— Елена Борисовна, какие формы финансовой поддержки АПК применяются государством в настоящее время?
— В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства поддержка агропромышленного комплекса прежде всего осуществляется в форме предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на условиях софинансирования. В соответствии с постановлениями Правительства РФ, регламентирующими предоставление сельхозтоваропроизводителям субсидий, уровень софинансирования субъекта устанавливается не ниже 5 и не выше 95 процентов в зависимости от вида субсидии и уровня бюджетной обеспеченности региона. Субсидии выделяются на поддержку племенного животноводства, приобретение средств химизации, поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам, а также на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства.
В федеральном бюджете в 2012 году предусмотрены средства в объеме 136,1 миллиарда рублей. При этом большая часть финансирования — 122,6 миллиарда рублей будет направлена на цели государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села. По сравнению с 2011 годом объемы господдержки увеличены на 13,2 миллиарда рублей. Так, в 2012 году на 1 миллиард рублей увеличен лимит по страхованию, на 0,6 миллиарда — лимит средств на поддержку закладки многолетних соглашений, на 0,5 миллиарда — на поддержку завоза семян в районы Крайнего Севера. Кроме того, на 6,8 миллиарда рублей увеличена компенсация затрат по инвестиционным кредитам и почти на 1 миллиард — компенсация затрат по кредитам для малых форм хозяйствования.
В 2012 году на экономически значимые региональные программы субъектов выделено 12,9 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на финансирование как существующих направлений, так и на поддержку, создание и реконструкцию мелиоративных систем, а также на производство свинины. Кроме того, по поручению Председателя Правительства РФ В. В. Путина выделены 2 миллиарда рублей на программу «Начинающий фермер», 1,5 миллиарда — на развитие семейных ферм, 1,4 миллиарда — на оформление в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков.
Еще одно важное направление — Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», которая включает мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий граждан, проживающих в сельской местности. Общий объем финансирования в 2012 году предлагается увеличить с 7,7 до 10,2 миллиарда рублей. Отдельного рассмотрения заслуживает Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв». В ее рамках в субъектах РФ проводятся агрохимические мероприятия по поддержанию почвенного плодородия. Общий объем финансирования в 2012 году составит 10,8 миллиарда рублей.
— Могут ли произойти существенные изменения в финансировании АПК в связи с вступлением России в ВТО?
— Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет. Как результат, согласованные условия для АПК — одни из лучших, на которых государства когда-либо становились членами этой международной организации. Присоединение России к ВТО не скажется на реализации мероприятий новой госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, и на выполнении показателей Доктрины продовольственной безопасности.
Во-первых, у России существует возможность увеличения объемов государственной поддержки до 9 миллиардов долларов. Это почти в 1,5 раза больше, чем запланировано на 2012 год — 5,6 миллиарда долларов, или 170 миллиардов рублей. Во-вторых, в рамках реализации госпрограммы необходимо структурировать господдержку «по корзинам». 9 миллиардов долларов — возможный объем поддержки в рамках «желтой корзины», оказывающей искажающее влияние на торговлю. При этом по «зеленой корзине» ограничений нет — это строительство жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидирование научных исследований, образование, переподготовка кадров, развитие мелиорации. Также очень важно, что по условиям присоединения к ВТО Россия сохраняет возможность квотирования импортных поставок мяса птицы, свинины, КРС. При этом принято решение о выделении дополнительно 6 миллиардов рублей ежегодно в течение трех лет на поддержку глубокой переработки свинины.
Отмечу, что совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Министерством сельского хозяйства разработан комплекс дополнительных мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, подготовлены предложения по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление льготы по налогу на прибыль, а также льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года. Будет усилено таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, необходимо внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а это означает, что выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям. Уверена, что позитивная динамика в отрасли будет сохранена, а ВТО станет дополнительным импульсом для прихода в отрасль новых стратегических инвесторов и наращивания объемов экспорта отечественной сельхозпродукции.
— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы отрасли и возможные пути их решения?
— Среди ключевых вопросов, которые стоят перед российским АПК, я бы выделила проблемы инфраструктуры, логистики агропродовольственного рынка, а также вопрос равного доступа продукции российских сельхозпроизводителей в систему розничной торговли. Подчеркну, что их решение нашло отражение уже в рамках действующей госпрограммы до 2012 года, а также в новой госпрограмме до 2020 года.
Если говорить об инфраструктуре, то Минсельхозом России утверждена и выполняется соответствующая целевая программа. Она включает поддержку модернизации и строительства инфраструктуры через субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на срок до восьми лет. Приоритетное внимание уделено развитию инфраструктуры и транспортной логистики зернового рынка — в частности, строительству и реконструкции элеваторов, морских зерновых терминалов, развитию речных перевозок зерна, расширению парка вагонов для перевозки. Программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации двух морских экспортных терминалов, строительству и реконструкции десяти узловых и линейных элеваторов, строительству пяти речных зерновых терминалов для развития перевозки зерна по внутренним водным путям, а также увеличение парка вагонов-зерновозов на одну тысячу единиц.
Кроме того, учитывая высокий урожай зерна в прошлом году, приняты оперативные меры для обеспечения перевозок всего предлагаемого к отправке зерна. Наше министерство вместе с Минтрансом России, ОАО «РЖД», организациями-перевозчиками, морскими терминалами в рамках совместной рабочей группы постоянно осуществляет мониторинг ситуации с перевозками и разрабатывает прогнозы по отгрузкам зерна и потребностям в железнодорожных вагонах. Такие прогнозы будут составляться на каждый очередной сезон.
В контексте работы по обеспечению равного доступа продукции отечественных сельхозпроизводителей в розничные сети Министерство сельского хозяйства РФ тесно взаимодействует с ФАС России, Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и другими отраслевыми союзами. Есть первые конкретные результаты. В целом ряде крупных торговых центров России созданы и успешно функционируют фермерские столы, где потребитель имеет возможность приобрести отечественную сельхозпродукцию, поступающую в магазин без посредников. В некоторых регионах розничными сетями на регулярной основе проводятся закупочные сессии фермерской продукции. Например, совсем недавно подобные сессии прошли в Алтайском крае, Башкортостане. Считаю целесообразным активно внедрять подобную практику повсеместно.
Еще одним направлением для обеспечения сбыта производимой продукции является развитие товаропроводящей инфраструктуры, включая создание системы оптовых распределительных центров. Так, в Астраханской области утверждена целевая программа по созданию оптовых распределительных центров. Ее цель — формирование комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации сельхозпродукции. В рамках программы в регионе планируется создать десять подобных центров, увеличить объемы продукции, реализуемой через центры, до 200 тысяч тонн, а объемы, закладываемые на хранение, — до 100 тысяч тонн.