Версия для печати 5357 Материалы по теме
В 2007 г. произошло слияние трех регионов, и в стране появился новый крупный субъект Федерации, носящий, однако, хорошо знакомое название – Красноярский край. Как в изменившихся условиях осуществляется контроль за бюджетными средствами, рассказывает председатель Счетной палаты Таймыра, заместитель председателя отделения Ассоциации контрольно-счетных органов РФ по Сибирскому федеральному округу, член экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ Анатолий КУЗНЕЦОВ.

– Анатолий Сергеевич, в начале года объединились три региона – Таймыр, Эвенкия и Красноярский край. Какие плоды принесло такое слияние?

– На мой взгляд, объединение – наиболее эффективная модель управления территорией, имеющей к тому же и общую историю. Напомню, до «парада суверенитетов» начала 1990-х гг. Красноярский край включал в себя территорию Таймыра и Эвенкии.
Вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью региона – такие, например, как разработка Ванкорского нефтяного месторождения и другие проекты, требующие привлечения значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов, – проще решать в рамках единого субъекта, единого правового поля, понятных и стабильных «правил игры» для бизнеса. И полтора года, прошедшие после референдума, на котором жители трех регионов проголосовали за объединение, яркое тому подтверждение.
кузнецов
Сейчас на территории Таймыра созданы органы муниципальной власти – Дума и администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, соответствующие органы управления сельскими поселениями. С уровня субъекта на районный уровень переданы основные государственные полномочия с надлежащим финансированием. Завершается реорганизация федеральных структур на территории округа. В целом можно утверждать, что исчезновение с карты России Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа никаких негативных последствий для населения не имело.
Что касается бизнеса и привлечения инвестиций. За 2005–2006 гг. частные компании вложили в разведку недр на Таймыре 500 млн руб., государство добавило еще 300 млн, а ГМК «Норильский никель», крупнейший налогоплательщик территории, –
700 млн. Возобновились серьезные работы на урановых и других месторождениях. В 2005 г. в экономику прежнего Красноярского края по разным оценкам было вложено около 6 млрд руб. инвестиций. А в укрупненном Красноярском крае планируется построить 23 новые школы, инвестиционные проекты позволят создать более 40 тыс. рабочих мест. В экономику региона только по этим проектам уже вложено более 200 млн долл. Отмечается рост реального и номинального уровня заработной платы. Достраивается Богучанская ГЭС, идет разработка Ванкорского нефтегазового месторождения, реализуется ряд других проектов. На осуществление инвестиционных проектов на территории единого субъекта ожидается поступление порядка 75 млрд руб. из различных источников. Есть интересные инвестиционные проекты и в Эвенкии – они также вольются в общий мейнстрим и увеличат инвестиционную привлекательность и финансовую мощь нового региона.
– В каждом из объединившихся регионов были свои Счетные палаты. Как изменилась структура контроля за финансовыми потоками бюджетных средств в связи с произошедшим укрупнением?
– Еще в апреле 2005 г. Счетные палаты Красноярского края и Эвенкии выразили полную поддержку нашей инициативе по заключению соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в рамках объединительного процесса трех регионов.
Следующим этапом стало осуществление финансового контроля на территории Таймыра как муниципального района. Создана и эффективно функционирует Контрольно-счетная палата Думы Таймырского района, основной костяк которой составили сотрудники окружного органа государственного контроля. Аналогичная структура появилась и в Эвенкии. В новом же укрупненном Красноярском крае на базе существующей краевой Счетной палаты возникнет Счетная палата нового субъекта с территориально расширенными полномочиями. Окружные органы государственного финансового контроля Таймыра и Эвенкии прекратят свое существование.
На мой взгляд, при создании и функционировании единого субъекта РФ главное – обеспечение достойной жизни населения, создание условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций, выход региона на самодостаточный уровень развития. Объединение регионов в нашем случае – верный шаг к обеспечению стабильности субъектов РФ.
– Расскажите, пожалуйста, об итогах работы Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа за четыре года ее существования.
– Деятельность Счетной палаты округа с 2003 г. велась по следующим направлениям: экспертно-аналитическая работа, контрольная деятельность, организационно-методическая работа и взаимодействие Счетной палаты округа с правоохранительными органами.
В рамках экспертно-аналитической работы Счетной палатой округа осуществлялись экспертизы проектов окружных законов. Всего за истекший период проведено более 100 экспертиз законопроектов (в том числе об окружном бюджете и о бюджете ТТФОМС), по итогам которых подготовлены соответствующие экспертные заключения. Должен сказать, что подавляющее большинство рекомендаций, изложенных в заключениях, нашли свое отражение в принятых окружными парламентариями законах.
Совместно со Счетной палатой РФ проведено восемь экспертно-аналитических мероприятий. «Финальным аккордом» экспертно-аналитической работы Счетной палаты Таймыра явилось заключение по итогам экспертизы краевого закона «О краевом бюджете на 2007 г.», получившего, кстати, высокую оценку.
огонь
Что касается контрольной деятельности Счетной палаты, это направление характеризуется следующими показателями: количество выполненных контрольных мероприятий – 42, стоимостное выражение фактов выявленных нарушений – около 500 млн руб. В рамках реализации установленных полномочий Счетной палатой направлялись представления и предписания в адрес объектов контроля для принятия мер по устранению выявленных нарушений; подавляющая их часть исполнена в полном объеме.
Анализ результатов контрольных мероприятий показал низкое качество регламентации бюджетного процесса в первую очередь в муниципальных образованиях (финансовым контролем были охвачены все муниципальные органы власти округа), пробелы в правовом регулировании стадий разработки, утверждения, процедур согласования проекта местного бюджета на очередной финансовый год, основ исполнения утвержденного бюджета и, как следствие, несоблюдение порядка и механизмов реализации основных этапов бюджетного процесса.
– Как строилась организационно-методическая работа Счетной палаты Таймыра?
– В истекшем периоде разработаны и утверждены методические указания по подготовке и проведению контрольных мероприятий, положения об инспекциях, определяющие внутренние вопросы деятельности структурных подразделений, подробные должностные инструкции сотрудников. Полученные в практической деятельности результаты явились основанием для уточнения основного документа, который регулирует порядок деятельности органа финансового контроля, – регламента. Все наработки по данному направлению переданы в КСП Думы муниципального района Таймыра.
Счетная палата округа и контрольно-счетные органы других субъектов РФ регулярно обмениваются опытом в области финансового контроля общественных финансов. В частности, большую методическую помощь в создании стандартов проведения контрольных мероприятий Счетной палате округа оказала Контрольно-счетная палата Москвы, на базе которой прошли стажировку наши аудиторы и сотрудники.
Счетная палата Таймыра стала полноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, ее представители неоднократно принимали участие в работе международных и российских научно-практических конференций, семинарах по вопросам развития независимого финансового контроля. Двое сотрудников Счетной палаты стали победителями ежегодного конкурса «Лучший финансовый контролер России 2004–2005 гг.», многие отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами губернатора и Думы округа.
В рамках работы Ассоциации на Таймыре в конце июля 2004 г. прошла конференция «Совершенствование государственного финансового контроля в условиях реформирования межбюджетных отношений» с участием председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина. С нашей подачи окружные парламентарии вышли в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой об изменении КоАП РФ в части организации проведения финансового контроля, получив поддержку Правительства РФ и Счетной палаты РФ.
Профессиональный уровень сотрудников Счетной палаты округа достаточно высокий, в этом отношении мы тесно сотрудничали с Научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ.
Счетная палата Таймыра наряду с представителями Москвы и Ростовской области принята в Европейскую ассоциацию региональных счетных палат (EURORAI), в составе делегации контрольно-счетных органов Российской Федерации принимала участие в пятом конгрессе EURORAI, который состоялся в Испании, обменивалась опытом с коллегами из Германии, Англии, других стран.
В завершение беседы я хотел бы от всего сердца поблагодарить сотрудников Счетной палаты округа за совместную работу. Это профессионалы, люди, которые вкладывали в проведение государственного финансового контроля не только знания и опыт, но и душу. Убежден, что, работая в Контрольно-счетной палате муниципального района, они смогут развивать и совершенствовать формы и методы осуществления финансового контроля и, главное, получать удовлетворение от хорошо проделанной работы, достойно и с честью позиционировать себя в любых других органах власти и коммерческих организациях. Всем им я желаю удачи и профессиональной самореализации.
Спасибо всем, с кем меня как руководителя Счетной палаты сводила совместная работа по реализации государственного финансового контроля в Таймыре. Уверен, что наш регион останется под надежным финансовым контролем, предпосылки для которого созданы Счетной палатой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.


Поделиться