Актерский диапазон Бориса Плотникова уникален. Пожалуй, это единственный актер в мире, игравший (причем в одном сезоне) и князя Мышкина — олицетворение света и добра, и шекспировского Яго — воплощение зла, подлости и коварства. Рассказ об этом актере обычно начинают с фильма «Восхождение», в котором 26-летний актер создал образ цельной, глубокой личности, не способной идти на компромисс. Широкую известность ему принесла роль доктора Борменталя в телевизионном фильме «Собачье сердце», а театралы, стремящиеся отдохнуть и дать волю своим эмоциям, спешат на спектакль театра Российской Армии «Cкупой», где он уморительно смешно и удивительно трогательно играет роль мольеровского Гарпагона. Плотников — актер очень «закрытый» для журналистов и критиков, не дающий интервью и не «светящийся» на модных актерских тусовках. Итак, Борис Плотников: что о нем известно?
— То есть МХАТ как бы извинился за свои ошибки?
— Я рад, что выбрал эту профессию и не свернул со своего пути.
— После училища — свердловский ТЮЗ, где за 10 лет было сыграно около 30 ролей — от Арамиса и герцога Бэкингема до Кота Базилио и Иванушки-дурачка. А как вы попали в кино?
— Свердловская киностудия тогда снимала по пять—шесть фильмов в год. На главные роли приглашали обычно актеров из Москвы, а на роли второго плана и в массовку набирали из местных. Помню, как нас выстраивали в одну шеренгу по росту, и меня из этой шеренги выводили первым: «Вы, молодой человек, никогда сюда больше не вставайте. Вы абсолютно некиногеничны!» Для меня это было, конечно, большой трагедией. И я в то время поставил для себя на кино крест. А в 1975 году режиссер Лариса Шепитько в Москве искала актера на роль Сотникова в фильме «Восхождение». Искала по всей стране, но никто ей не подходил. Мне принесли телеграмму — приглашение на пробу. Но я, честно говоря, сначала не поверил, потому что эту телеграмму мне принес актер, который меня все время разыгрывал. Но потом пришли и вторая, и третья телеграммы... И я все-таки поехал. Съемки происходили под Муромом, в экстремальной обстановке, в 30-градусный мороз...
— После выхода фильма Шепитько признавалась, что снимала этот фильм, как последний... Самым неожиданным и трагичным оказалось то, что «Восхождение» действительно стало последним законченным произведением Ларисы Шепитько. Во время работы над следующей картиной она погибла в автомобильной катастрофе... Этот фильм стал лауреатом многих кинофестивалей, в том числе и международных. Как изменилась после этого ваша жизнь?
— В Москве в театре Сатиры режиссер Плучек в то время собирался ставить «Бесов» Достоевского, искал исполнителя одной из ролей и пригласил меня в свой театр. И хотя постановку Плучеку вскоре запретили, Плотников проработал в этом театре еще 10 лет, все это время продолжая жить в общежитии театра Сатиры, которое, по иронии судьбы, находилось в Плотниковом переулке...
— В первый раз я вышел на сцену этого театра, дублируя Андрея Миронова в спектакле «Ремонт». Вообще Андрей Миронов сыграл большую роль в моей жизни. Я был занят почти во всех спектаклях, которые он поставил как режиссер. Хотя не скажу, что мы были с ним близкими друзьями. Вообще я очень медленно схожусь с людьми. В свое время режиссер Феликс Григорьян сказал мне: «Если хотите сохранить себя в театре — сразу после репетиции, ни с кем не общаясь, уходите».
Я работал в театре Сатиры, и вдруг звонок: «С вами хотел бы встретиться главный режиссер театра Советской Армии Леонид Хейфец. У нас в театре уже давно идет спектакль «Идиот». Сейчас такая ситуация, что надо везти спектакль на гастроли во Владивосток, а оба исполнителя, по разным причинам, не могут ехать. Не хотели бы вы в четырех спектаклях сыграть князя Мышкина?». Признаться, роль князя Мышкина — это моя давняя актерская мечта. Меня вводил в спектакль ассистент режиссера без репетиций. Она только говорила: «Вот тут будет стоять такой-то персонаж, а здесь — этот». Во Владивостоке выход на сцену у меня был фактически, как у князя Мышкина, который приехал в чужой город к людям, которых до этого не видел, но много слышал о них. Спектакль приняли очень хорошо, и вместо четырех раз я сыграл эту роль... 189 раз! Князя Мышкина играл 12 лет. Это было настоящее актерское счастье.
— Все эти годы вы много снимались в кино. Царевич Алексей в американском фильме «Петр Великий» (где партнерами были Лоренс Оливье, Максимилиан Шелл, Ванесса Рейдгрейв) открыл династию Романовых в вашем творчестве. Потом были Петр III в фильме «Михайло Ломоносов», Александр I в спектакле «Павел I», Николай I в телеспектакле о Лермонтове, цикл радиопередач по книге Радзинского о жизни и смерти Николая II... Почему, успешно работая на сцене и в кино, вы стали еще учиться на искусствоведа?
— Это случилось давно, по совету Ларисы Ефимовны. Она мне как-то сказала: «Ты такой человек, которому надо совершенствовать себя». Я окончил Свердловский университет, отделение истории искусств. Моя дипломная работа была посвящена книжной графике. Иллюстраторы и актеры — это интерпретаторы авторского замысла. Как и актеру, иллюстратору надо «прожить» своих героев. Книга с иллюстрациями в чем-то похожа на спектакль или фильм.
— Несколько лет назад Олег Табаков пригласил вас в свой театр-студию на роль Гольдони в спектакле «Прощайте и рукоплещите!», а потом предложил стать актером МХАТа. Тем не менее вы продолжаете играть в театре Российской Армии роль Гарпагона в спектакле Бориса Морозова «Скупой».
— Сейчас, уже длительное время общаясь с Гарпагоном, мне даже стало его жалко. Это человек страсти. Кто-то собирает картины, кто-то этикетки. А у этого — деньги. Мне его жалко. И когда он в конце получает свою шкатулку, я радуюсь вместе с ним. Роль Гарпагона возникла после спектакля «Отелло», где я играл Яго. Мышкин и Яго — это две разные галактики. Князь Мышкин проходит ступеньки вверх, а этот герой — вниз. А в конце жизни приходит какое-то глубинное понимание того, что жизнь прожита зря...
— Интеллектуалам очень нравится спектакль МХАТа «Копенгаген», в котором представлена версия встречи знаменитых физиков Бора и Гейзенберга. На радио вы читаете Евангелие, стихи Пушкина и прозу Достоевского. Новый спектакль МХАТа «Количество» — о клонировании. Критики считают, что Плотников — артист, который противопоставляет хаосу агрессивной современной цивилизации глубокий, сосредоточенный мир своей души...
— Есть выдающиеся тексты, которые мне довелось произносить. Они отвлекают людей от каких-то сиюминутных сложностей. А ведь задача искусства в том и состоит, чтобы поднять человека, обратить его к вечным ценностям...
Беседовала Галина СТЕПАНОВА
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.
— То есть МХАТ как бы извинился за свои ошибки?
— Я рад, что выбрал эту профессию и не свернул со своего пути.
— После училища — свердловский ТЮЗ, где за 10 лет было сыграно около 30 ролей — от Арамиса и герцога Бэкингема до Кота Базилио и Иванушки-дурачка. А как вы попали в кино?
— Свердловская киностудия тогда снимала по пять—шесть фильмов в год. На главные роли приглашали обычно актеров из Москвы, а на роли второго плана и в массовку набирали из местных. Помню, как нас выстраивали в одну шеренгу по росту, и меня из этой шеренги выводили первым: «Вы, молодой человек, никогда сюда больше не вставайте. Вы абсолютно некиногеничны!» Для меня это было, конечно, большой трагедией. И я в то время поставил для себя на кино крест. А в 1975 году режиссер Лариса Шепитько в Москве искала актера на роль Сотникова в фильме «Восхождение». Искала по всей стране, но никто ей не подходил. Мне принесли телеграмму — приглашение на пробу. Но я, честно говоря, сначала не поверил, потому что эту телеграмму мне принес актер, который меня все время разыгрывал. Но потом пришли и вторая, и третья телеграммы... И я все-таки поехал. Съемки происходили под Муромом, в экстремальной обстановке, в 30-градусный мороз...
— После выхода фильма Шепитько признавалась, что снимала этот фильм, как последний... Самым неожиданным и трагичным оказалось то, что «Восхождение» действительно стало последним законченным произведением Ларисы Шепитько. Во время работы над следующей картиной она погибла в автомобильной катастрофе... Этот фильм стал лауреатом многих кинофестивалей, в том числе и международных. Как изменилась после этого ваша жизнь?
— В Москве в театре Сатиры режиссер Плучек в то время собирался ставить «Бесов» Достоевского, искал исполнителя одной из ролей и пригласил меня в свой театр. И хотя постановку Плучеку вскоре запретили, Плотников проработал в этом театре еще 10 лет, все это время продолжая жить в общежитии театра Сатиры, которое, по иронии судьбы, находилось в Плотниковом переулке...
— В первый раз я вышел на сцену этого театра, дублируя Андрея Миронова в спектакле «Ремонт». Вообще Андрей Миронов сыграл большую роль в моей жизни. Я был занят почти во всех спектаклях, которые он поставил как режиссер. Хотя не скажу, что мы были с ним близкими друзьями. Вообще я очень медленно схожусь с людьми. В свое время режиссер Феликс Григорьян сказал мне: «Если хотите сохранить себя в театре — сразу после репетиции, ни с кем не общаясь, уходите».
Я работал в театре Сатиры, и вдруг звонок: «С вами хотел бы встретиться главный режиссер театра Советской Армии Леонид Хейфец. У нас в театре уже давно идет спектакль «Идиот». Сейчас такая ситуация, что надо везти спектакль на гастроли во Владивосток, а оба исполнителя, по разным причинам, не могут ехать. Не хотели бы вы в четырех спектаклях сыграть князя Мышкина?». Признаться, роль князя Мышкина — это моя давняя актерская мечта. Меня вводил в спектакль ассистент режиссера без репетиций. Она только говорила: «Вот тут будет стоять такой-то персонаж, а здесь — этот». Во Владивостоке выход на сцену у меня был фактически, как у князя Мышкина, который приехал в чужой город к людям, которых до этого не видел, но много слышал о них. Спектакль приняли очень хорошо, и вместо четырех раз я сыграл эту роль... 189 раз! Князя Мышкина играл 12 лет. Это было настоящее актерское счастье.
— Все эти годы вы много снимались в кино. Царевич Алексей в американском фильме «Петр Великий» (где партнерами были Лоренс Оливье, Максимилиан Шелл, Ванесса Рейдгрейв) открыл династию Романовых в вашем творчестве. Потом были Петр III в фильме «Михайло Ломоносов», Александр I в спектакле «Павел I», Николай I в телеспектакле о Лермонтове, цикл радиопередач по книге Радзинского о жизни и смерти Николая II... Почему, успешно работая на сцене и в кино, вы стали еще учиться на искусствоведа?
— Это случилось давно, по совету Ларисы Ефимовны. Она мне как-то сказала: «Ты такой человек, которому надо совершенствовать себя». Я окончил Свердловский университет, отделение истории искусств. Моя дипломная работа была посвящена книжной графике. Иллюстраторы и актеры — это интерпретаторы авторского замысла. Как и актеру, иллюстратору надо «прожить» своих героев. Книга с иллюстрациями в чем-то похожа на спектакль или фильм.
— Несколько лет назад Олег Табаков пригласил вас в свой театр-студию на роль Гольдони в спектакле «Прощайте и рукоплещите!», а потом предложил стать актером МХАТа. Тем не менее вы продолжаете играть в театре Российской Армии роль Гарпагона в спектакле Бориса Морозова «Скупой».
— Сейчас, уже длительное время общаясь с Гарпагоном, мне даже стало его жалко. Это человек страсти. Кто-то собирает картины, кто-то этикетки. А у этого — деньги. Мне его жалко. И когда он в конце получает свою шкатулку, я радуюсь вместе с ним. Роль Гарпагона возникла после спектакля «Отелло», где я играл Яго. Мышкин и Яго — это две разные галактики. Князь Мышкин проходит ступеньки вверх, а этот герой — вниз. А в конце жизни приходит какое-то глубинное понимание того, что жизнь прожита зря...
— Интеллектуалам очень нравится спектакль МХАТа «Копенгаген», в котором представлена версия встречи знаменитых физиков Бора и Гейзенберга. На радио вы читаете Евангелие, стихи Пушкина и прозу Достоевского. Новый спектакль МХАТа «Количество» — о клонировании. Критики считают, что Плотников — артист, который противопоставляет хаосу агрессивной современной цивилизации глубокий, сосредоточенный мир своей души...
— Есть выдающиеся тексты, которые мне довелось произносить. Они отвлекают людей от каких-то сиюминутных сложностей. А ведь задача искусства в том и состоит, чтобы поднять человека, обратить его к вечным ценностям...
Беседовала Галина СТЕПАНОВА
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.