Версия для печати 1376 Материалы по теме
Стоимость госконтракта в 2012 году составит 13 триллионов рублей

госзаказ
Общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий составляет в этом году около 13 триллионов рублей, подсчитали в минэкономразвития. Об этом сообщила вчера глава министерства Эльвира Набиуллинана открытии восьмого Всероссийского форума-выставки «Госзаказ 2012».

Сейчас меняются основные факторы экономического роста, так что рассчитывать на внешний спрос проблематично, считает Набиуллина. Но есть внутренний спрос, который и нужно стимулировать, а госсектор, по ее оценке, составляет примерно 20 процентов его объема.

И совершенствование системы госзаказа имеет принципиальное значение. Она, сказала министр, должна отвечать трем основным требованиям: качественное исполнение общественных потребностей, развитие отечественного производства и развитие конкуренции. Чтобы этого достичь, необходимо эффективно управлять всем циклом госзакупок — от планирования до контроля исполнения заказа. Именно для этого минэкономразвития подготовило законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). Два дня назад министерство обнародовало обновленный вариант этого документа. До конца апреля он должен быть обсужден всеми заинтересованными сторонами, а в мае вновь внесен в правительство.

Как и в первом варианте, предусматривается три этапа жизненного цикла госзакупки. Первый — прогнозирование и планирование. Кстати, уже сейчас с помощью поправок в действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) вводятся трехлетние закупочные планы. И 1 апреля заказчики должны их опубликовать.

Второй этап — непосредственное размещение заказа. В этом вопросе принципиальная позиция минэкономики не изменилась, подчеркнула Набиуллина. Заказчик должен получить достаточно широкий набор процедур и способов размещения заказа, при этом его ответственность должна быть усилена. Министерство по-прежнему настаивает и на том, что типовая продукция должна закупаться на открытом электронном аукционе. Для высокосложной продукции предусматривается конкурс с предварительным квалификационным отбором. Госзаказы, связанные с наукой и творчеством, должны вообще проходить двухэтапный конкурс. Кроме того, законопроект предполагает управление рисками. «Экономия — важный фактор, но оборотная ее сторона — ненадлежащее выполнение заказа», — считает министр. И напомнила, что с апреля начинает действовать норма (еще одна поправка, недавно внесенная в 94-ФЗ) — обоснование начальной цены контракта. Но минэкономразвития предлагает пойти дальше и ввести антидемпинговую границу. В новой редакции есть требование: если на торгах начальная цена снижается более чем на 25 процентов, то исполнитель обязан ее обосновать.

Третий этап, или составная часть ФКС, — контроль и аудит исполненных контрактов. Сейчас контроль есть только за процедурами размещения заказа, а обязательного аудита нет вообще. По словам Эльвиры Набиуллиной, аудит — это самый сложный этап ФКС. В министерстве пока еще нет четкого понимания, как это должно работать, поэтому они рассчитывают на помощь Счетной палаты и других экспертов.

Возникает довольно странная ситуация: законопроект о ФКС уже есть и аудит в нем — составная часть, но при этом пока неясно, как это будет работать. В законопроекте лишь утверждается принципиальная норма о необходимости обязательного аудита госзакупок, а подробности, как говорится, письмом, то есть в отсылочных нормах. Кстати, когда законопроект о ФКС обсуждался в Совете Федерации, его концепция была поддержана, сообщила зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова, но участники обсуждения обратили внимание, что в нем много отсылочных норм. По мнению сенаторов, в законе вообще не должно быть отсылочных норм.

Форум будет продолжаться три дня. Набиуллина предложила участникам высказать и конструктивную критику, которая поможет улучшить законопроект. Насчет дискуссии есть сомнения: если в прежние годы минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба проводили такие форумы вместе, и именно на этой площадке общими усилиями двух ведомств рождался 94-ФЗ, то на этот раз среди участников оппонентов министерства замечено не было. На открытие приехал глава ФАС Игорь Артемьев, сказал несколько оптимистичных слов: «все у нас получится», «то, что придет на смену, будет лучше», — и уехал.

Впрочем, в этот же день, выступая на коллегии антимонопольной службы, Игорь Артемьев заявил, что ФАС все-таки надеется снять все разногласия по ФКС, которые возникли у ведомства с минэкономразвития и до июля внести в правительство единый законопроект. «Наши позиции за последнее время сильно сблизились», — констатировал Артемьев. По его словам, тот вариант законопроекта, который минэкономразвития опубликовало недавно на своем сайте, существенно отличается от предыдущего, и к нему у ФАС гораздо меньше претензий. Хотя некоторые разногласия по-прежнему остаются. Напомним, несколько дней назад на «Деловом завтраке» в «РГ» Артемьев заявил, что ФАС подготовила собственный законопроект о ФКС. Он тоже есть на официальном сайте ведомства.

ФАС взялась за «священных коров»

Игорь Артемьев пообещал госкорпорациям оборотные штрафы


Госкорпорации и естественные монополии теперь будут контролировать не только по линии закона о защите конкуренции, но и по линии вступившего в силу 1 января этого года закона о закупках госкомпаний. Об этом сегодня заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он напомнил, что госкорпорации тратят на покупку товаров и услуг гораздо больше бюджетных денег, чем все органы власти вместе взятые.

Первого января в силу вступил 223-й закон, который обязал госкомпании и естественные монополии публиковать планы и процедуры своих закупок на едином государственном портале в Интернете. В ближайшее время правительство должно принять постановление, которое определит, какие виды товаров госкомпании обязаны будут покупать через электронные аукционы. «Нам всем доказывали, что все естественные монополии и госкорпорации — это государственные субъекты, и нечего лезть в эту сферу. Но все это от лукавого. Закон в итоге приняли, а ФАС уполномочили контролировать, как он соблюдается», — отметил Игорь Артемьев.

Он оговорился, что 223-й закон не дает антимонопольщикам такие широкие полномочия, как 94-й закон о госзакупках. «Если строго следовать 223-му закону, ФАС должна просто следить, чтобы информация о закупках госкорпораций и естественных монополий размещалась на едином госпортале, — пояснил он. — Но если естественные монополии и государственные корпорации начнут нарушать конкурентное законодательство — безосновательно снимать компании с тендеров, что они любят делать, покупать товары у единственного поставщика, ставить „прокладки“ между собой и конечными продавцами, в этом случае мы будем применять к ним нормы 135-го закона о защите конкуренции».

Артемьев напомнил, что санкции там повыше и наказание предусматривает, в том числе и оборотные штрафы, которые накладываются на выручку компаний (от 1 до 15 процентов, в зависимости от тяжести вины нарушителя). «Так что полный цикл контроля все равно будет сохраняться», — пообещал Артемьев.

Он констатировал, что госкомпании чаще других нарушают антимонопольное законодательство. «Они уверены, что государство их защитит и поддержит, поэтому считают себя «священными коровами. Мы можем ужесточать санкции, в том числе и по оборотным штрафам, пока акционеры не начнут высказывать претензии к руководителям таких компаний. Но это мало что изменит. Пока не поменяется ментальность руководителей, ждать глобальных улучшений не стоит», — резюмировал глава ФАС.

Поделиться