Государство№3 Март 2012 — 16 апреля 2012

Стандартизация операций в государственном секторе

Версия для печати 3548 Материалы по теме
Стандартизация операций  в государственном секторе

мельникова
Инна Владимировна МЕЛЬНИКОВА, директор Центра компетенции компании ОТР

Современная система управления государственными финансами предъявляет новые требования не только к достоверности и оперативности проведения и учета финансово-хозяйственных операций публично-правовых образований, но и к содержанию и взаимосвязям различных информационных систем, используемых всеми участниками бюджетного процесса. Вследствие чего использование информационных технологий — это прежде всего возможность четкой формализации процессов, а также разработки единых правил обмена, хранения и использования информации, общей для разных участников в рамках единого процесса. Данное требование актуально не только для крупных, территориально распределенных органов исполнительной власти, функциональная деятельность которых предполагает информационное взаимодействие как внутри ведомства, так и с другими участниками бюджетного процесса, но и для государственных систем в целом.

Компания ОТР, имея с 2005 года опыт сопровождения и модернизации автоматизированных систем в Федеральном казначействе, в качестве разработчика участвовала в анализе нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих деятельность Федерального казначейства и устанавливающих порядок выполнения функциональных процессов. В ходе анализа выявлялась возможность реализации новых или измененных требований в прикладном программном обеспечении (ППО). За эти шесть лет нами было проанализировано более 100 НПА, потребовавших доработки сопровождаемого ППО. Было реализовано несколько крупномасштабных проектов, таких как:

  • автоматизация процесса кассового обслуживания региональных и местных бюджетов в органах Федерального казначейства;
  • кардинальная доработка программных продуктов в связи с изменениями положений Бюджетного кодекса, вступившими в силу в 2009 году согласно Федеральному закону № 63-ФЗ;
  • реализация требований по кассовому обслуживанию автономных и бюджетных учреждений согласно Федеральному закону № 83-ФЗ.

Помимо доработки ППО компания разработала требования к составу и форматам электронных сообщений, используемых при взаимодействии Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.

Автоматизация новых требований НПА

При выполнении работ по автоматизации новых требований НПА и разработке форматов электронного взаимодействия мы столкнулись с необходимостью в унификации и стандартизации выполнения одних и тех же процедур автоматизируемых функций, регламентируемых разными НПА. Кроме того, остро встал вопрос синхронизации процессов, являющихся сквозными для операций сектора государственного управления и затрагивающих не только Федеральное казначейство, но и других участников. В настоящей статье мы хотели бы поделиться собственным опытом по решению указанных проблем, поскольку он может быть полезен при автоматизации любой сферы деятельности, предполагающей процессную организацию.

Первое, с чего мы начали, — это последовательная стандартизация и уни­фикация форматов взаимодействия, установление общих правил по формированию структуры электронных документов и используемых типов данных, общих требований к типовым разделам электронных документов вне зависимости от того, в каком технологическом процессе они используются. Второе — разработка (согласно приказу Федерального казначейства от 11 октября 2006 г. № 206 «О разработке и использовании технорабочей документации в составе прикладного программного обеспечения») и внедрение в органах Федерального казначейства технологических регламентов процессов функциональной деятельности, в которых при описании каждого процесса были учтены положения всех НПА, тем или иным образом влияющих на выполнение конкретной операции в ППО. Третье — оптимизация изменений НПА, регламентирующих процессы функциональной деятельности. Стандартный цикл реализации требований НПА заключается в первоначальной разработке нового НПА или внесении изменений в действующий НПА, и только потом определяются необходимые изменения технологического процесса.

Совершенствование функциональных процессов и оптимизация бюджетных расходов возможны только при согласованности изменений НПА, технологического процесса и ППО и требует изменения последовательности мероприятий. Вначале следует оценить влияние вносимых в НПА изменений на весь технологический процесс, выявить всех участников процесса, а также перечень «смежных» НПА, требующих внесения аналогичных корректировок. Кроме того, важно выбрать наиболее оптимальный вариант изменения технологического процесса. И только после комплексного анализа результатов изменений целостного технологического процесса можно определить наиболее оптимальный вариант изменений отдельного или пакета НПА.

Для решения этих задач предлагается использовать методологию моделирования изменений НПА и соответствующие инструменты моделирования (см. рисунок). При этом важно не просто промоделировать изменения технологического процесса, но также оценить и рассчитать влияние вносимых изменений на стоимость выполнения операций как в финансовом, так и в натуральном выражении.

Разработка единого языка общения

Четвертое, к чему мы пришли после этапа стандартизации форматов электронного взаимодействия и моделирования изменений НПА и технологических процессов, — это необходимость согласования функциональных процессов всех участников в едином информационном пространстве. Для решения данной задачи важно обеспечить принцип единства применяемой терминологии всеми участниками. Таким образом, следующий этап — разработка единого языка общения — онтологии. В данном контексте под онтологией мы понимаем спецификацию предметной области, которая включает в себя словарь терминов (понятий) предметной области и множество связей между ними, которые описывают, как эти термины соотносятся между собой.

Для управления разработкой сопровождаемого ППО нами уже проведены работы по созданию онтологии — единой модели предметной области, относящейся к управлению государственными финансами, содержащей информацию об электронных документах (формулярах) и их атрибутах. При создании модели используются:

  • реестр базовых понятий — возможных к использованию типов данных, например числовое значение, символьное значение установленной длины, дата;
  • реестр прикладных понятий — перечень типовых полей, используемых в электронных документах (формулярах), например наименование, код, лицевой счет;
  • реестр сущностей — перечень понятий, используемых при описании электронных документов (формуляров), например ОКАТО, содержащий в качестве атрибутов цифровое значение кода и его текстовое наименование.

рис 1
Кроме того, нами успешно применяется инструмент, с помощью которого при соблюдении правил ведения онтологии данные об электронном документе (формуляре) преобразуются в формат обмена между информационными системами в виде XSD, установленные печатные формы, схемы электронных подписей.

Данный подход может использоваться и при создании экземпляров электронных документов, участвующих в информационном взаимодействии между системами. В связи с этим ОТР прорабатывает вопрос применения онтологии при формировании требований к составу и форматам электронных сообщений, используемых при взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями. Для комплексной автоматизации, снижения стоимости разработки и развития информационных систем целесообразно утверждение онтологии уже на уровне НПА, что обеспечило бы не только переход от бумажного учета к электронному, но и использование единого словарного запаса как методологами бюджетного процесса, так и разработчиками программных продуктов.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее развитие государственных информационных систем сегодня невозможно без стандартизации и унификации процессов, использования общемировых стандартов, устанавливающих правило «говорить на одном языке» для государства, учреждений, граждан и коммерческих организаций.

Поделиться