волгоградской области от 22 декабря 2005 г. № 1157-ОД были возложены на уполномоченные органы – территориальные управления Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, то есть на структурные подразделения финансового органа Волгоградской области.
Таким образом, переход на новые принципы самоуправления осуществлялся в условиях непосредственного влияния органов исполнительной власти Волгоградской области на процесс формирования и исполнения местных бюджетов, что ограничивало их право на самостоятельность.
Смена варианта кассового обслуживания исполнения местных бюджетов и передача органам Федерального казначейства отдельных полномочий по исполнению указанных бюджетов является одним из условий построения эффективной и информативной модели управления бюджетными потоками на субфедеральном уровне в условиях прозрачности и подконтрольности бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 168 Бюджетного кодекса на органы Федерального казначейства могут быть возложены отдельные функции по исполнению местных бюджетов в пределах полномочий Федерального казначейства, установленных применительно к средствам федерального бюджета. Статья 166.1 Бюджетного кодекса, определяющая перечень бюджетных полномочий Федерального казначейства, к таковым полномочиям относит открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением.
Согласно данному положению, а также в рамках Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н, функции по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов могут быть дополнены следующими бюджетными полномочиями по исполнению бюджетов:
• доведение до распорядителей и получателей средств местных бюджетов объемов финансирования расходов, распределенных главными распорядителями средств;
• доведение до распорядителей и получателей средств местных бюджетов лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств (в случае выбора варианта кассового обслуживания с доведением органами Казначейства лимитов бюджетных обязательств);
• проверка на непревышение суммы платежных документов, представленных бюджетополучателями для оплаты, над суммами объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, отраженных на их лицевом счете;
• проверка платежных документов получателей на соответствие кода бюджетной классификации типу операции, осуществляемой на основании данного платежного документа;
• сверка и подтверждение данных отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджета, сформированных получателями средств.
• Смена варианта кассового обслуживания исполнения местных бюджетов позволит:
• создать единую информационную систему бюджета муниципального образования, обеспечивающую автоматизацию бюджетного планирования всех операций по исполнению бюджета;
• уменьшить роль «бюджетных войн» в формировании субъективного подхода к решению конкретных задач;
• посредством предварительного контроля, проводимого органами Федерального казначейства, практически исключить нецелевое использование бюджетных средств;
• создать унифицированную систему государственных и муниципальных финансовых потоков на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации;
• снизить расходы консолидированного бюджета Волгоградской области, связанные с реализацией технических функций по открытию и ведению лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местных бюджетов, за счет фактического покрытия этих расходов федеральным бюджетом.
Практика кассового обслуживания исполнения бюджетов укрепила доверие к органам Федерального казначейства, о чем свидетельствует переход муниципальных образований на кассовое обслуживание исполнения бюджетов поселений по варианту, предусматривающему открытие лицевых счетов распорядителям, получателям средств для учета операций по кассовым выплатам из бюджета, а также перевод на кассовое обслуживание в УФК по Волгоградской области операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей средств бюджета города Волгограда.
С 1 января 2007 г. пять городских поселений на территории Волгоградской области перешли от варианта кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевого счета финансовому органу (далее – первый вариант) на вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевых счетов распорядителям, получателям средств и администраторам источников финансирования дефицита бюджета (далее – второй вариант).
В настоящее время нормативно не закреплен механизм смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета. Порядок проведения мероприятий органами Федерального казначейства и финансовыми органами при смене варианта кассового обслуживания исполнения бюджета с первого на второй определен проектом Методики смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местных бюджетов) территориальным органом Федерального казначейства, разработанным Федеральным казначейством в 2006 г. В соответствии с проектом методики отделения УФК по Волгоградской области:
1. Заключили с местной администрацией соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета в условиях кассового обслуживания им исполнения местного бюджета с определением даты перехода.
2. Совместно с финансовым органом разработали план-график мероприятий, обеспечивающих переход на второй вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с указанной
в соглашении даты. План-график мероприятий включил в себя:
• представление финансовым органом поселения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета в отделение УФК по Волгоградской области;
• разработку и утверждение отделением УФК регламента, определяющего порядок и условия обмена информацией между финансовым органом и отделением УФК при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета в условиях открытия в отделении УФК лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета и осуществление полномочий по доведению органом Федерального казначейства
объемов финансирования расходов и/или лимитов бюджетных обязательств, и согласование его с финансовым органом;
• проведение финансовым органом семинаров с распорядителями
и получателями средств с участием отделения УФК;
• проведение отделением УФК мероприятий по подготовке к обмену электронными документами с финансовым органом, распорядителями и получателями средств бюджета поселения;
• заключение договоров об обмене электронными документами между отделением УФК, финансовым органом, распорядителями и получателями (в случае их технической готовности) в соответствии с приказом Федерального казначейства от 18 июля 2005 г. № 128;
• предоставление распорядителями и получателями средств бюджетов поселений документов на открытие лицевых счетов в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2002 г. № 142н;
• открытие отделением УФК лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета поселения;
• открытие отделением УФК счетов на балансовом счете 40116 в подразделениях расчетной сети Банка России, а при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории – в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• представление главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета поселения справок о финансировании и кассовых выплатах согласно приложению № 2 к Порядку № 1н.
• Кроме того, финансовым органом были представлены реестры на финансирование с начала года на дату смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета в разрезе каждого распорядителя и/или получателя бюджетных средств.
• На основании указанных документов на дату смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета, установленную соглашением, отделение УФК отразило перенос оборотов с лицевого счета бюджета по коду 02 на счет бюджета 40204 и лицевые счета распорядителей и получателей средств.
3. В порядке, установленном Инструкцией № 142н, произвели с финансовым органом сверку
движения средств на лицевом счете с кодом 02 в разрезе кассовых поступлений и кассовых выплат с начала финансового года, оформили акт сверки операций по лицевому счету и на основании заявления финансового органа закрыли лицевой счет по коду 02.
В заключение необходимо отметить, что вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств и доведением до них лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования является наиболее эффективным в условиях максимального использования системы электронного документооборота.
Уже сейчас УФК по Волгоградской области и его отделения работают в системе электронного документооборота с администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы, распорядителями, получателями средств федерального бюджета.
В 2008 г. на территории Российской Федерации начнется внедрение автоматизированной системы Федерального казначейства, позволяющей создать единое информационное пространство, которое объединит все субъекты бюджетного процесса федерального уровня. Подключение к данной системе субъектов РФ и муниципалитетов даст возможность не только использовать передовые технологии для автоматизации процессов формирования, исполнения и анализа результатов исполнения бюджетов всех уровней, но и в перспективе обеспечит более широкое понимание гласности, открытости и информационной доступности бюджетных процессов для граждан России.
Справка «Бюджета»
Сергей Петрович САЗОНОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
В 1974 г. окончил экономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института. Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Волгоградского государственного университета, академик РАЕН.
В разные годы занимал посты директора Волгоградского областного информационно-вычислительного центра, начальника областной плановой комиссии, начальника отдела Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области.
С 1993 г. – заместитель начальника финансового управления администрации Волгоградской области, с 1994 г. – заместитель главы администрации Волгоградской области, начальник Управления финансов администрации Волгоградской области.
Занимается научно-педагогической деятельностью. Автор более 70 работ, в том числе книг «О проблемах развития региональных финансовых органов», «Региональный бюджет: проблемы и решения», «Формирование, тенденции и перспективы развития регионального рынка ценных бумаг», «Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов (проблемы и решения)», «Казначейское исполнение бюджета субъекта РФ региональным финансовым органом», «Консолидированный бюджет субъекта Федерации и его роль
в формировании экономики», учебника «Финансы и кредит».
Заслуженный экономист Российской Федерации. Награжден медалью ордена
«За заслуги перед Отечеством» II степени, юбилейной медалью «200 лет Минфину России», нагрудным знаком «Отличник финансовой работы». Имеет почетную грамоту Министерства финансов РФ.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.