— Оксана Генриховна, в Государственной думе VI созыва вы вошли в руководство Комитета по бюджету и налогам. Большинство наших читателей — финансисты, и им интересно было бы узнать, каковы планы комитета на весеннюю сессию и, может быть, до конца 2012 года...
— Наша фракция «Справедливая Россия» будет настаивать на том, чтобы во время текущей весенней сессии комитет рассмотрел два важных, принципиальных законопроекта — о налоге на роскошь и о прогрессивной шкале налогообложения и рассмотрел их в нормальном рабочем режиме, без спешки.
— Поскольку вам близка и хорошо знакома социальная сфера, хотелось бы спросить: велики ли шансы сохранить социальную направленность федерального бюджета в 2012 и в последующие годы?
— Бюджет 2012 года не имеет социальной направленности. По сравнению с предыдущим годом в нем сокращены расходы на культуру, на фундаментальные научные исследования. Сокращены также расходы по целому ряду направлений в здравоохранении. Расходы на ЖКХ снижены в абсолютных цифрах на 42 процента от уровня 2011 года. А увеличение расходов на образование разве что покроет уровень инфляции. Заложены явно недостаточные средства для увеличения зарплат бюджетников — их планируется повысить с 1 октября на шесть процентов.
Кроме того, провальная пенсионная реформа продолжает душить федеральный бюджет. Пенсионному фонду РФ нужна постоянная финансовая поддержка из бюджета, а его деньги передаются финансовым посредникам якобы на накопления граждан. Фактически рост пенсий будет существенно ниже, чем рост заработной платы в среднем по стране. Так что бюджет-2012 не только не решает ни одной социальной задачи, но и впервые столь значительно ухудшает финансирование основных бюджетных отраслей.
— Федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов был принят в установленные сроки, но ситуация на мировых финансовых рынках далека от стабильной и последствия ее изменений неизбежно затронут экономику России. Депутаты Госдумы могут вернуться к обсуждению бюджета и внести в него коррективы?
— Бюджет на 2012 год принят, как всегда, с ошибками, и депутаты обязательно будут его пересматривать. Занижена цена на нефть, занижены доходы. Продолжает осуществляться раскрутка «пирамиды» внутреннего долга, искусственно раздут дефицит, и под него запланированы займы. При этом полученные доходы идут на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а для финансирования реальных расходов бюджета берутся займы. Ради объяснения такого неразумного и нелогичного бюджетного планирования и вбрасывается идея, что в ближайший год возможен финансово-экономический кризис. На практике это не подтверждается, экономика США и стран Евросоюза находится сейчас на подъеме.
— Есть мнение, что новая Дума может стать местом для более жарких дискуссий, чем ее предшественница, и первые заседания говорят в пользу этого мнения. Как в связи с этим выглядит повседневная работа Комитета по бюджету и налогам?
— В Государственной думе текущего созыва работает очень сильная и очень дисциплинированная команда «Справедливой России». Это касается и Комитета по бюджету и налогам. Но когда подкомитеты предлагают какие-то знаковые, серьезные решения, внесенные нашей фракцией, тут же созываются для голосования члены «Единой России», чтобы заблокировать их принятие. В каждом комитете и подкомитете большинство мест у «Единой России», и аргументы бесполезны, все решается численностью.
— А как реагирует федеральная исполнительная власть на возросшую активность парламентариев? Ожидаете ли вы конструктивного взаимодействия с Правительством России после выборов Президента РФ?
— Как отреагирует федеральная исполнительная власть, мы увидим в ближайшее время. Пока она своих позиций не меняет даже по очевидным вопросам. Практически по всем законодательным инициативам оппозиции правительство как давало отрицательные заключения, так и продолжает давать — даже в тех случаях, когда премьер-министр уже обозначил свое мнение и высказался в их поддержку. Например, наш законопроект о налоге на роскошь был провален при первом чтении в Государственной думе два года назад. Еще более долгим было противостояние вокруг закона о строительных сберегательных кассах — более семи лет. Этот проект тоже неоднократно отклонялся «Единой Россией». Теперь те же самые вопросы в своих программных статьях поднимает председатель правительства...
Что же касается партии власти, то даже несмотря на то, что у нее уже нет конституционного большинства, она располагает списочным большинством. И с мнением оппозиции «Единая Россия» не считается, хотя проводимую в последние годы политику не одобряет большинство россиян. Народ ждет перемен, новых законодательных и политических инициатив.
— Вы — известный публичный человек, политик, почти все ваше время занимает профессиональная и общественная деятельность. А какова Оксана Генриховна Дмитриева дома, в семье она тоже лидер?
— Мой муж Иван Грачев — депутат Государственной думы, профессиональный политик, сильный лидер, поэтому у нас в семье классическая демократия и полный плюрализм мнений. Наш сын Митя тоже имеет свое собственное мнение, которое мы стараемся уважать, а моя мама за годы моей работы в сфере политики и за время многочисленных предвыборных кампаний стала профессиональным политтехнологом со своей собственной точкой зрения. Так что дома у нас демократия и многопартийность.
— Этот номер журнала «Бюджет» выходит в марте, когда в нашей стране принято поздравлять всех женщин с их общим праздником. Женщина в российской политике по-прежнему остается дополнением к сплоченному мужскому большинству? Или сильный пол готов немного потесниться?
— Нет, сильный пол тесниться не намерен. Он хочет получать все привычные дивиденды от нахождения у власти. Но самая большая угроза не в гендерных разногласиях, а в том, что партия власти стремится сохранить как свою монополию по числу мандатов, так и монополию в каждом комитете Госдумы, по каждому вопросу и на каждом заседании. «Единая Россия», к сожалению, блокирует решение тех вопросов, которые давно назрели, за решение которых проголосовало общество.
Справка «Бюджета»
Оксана Генриховна ДМИТРИЕВА, депутат Государственной думы
Родилась 3 апреля 1958 г. в Ленинграде. В 1980 г. окончила факультет экономической кибернетики Ленинградского финансово-экономического института, экономист-математик. После окончания института работала в Проблемной лаборатории региональных экономических исследований. В 1991 г. организовала и возглавила Проблемную лабораторию региональной диагностики, сейчас является ее научным руководителем.
В
В мае — сентябре 1998 г. — министр труда и социального развития РФ.
В
В
В
В
4 декабря 2011 г. избрана депутатом Государственной думы VI созыва.
Доктор экономических наук, профессор. Автор четырех монографий и более 70 научных работ.