Версия для печати 7301 Материалы по теме
Свобода выбора — один из атрибутов рыночной экономики и демократии. Именно это право обрели абитуриенты в конце XX века с появлением негосударственных вузов.

Наступивший век заявил о себе как век информационных технологий и предъявил свои жесткие требования. Перемены коснулись и рынка образовательных услуг, где особое место занимает высшее образование. Новейшие системы управления, контроль качества образования, применение модернизированных компьютерных технологий... Достойное место заняли те вузы, которые смогли адаптироваться к новым условиям. Город Владикавказ издавна считался одной из образовательных столиц Северного Кавказа. На сегодняшний день в республике 9 высших учебных заведений. Из них 5 государственных и 4 негосударственных вуза. Одним из первых негосударственных вузов, появившихся в республике в 1996 г., стал Владикавказский институт управления (ВИУ). Идея создания вуза принадлежит руководителю Благотворительного фонда поддержки образования «Кредо—Знание» Валерию Дзгоеву и председателю Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия—Алания Казбеку Туганову. Интересную идею поддержала администрация местного самоуправления Владикавказа. Эти три организации и стали учредителями нового вуза.  Для постановки учебного процесса были приглашены профессионалы, которые спустя четыре года смогли доказать, что вуз соответствует государственным стандартам в области высшего профессионального образования. Во Владикавказском институте управления готовят специалистов по следующим аккредитованным специальностям: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Таможенное дело». Со дня основания вузом руководит кандидат экономических наук Зита Салбиева. 
салбиева
—Зита Ибрагимовна, какую роль, на ваш взгляд, играет негосударственный сектор в системе высшего образования?
—Появление негосударственного сектора в образовании в начале 90-х годов было закономерным продолжением государственной политики, направленной на формирование правового государства и гражданского общества. Трудно переоценить роль, которую сыграли негосударственные вузы в условиях дестабилизации экономики в начале 90-х годов, когда многие тысячи педагогов и ученых были сохранены для высшей школы благодаря появившейся возможности работать в новых вузах.  И сегодня, когда вопросы своевременного финансирования высшей школы уже не стоят так остро, негосударственные вузы продолжают играть определенную положительную роль. Одно их присутствие на рынке образовательных услуг создает необходимые предпосылки для здоровой конкуренции, стимулирует появление передовых образовательных технологий и является, без преувеличения, важным фактором прогресса в образовании.  Конкуренцию в образовании не следует понимать как соперничество между государственным и негосударственным секторами. Каждый из них выполняет свою социальную роль, взаимно дополняя друг друга. Может ли общество и государство пренебрегать учебными заведениями, не получающими никаких бюджетных средств и в то же время инвестирующими свои средства в основные фонды? Думаю, что нет. Только уважения, на мой взгляд, заслуживает позиция тех вузов, которые не тратят все свободные средства на заработную плату, а строят здания. К числу таковых относится и Владикавказский институт управления, который в этом году завершает строительство пятиэтажного учебного корпуса. —Какие проблемы волнуют сегодня вас как ректора негосударственного вуза?
—В начале 90-х в основополагающих документах об образовании был заложен принцип равного сосуществования государственных и негосударственных вузов при условии прохождения последними процедур аттестации и аккредитации. В концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ в декабре 2001 года, сформулирована задача «развития негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ». На деле же чиновники Министерства образования часто открыто демонстрируют свое негативное отношение к негосударственному высшему образованию. Такое фрондерство, впрочем, неудивительно. Многие дела в России решаются по принципу «шаг вперед, два шага назад». Среди проблем высшей школы есть множество трудноразрешимых. Но есть вопросы, решение которых могло быть реализовано одним росчерком пера. К числу таковых относится установленная законом обязанность вузов указывать в наименовании организационно-правовую форму «негосударственное образовательное учреждение». Сама приставка «не» несет в себе отрицательный эмоциональный заряд, как бы подчеркивающий некую ущербность вузов, не являющихся государственными. Интересно, как бы отнеслись магазины, банки, предприятия к тому, чтобы в их названии обязательно фигурировало слово «негосударственный»? Выход видится в использовании для разделения двух типов вузов другой пары терминов — например, «бюджетные» и «хозрасчетные». Еще лучше было бы употреблять слово «государственный» только в названии государственных вузов и не использовать это слово в наименовании других вузов, в том числе, профсоюзных, партийных, созданных несколькими учредителями и т. д.
—Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы вуз был успешным?
—Можно говорить о трех основных составляющих деятельности любого вуза. Во-первых, это реализация основных образовательных программ, в рамках которых школьники эволюционируют в специалистов. Во-вторых — выполнение программ дополнительного образования, переподготовки, курсовая деятельность. И в-третьих, это научные исследования. О роли последних написано едва ли не больше, чем самих научных работ, поэтому остановлюсь на сравнении этой триады с финансово-экономической точки зрения. В учебной работе негосударственные вузы довольно успешно сосуществуют (конкурируют) с государственными, поскольку и те и другие имеют примерно одинаковые средства в расчете на одного обучающегося (или одного ППС). Наука же требует не только бoльших средств, но, самое главное — средств, которые окупятся через много лет, и позволить себе ждать может далеко не каждое негосударственное учреждение. Если не реализовать какой-то принципиально новый способ инвестирования денег в негосударственный сектор науки, его отставание от государственного станет угрожающим и необратимым. Вот почему при ВИУ сразу же были созданы Центр социальных и гуманитарных исследований, Центр экономических исследований, редакционно-издательский отдел, начали издавать «Бюллетень Владикавказского института управления», была организована аспирантура. Большое значение, на мой взгляд, сегодня имеет и дополнительное образование. На факультете повышения квалификации нашего вуза действуют различные программы. Одним из приоритетных направлений являются курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Это программа, совместная с администрацией президента и правительства Республики Северная Осетия—Алания, и реализуется нами уже более пяти лет. Деятельность курсов высоко оценена руководством республики. Решать же вопросы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса призван Учебно-деловой центр Морозовского проекта, созданный в вузе.  Другая проблема, еще более очевидная и волнующая абитуриентов, студентов и их родителей, — это проблема трудоустройства выпускников. Пока только 60% наших выпускников трудоустраиваются по специальности. Недавно созданный Центр содействия трудоустройству ВИУ сможет, на мой взгляд, улучшить этот показатель. Все названные мною моменты непосредственно влияют на фактор успешности.
—Каковы приоритеты развития вашего вуза?
—В октябре 2003 года мы приняли «Программу стратегического развития ВИУ», в которой сформулированы основные направления развития института. Приоритетными среди них являются —создание системы контроля качества подготовки специалистов; повышение статуса и значения воспитания как составной части вузовской деятельности; развитие научного потенциала. Одной из главных задач является также создание единого информационного пространства вуза, и эта задача уже сегодня активно реализуется.  

Беседовал Константин Михайлов
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.

Поделиться