— Людмила Ивановна, в чем заключаются ваши новые обязанности в качестве заместителя Председателя Государственной думы?
— Я курирую привычный круг социальных вопросов, кроме здравоохранения. За мной закреплена координация деятельности комитетов по труду, социальной политике и делам ветеранов, по образованию, по вопросам семьи, женщин и детей, по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также комитета по культуре. Кроме того, в мои обязанности входит организация сотрудничества Госдумы с Парламентской ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, органами Международной организации труда и других международных организаций социального характера.
— Вы долгое время работали в правительстве Москвы. Насколько сложным для вас был переход из исполнительной власти в законодательную, причем на федеральный уровень?
— Если говорить о федеральном уровне в России, то такого опыта работы у меня нет. Но я достаточно долго работала на союзном уровне, как секретарь ЦК ВЛКСМ возглавляя Всесоюзную пионерскую организацию, была членом ЦК КПСС. Потом в ранге союзного министра руководила Комитетом по делам семьи и женщин при Совете Министров СССР. Поэтому переход сам по себе для меня едва ли мог стать большой проблемой. Тем более что на федеральном уровне работает много моих друзей, коллег. Большей проблемой для меня явился, если признаться, уход из правительства Москвы. Период жизни, связанный с работой в нем, я считаю одним из самых счастливых.
— У вас богатейший профессиональный и жизненный опыт. Вы руководили аппаратом Съезда народных депутатов СССР, и можно сказать, что отечественный парламентаризм рос на ваших глазах. Мы сильно продвинулись с тех пор по пути демократии?
— Перепробовано много нового, но сказать, что сильно продвинулись, будет преувеличением. Демократия — не только свобода волеизъявления, слова, печати, демонстраций. Демократия — это еще и сильные общественные институты. Москва последовательно, начиная с
Некоммерческие организации (НКО) должны выступать как полноправный субъект общегосударственной и общегородской политики в целом. Готовы ли они сами к этой роли? Должна с удовлетворением отметить, что в Москве они — большая сила. С каждым годом в столице растет активность некоммерческих организаций, от которых власть получает приток новых идей, инициатив, инноваций, технологий. Более того, именно они обеспечивают обратную связь с населением, тем самым помогая городской власти работать на опережение. Москва лидирует по числу ежегодно регистрируемых общественных и негосударственных организаций. С 2005 по 2011 год число НКО здесь выросло с чуть более 15 тысяч до 28 тысяч. Почти 70 процентов из них относится к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Можно ли уменьшить нагрузку на бюджет, решая государственные задачи через негосударственный сектор? Уже есть немало проектов, когда НКО, малый и средний бизнес работают в социальной сфере с более высоким качеством и одновременно с меньшими затратами. НКО все более активно заявляют о себе на рынке социальных услуг, о чем свидетельствует рост объемов их доходов, поступающих от собственной финансовой деятельности (в 2008 году — 18 процентов, в 2009 году — 21 процент, в 2010 году — 25 процентов). Объем собственных и привлеченных из внебюджетных источников средств на оказание социальных услуг населению составляет около 2,4 миллиарда рублей. Более 100 тысяч москвичей получили адресную помощь или стали получателями социальных услуг, оказываемых НКО. Некоммерческий сектор решает и еще одну важную проблему — постоянную или временную занятость населения. Сегодня в общественном секторе Москвы (без учета добровольцев) занято более 1,5 миллиона человек.
— А какие социальные проблемы в России, на ваш взгляд, являются наиболее острыми и требуют решения в ближайшие
— Все проблемы обозначены в предвыборных статьях премьер-министра В. В. Путина. Но как самую важную я бы отметила проблему демографии. Категорически неприемлемо падение роста рождаемости и уровня жизни россиян, а для этого, соответственно, следует принять комплекс мер, которые и станут первоочередными.
— Судя по предвыборным заявлениям, следует ожидать дополнительного финансирования социальной сферы. В то же время запланирован рост расходов на оборону и правоохранительную деятельность. Справится ли федеральный бюджет с такой нагрузкой?
— Нам никто не мешает внести поправки в бюджет. Хотя уповать на то, что мы немедленно решим все обозначенные проблемы, неправильно. Надо активнее проводить диверсификацию экономики, и тогда будут появляться все новые и новые возможности. Я уже отметила, что в социальную сферу следует активнее вовлекать негосударственный сектор, что тоже может помочь оптимизировать расходы.
— Вопрос как к ученому и практику. По вашим наблюдениям, женщинам во власти передаются какие-то мужские качества или, наоборот, в политику идут женщины, уже обладающие определенным характером?
— Многое зависит от того, с чем женщина идет во власть, каков уровень ее понимания не только гендерных вопросов, но и всего комплекса существующих политических и экономических проблем. Иначе говоря, будет ли женщина во власти декоративной фигурой, «приятной во всех отношениях», либо просто «мужчиной в юбке» или она сможет принести в политику мощный импульс, основанный как на профессионализме, так и на использовании особенностей женского мировоззрения и женского стиля лидерства на уровне принятия решений. Это очень трудная задача. По остроумному замечанию одной политической деятельницы, чтобы женщину стали считать заметной фигурой в политике, она «должна работать как вол, а выглядеть и вести себя как леди».
Другой вопрос, который мне часто задают: не феминистка ли я? Если говорить об убеждениях, то скорее отнесла бы себя к категории людей, которые за гармонию. Так что я не феминистка, а «гармонистка». Я за паритет женщин и мужчин во власти, в ответственности за происходящее. Женщина должна быть не вместо мужчин, а вместе с мужчинами. И если мужчин во власти будет меньше 30 процентов, то я первая буду бороться за их права. Пока женщин меньше 30 процентов, поэтому мои «гармонистические» убеждения сводятся к тому, что надо поддерживать женщин, идущих во власть.
— Известно, что вы любите и умеете готовить. Можете сейчас озвучить интересный рецепт для вечно занятых женщин-финансистов?
— Я всегда была противницей столов с бутербродами или фуршетов. На моем столе — холодец, салаты, пироги, фаршированная рыба, все в русских хлебосольных традициях. Не скромничая, скажу, что украинский борщ, русские щи из квашеной капусты, французский луковый суп и, конечно, суп гороховый получаются у меня на уровне высшего пилотажа. Гороховый суп я обычно подаю в импровизированных горшочках из корочки монастырского хлеба. Это мое собственное изобретение. Горох я запускаю в суп в три этапа и разный — сначала лущеный (в два приема), а напоследок — крупный турецкий.
Люблю печь пироги. У нас в семье это идет еще от бабушки и мамы. В выходные в доме должно пахнуть пирогами. По этому поводу всегда шучу, что с позиций борьбы за стройность фигуры это недопустимо, но с пирогами дом оживает, становится уютнее и добрее. Пироги я пеку самые разные. Однажды даже своеобразный рекорд поставила: по заказу гостей испекла пироги с 13 начинками! А сама люблю сдобные, дрожжевые пироги с хорошей белой рыбой, капустные кулебяки, пирожки с гречкой и печенкой, заплетенный косами ореховый пирог и, конечно, рулеты с маком, корицей.
В студенческие годы я работала поварихой в студенческих отрядах в Тюменской области. Тайга, 75 бойцов валят лес, аппетит сумасшедший... Особенно блины любили! А печь — на дровах, сковородки чугунные, без ручек. Представляете, что значит в таких условиях напечь блинов на всю «семейку»? Как жонглеры в цирке, мы с подругой Ниной Кособокиной на пяти сковородах орудовали. Тесто замешивали в
Справка «Бюджета»
Людмила Ивановна ШВЕЦОВА, заместитель Председателя Государственной думы
Родилась 24 сентября 1949 г. в городе Алма-Ате Казахской ССР. В 1973 г. окончила Харьковский авиационный институт по специальности «инженер-механик». Работала конструктором в авиационном ОКБ им. Антонова в Киеве.
С 1975 г. — на комсомольской работе: секретарь райкома ЛКСМ Украины, заведующая отделом, секретарь ЦК ЛКСМ Украины, секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации.
С 1989 г. — руководитель отдела наград Секретариата Верховного Совета СССР, руководитель аппарата съездов народных депутатов СССР.
В
В
4 декабря 2011 г. избрана депутатом Государственной думы.
С 21 декабря 2011 г. — заместитель Председателя Государственной думы.
Президент Ассоциации исследователей детского движения, вице-президент Международного женского форума. Заведующая кафедрой гендерных исследований РГГУ, кандидат политических наук.
Награждена орденами и медалями. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат Международной театральной премии имени К. С. Станиславского.