Позже Левитин признается журналистам, что его «не покидает постоянное чувство масштабной ответственности». Ни тогда — когда он принял объединенную в одном министерстве мегаотрасль с автомобильными и железными дорогами, аэропортами, морскими и речными гаванями, по которым, как Мамай, прошли лихие
Нам, журналистам, работающим с минтрансом, в редакции приходится бывать редко. Левитин всегда в пути. За восемь лет — почти шестьсот командировок. Один из номеров «Российской газеты» дошел с министром даже до Северного полюса. И если за год у Левитина наберется месяц побыть с семьей — это, наверное, максимум, что он может себе позволить. Мы как-то пытались вести счет пройденным километрам. Но сбились с точной цифры, получилось где-то более миллиона. Вспоминаем первые дни работы в пуле. На очередной пресс-конференции все та же тема — государство должно вкладывать деньги в транспортную отрасль. Финансирование в объеме 0,69 процента ВВП — самоубийство. Что можно сделать на 114,2 миллиарда рублей в год, когда больше половины дорог в стране не отвечают нормам, по сути, разбиты. Когда возраст самолетов во многих авиакомпаниях вот-вот перешагнет «пенсионный». Когда десятилетиями практически не ремонтируются взлетные полосы и шлюзы.
Увы, долгие годы дороги считали «черной дырой», в которую нет смысла вкладывать деньги. Мол, все равно большую часть разворуют. Но Левитин бил в одну точку: без транспортной инфраструктуры не будет развития экономики, более 3 процентов ВВП составляют потери страны из-за плохого состояния дорог, около 12 миллионов россиян живут вдали от проходимых трасс. А без вложений в безопасность транспорта — нам никогда не сократить число аварий, не защитить от гибели людей. Сколько раз Левитин приводил эти цифры? Не сосчитать. Но дело пошло...
В этом году расходы федерального бюджета на транспорт составляют 643 миллиарда рублей. Примерно 1,34 процента ВВП — почти в два раза больше, чем в 2004 году. Понятно, до идеала еще далеко, но теперь уже все понимают: деньги, вложенные в инфраструктуру — инвестиции в нашу жизнь. Достроили 18 мостов, которые начинали возводить еще в советские времена, ремонтируются самые напряженные трассы, миллиарды вложены в безопасность авиаперевозок, железнодорожного и водного транспорта.
Впереди — работы еще больше. По качеству дорог и транспортной доступности мы отстаем от Европы в 2,5 раза. Так что знаменитый «тревожный чемоданчик» министра транспорта, где сложено все необходимое для командировки, по-прежнему стоит в прихожей.
кстати
Минтранс учтет мнения участников акции «Российская газета» выходит на дорогу" при формировании планов ремонта федеральных трасс, сообщил корреспонденту «РГ» заместитель министра транспорта Олег Белозеров.
Этот разговор состоялся на «круглом столе» «Дорожные фонды и общественный контроль за их использованием». С 25 января, напомним, на сайте нашей газеты можно оставить свои комментарии о качестве дорог, по которым вы ездите. Мы регулярно передаем все замечания читателей дорожникам. И, как видим, не зря.