Ассоциация менеджеров России — один из признанных лидеров в организации проектов и мероприятий, направленных на генерацию передовых профессиональных идей и их активное продвижение в российском обществе. Все проекты и мероприятия Ассоциации менеджеров опираются на результаты широкомасштабной программы Исследовательского центра ассоциации. Исследования проводятся с целью формирования глубокого и объективного понимания ключевых проблем, стоящих перед российским деловым сообществом. В исследованиях принимают участие широкие круги деловой общественности — руководители и специалисты предприятий, ведущие эксперты, представители государственной власти и другие. Одно из приоритетных направлений исследований — программа корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса в России. Об этом рассказывает исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей ЛИТОВЧЕНКО.
— Что вкладывается в понятие социальной ответственности бизнеса?
— В Ассоциации менеджеров мы придерживаемся следующего определения: социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Мне представляется важным подчеркнуть, что этот вклад должен быть добровольным и обязательно связан с основной деятельностью компании. Если вложения средств осуществляются в неосновную сферу бизнеса, то акционеры могут спросить: почему руководство тратит средства неэффективно, почему благотворительные проекты осуществляются без согласия акционеров? В общем, в России можно выделить, как минимум, три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность бизнеса.
Первый подход. Под социальной ответственностью понимается то, что основная хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Второй подход. Компания в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся с ее стратегией развития.
Третий подход. На фоне растущего интереса российского делового сообщества к вопросам социальной ответственности наблюдается тенденция, которая выражается в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, так как это модно в прагматическом для бизнеса понимании. В этом случае социальная ответственность заключается не только в том, как компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, насколько активное участие они принимают в формировании высоких общественных стандартов — например, таких стандартов как качество профессиональной подготовки своих сотрудников — и тем самым вносят свой вклад в повышение уровня жизни в стране.
— Какие исследования и программы ведет АМР по изучению социальной ответственности бизнеса?
— В течение 2002—2003 годов по инициативе Ассоциации менеджеров реализуется масштабная публичная программа по корпоративной социальной ответственности (КСО). Цель программы — выработка консолидированными усилиями компаний-участниц понимания роли и места российского бизнеса в социальной жизни страны, а также продвижение цивилизованной практики социально ответственного поведения российских компаний в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах. В 2003 году Ассоциация менеджеров провела два крупномасштабных исследования. Первое из них — «Социальный портрет российского бизнеса» — позволило выявить приоритеты социальных программ российских компаний, механизмы реализации корпоративной социальной политики, а также количественные показатели осуществления социальных программ. Второе — «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания» — показало, что именно ожидает общество от бизнеса, как должна себя вести социально ответственная компания и по каким каналам бизнес должен доносить информацию о своих социальных проектах и программах до заинтересованных аудиторий. В течение прошедшего года Ассоциация менеджеров провела на своей площадке с привлечением ведущих специалистов по КСО в России и за рубежом более десятка экспертных мероприятий, а также два крупномасштабных форума по вопросам взаимодействия бизнеса, общества и государства. Первая конференция «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха» состоялась в марте, вторая — «Модели социального развития России: роль бизнеса» — в ноябре прошлого года. Оба мероприятия получили широкое освещение в СМИ и стали центральными событиями весны и осени 2003 года в области корпоративной социальной ответственности.
— Кто курирует программу?
— Курирует программу Стратегический комитет, в состав которого входят эксперты и представители таких компаний, как «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Данон Индустрия», Интеррос», «М. Видео», «Металлоинвест», «ГМК ‘’Норильский никель’’», «САН Интербрю», «СУАЛ-Холдинг», «Филип Моррис Интернэшнл».
— Каковы основные тенденции социальной политики российского бизнеса?
— Основные тенденции таковы. Бизнес сегодня не согласен с ролью донора, он рассматривает себя полноправным участником общественного процесса. При этом его главная социальная роль — в уплате налогов, создании рабочих мест, производстве качественных товаров и услуг. Одна из новейших «внешних» тенденций такова, что в стране начинает активно формироваться рынок социальных услуг. Бизнес начинает приходить в инвестиционно привлекательные отрасли — такие как ЖКХ, медицина, страхование, пенсионное обеспечение, потребительский кредит, спортивная отрасль и др. Из «внутренних» тенденций следует отметить большой акцент российских компаний на профессиональном развитии собственного персонала и создании условий для эффективного труда. В этом мы достаточно похожи.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «добровольной социальной отчетности». Каковы его цели, кто частники?
— На протяжении последних двух лет Ассоциация менеджеров осуществляла масштабный проект по сбору и анализу добровольной социальной отчетности российских компаний. В проекте приняли участие порядка 200 ведущих российских компаний. Как результат, сегодня на сайте Ассоциации менеджеров (www.amr.ru) функционирует «Депозитарий социальных программ российских компаний». Это единственный в России открытый публичный ресурс, где любой человек, имеющий доступ к Интернету, может ознакомиться как с приоритетами социальной политики отдельных компаний, так и получить подробнейшую информацию об осуществляемых каждой конкретной компанией социальных программах. А цель была простая — заложить основы публичного представления социальной роли компаний и инициировать публичный диалог по теме корпоративной социальной ответственности. Мы с этой задачей успешно справились.
— Какие нововведения используют корпорации в социальной политике?
— Один из интересных подходов к реализации социальной политики — технология «партнерства государственного и частного секторов». Основная идея этой модели заключается в том, что частный сектор приходит в секторы экономики, которые традиционно находились в сфере ведения государства — например, строительство дорог, трубопроводов, школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Но работа над общественно значимыми проектами в данном случае ведется при участии государства. Российский бизнес воспринимает эту идею с большим интересом. В нашей стране уже существует достаточно много успешных примеров такого партнерства. Например, в Свердловской области одна из частных образовательных школ финансируется государством на уровне государственного образовательного стандарта, а все программы, превышающие госстандарт, финансируются из частных источников. В результате получилось эффективное сотрудничество государства и частного сектора в создании высококачественного образования. Поодиночке, возможно, ничего бы не получилось.
— Как изменить отношение к корпорациям со стороны граждан?
— Для того чтобы отношение граждан к компаниям изменилось в лучшую сторону, последние должны заботиться в первую очередь о трех вещах: производить качественную продукцию и услуги, выплачивать достойную заработную плату своим сотрудникам и добросовестно платить налоги. Эти выводы подтверждаются нашими исследованиями. Но только этого, конечно же, недостаточно. Должно измениться отношение государственной власти к бизнесу. В обществе должно осознанно культивироваться понимание того, что именно бизнес в первую очередь и создает экономическую стоимость. И без этого — никуда.
— Всегда ли приоритеты корпораций и местных властей совпадают?
— На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В России есть регионы, где выработаны и отлажены механизмы согласования интересов бизнеса и государства. Примером действий «снизу — вверх» можно назвать отношения Группы СУАЛ с местными властями, которые строятся вокруг деятельности координационных советов с участием глав муниципальных образований, генеральных директоров предприятий Группы и общественности. Другой пример из категории «сверху — вниз» — это механизм публичного согласования приоритетов социально-экономического развития, который налажен в Пермской области. В целом же по стране пока еще не существует эффективных механизмов согласования интересов бизнеса и местных властей. Это большая задача на ближайшее будущее.
— Какие еще мероприятия планируются в рамках развития темы социальной ответственности бизнеса и взаимодействия с местными властями?
— Совсем недавно мы запустили новую тематическую программу «Бизнес и государство», в рамках которой особое внимание будет уделено вопросам взаимодействия бизнеса с федеральными, региональными и местными властями. Одна из задач этой программы — поиск эффективных механизмов согласования интересов представителей бизнеса и государства, аккумуляция лучшего опыта в этой области и его распространение.
— Какую работу вы проводите в регионах?
— Мы активно проводим мероприятия в регионах, распространяем наши исследования и книги по актуальной тематике. В региональной прессе публикуются актуальные материалы ассоциации. Кроме того, многие представители деловой элиты из регионов активно участвуют в деятельности ассоциации как ее члены.
— Бизнес и власть... А необходим ли диалог? Может, они должны быть разделены? Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения между большим бизнесом и властью в стране?
— Конечно, одни только посиделки большого бизнеса и власти за круглым столом в Кремле не могут дать существенного результата. Именно поэтому федеральная власть и пытается дистанцироваться от таких механизмов. Здесь должны действовать более тонкие механизмы. Необходим диалог на более конкретном уровне, вокруг приземленных проблем с возможным практическим результатом. То есть вокруг отраслевых, профессиональных и региональных проблем. Вот здесь и нужны правильные механизмы отношений министерств и регионов с профильными ассоциациями бизнеса и общественными структурами. А разделить власть и бизнес просто невозможно. Посудите сами: пока человек на работе — за него отвечает бизнес, его работодатель, а вот после работы — государство. Конечно же, каждый еще отвечает сам за себя. И вот что получается: за человека несут ответственность он сам, его работодатель и «его» государственная машина. Как же тут обойтись без многостороннего согласования интересов?
— Многие компании жалуются на то, что местные власти стремятся переложить всю социальную политику на плечи больших предприятий. Так ли это?
— Если посмотреть на крупные градообразующие предприятия, то многие из них действительно продолжают нести на себе практически тот же уровень социальной нагрузки, что и в советское время. С одной лишь разницей: в советское время у них были на это плановые средства. Теперь же они и рады бы передать свои социальные объекты на балансы муниципальных образований, как это следовало бы из соображений здравого смысла, но, к сожалению, местные власти зачастую с такими задачами не справляются. Одна из главных тому причин — низкий уровень профессиональной квалификации местных чиновников и недостаток бюджетного финансирования. Необходимы более эффективная власть как менеджер общих задач, эффективный и ответственный бизнес как механизм развития. И ответственный за себя и общество человек.
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.
— Что вкладывается в понятие социальной ответственности бизнеса?
— В Ассоциации менеджеров мы придерживаемся следующего определения: социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Мне представляется важным подчеркнуть, что этот вклад должен быть добровольным и обязательно связан с основной деятельностью компании. Если вложения средств осуществляются в неосновную сферу бизнеса, то акционеры могут спросить: почему руководство тратит средства неэффективно, почему благотворительные проекты осуществляются без согласия акционеров? В общем, в России можно выделить, как минимум, три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность бизнеса.
Первый подход. Под социальной ответственностью понимается то, что основная хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Второй подход. Компания в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся с ее стратегией развития.
Третий подход. На фоне растущего интереса российского делового сообщества к вопросам социальной ответственности наблюдается тенденция, которая выражается в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, так как это модно в прагматическом для бизнеса понимании. В этом случае социальная ответственность заключается не только в том, как компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, насколько активное участие они принимают в формировании высоких общественных стандартов — например, таких стандартов как качество профессиональной подготовки своих сотрудников — и тем самым вносят свой вклад в повышение уровня жизни в стране.
— Какие исследования и программы ведет АМР по изучению социальной ответственности бизнеса?
— В течение 2002—2003 годов по инициативе Ассоциации менеджеров реализуется масштабная публичная программа по корпоративной социальной ответственности (КСО). Цель программы — выработка консолидированными усилиями компаний-участниц понимания роли и места российского бизнеса в социальной жизни страны, а также продвижение цивилизованной практики социально ответственного поведения российских компаний в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах. В 2003 году Ассоциация менеджеров провела два крупномасштабных исследования. Первое из них — «Социальный портрет российского бизнеса» — позволило выявить приоритеты социальных программ российских компаний, механизмы реализации корпоративной социальной политики, а также количественные показатели осуществления социальных программ. Второе — «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания» — показало, что именно ожидает общество от бизнеса, как должна себя вести социально ответственная компания и по каким каналам бизнес должен доносить информацию о своих социальных проектах и программах до заинтересованных аудиторий. В течение прошедшего года Ассоциация менеджеров провела на своей площадке с привлечением ведущих специалистов по КСО в России и за рубежом более десятка экспертных мероприятий, а также два крупномасштабных форума по вопросам взаимодействия бизнеса, общества и государства. Первая конференция «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха» состоялась в марте, вторая — «Модели социального развития России: роль бизнеса» — в ноябре прошлого года. Оба мероприятия получили широкое освещение в СМИ и стали центральными событиями весны и осени 2003 года в области корпоративной социальной ответственности.
— Кто курирует программу?
— Курирует программу Стратегический комитет, в состав которого входят эксперты и представители таких компаний, как «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Данон Индустрия», Интеррос», «М. Видео», «Металлоинвест», «ГМК ‘’Норильский никель’’», «САН Интербрю», «СУАЛ-Холдинг», «Филип Моррис Интернэшнл».
— Каковы основные тенденции социальной политики российского бизнеса?
— Основные тенденции таковы. Бизнес сегодня не согласен с ролью донора, он рассматривает себя полноправным участником общественного процесса. При этом его главная социальная роль — в уплате налогов, создании рабочих мест, производстве качественных товаров и услуг. Одна из новейших «внешних» тенденций такова, что в стране начинает активно формироваться рынок социальных услуг. Бизнес начинает приходить в инвестиционно привлекательные отрасли — такие как ЖКХ, медицина, страхование, пенсионное обеспечение, потребительский кредит, спортивная отрасль и др. Из «внутренних» тенденций следует отметить большой акцент российских компаний на профессиональном развитии собственного персонала и создании условий для эффективного труда. В этом мы достаточно похожи.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «добровольной социальной отчетности». Каковы его цели, кто частники?
— На протяжении последних двух лет Ассоциация менеджеров осуществляла масштабный проект по сбору и анализу добровольной социальной отчетности российских компаний. В проекте приняли участие порядка 200 ведущих российских компаний. Как результат, сегодня на сайте Ассоциации менеджеров (www.amr.ru) функционирует «Депозитарий социальных программ российских компаний». Это единственный в России открытый публичный ресурс, где любой человек, имеющий доступ к Интернету, может ознакомиться как с приоритетами социальной политики отдельных компаний, так и получить подробнейшую информацию об осуществляемых каждой конкретной компанией социальных программах. А цель была простая — заложить основы публичного представления социальной роли компаний и инициировать публичный диалог по теме корпоративной социальной ответственности. Мы с этой задачей успешно справились.
— Какие нововведения используют корпорации в социальной политике?
— Один из интересных подходов к реализации социальной политики — технология «партнерства государственного и частного секторов». Основная идея этой модели заключается в том, что частный сектор приходит в секторы экономики, которые традиционно находились в сфере ведения государства — например, строительство дорог, трубопроводов, школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Но работа над общественно значимыми проектами в данном случае ведется при участии государства. Российский бизнес воспринимает эту идею с большим интересом. В нашей стране уже существует достаточно много успешных примеров такого партнерства. Например, в Свердловской области одна из частных образовательных школ финансируется государством на уровне государственного образовательного стандарта, а все программы, превышающие госстандарт, финансируются из частных источников. В результате получилось эффективное сотрудничество государства и частного сектора в создании высококачественного образования. Поодиночке, возможно, ничего бы не получилось.
— Как изменить отношение к корпорациям со стороны граждан?
— Для того чтобы отношение граждан к компаниям изменилось в лучшую сторону, последние должны заботиться в первую очередь о трех вещах: производить качественную продукцию и услуги, выплачивать достойную заработную плату своим сотрудникам и добросовестно платить налоги. Эти выводы подтверждаются нашими исследованиями. Но только этого, конечно же, недостаточно. Должно измениться отношение государственной власти к бизнесу. В обществе должно осознанно культивироваться понимание того, что именно бизнес в первую очередь и создает экономическую стоимость. И без этого — никуда.
— Всегда ли приоритеты корпораций и местных властей совпадают?
— На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В России есть регионы, где выработаны и отлажены механизмы согласования интересов бизнеса и государства. Примером действий «снизу — вверх» можно назвать отношения Группы СУАЛ с местными властями, которые строятся вокруг деятельности координационных советов с участием глав муниципальных образований, генеральных директоров предприятий Группы и общественности. Другой пример из категории «сверху — вниз» — это механизм публичного согласования приоритетов социально-экономического развития, который налажен в Пермской области. В целом же по стране пока еще не существует эффективных механизмов согласования интересов бизнеса и местных властей. Это большая задача на ближайшее будущее.
— Какие еще мероприятия планируются в рамках развития темы социальной ответственности бизнеса и взаимодействия с местными властями?
— Совсем недавно мы запустили новую тематическую программу «Бизнес и государство», в рамках которой особое внимание будет уделено вопросам взаимодействия бизнеса с федеральными, региональными и местными властями. Одна из задач этой программы — поиск эффективных механизмов согласования интересов представителей бизнеса и государства, аккумуляция лучшего опыта в этой области и его распространение.
— Какую работу вы проводите в регионах?
— Мы активно проводим мероприятия в регионах, распространяем наши исследования и книги по актуальной тематике. В региональной прессе публикуются актуальные материалы ассоциации. Кроме того, многие представители деловой элиты из регионов активно участвуют в деятельности ассоциации как ее члены.
— Бизнес и власть... А необходим ли диалог? Может, они должны быть разделены? Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения между большим бизнесом и властью в стране?
— Конечно, одни только посиделки большого бизнеса и власти за круглым столом в Кремле не могут дать существенного результата. Именно поэтому федеральная власть и пытается дистанцироваться от таких механизмов. Здесь должны действовать более тонкие механизмы. Необходим диалог на более конкретном уровне, вокруг приземленных проблем с возможным практическим результатом. То есть вокруг отраслевых, профессиональных и региональных проблем. Вот здесь и нужны правильные механизмы отношений министерств и регионов с профильными ассоциациями бизнеса и общественными структурами. А разделить власть и бизнес просто невозможно. Посудите сами: пока человек на работе — за него отвечает бизнес, его работодатель, а вот после работы — государство. Конечно же, каждый еще отвечает сам за себя. И вот что получается: за человека несут ответственность он сам, его работодатель и «его» государственная машина. Как же тут обойтись без многостороннего согласования интересов?
— Многие компании жалуются на то, что местные власти стремятся переложить всю социальную политику на плечи больших предприятий. Так ли это?
— Если посмотреть на крупные градообразующие предприятия, то многие из них действительно продолжают нести на себе практически тот же уровень социальной нагрузки, что и в советское время. С одной лишь разницей: в советское время у них были на это плановые средства. Теперь же они и рады бы передать свои социальные объекты на балансы муниципальных образований, как это следовало бы из соображений здравого смысла, но, к сожалению, местные власти зачастую с такими задачами не справляются. Одна из главных тому причин — низкий уровень профессиональной квалификации местных чиновников и недостаток бюджетного финансирования. Необходимы более эффективная власть как менеджер общих задач, эффективный и ответственный бизнес как механизм развития. И ответственный за себя и общество человек.
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.