25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5168 Материалы по теме
Закредитованный АПК

Панков
Закредитованность — одна из самых наболевших проблем села, сегодня она составляет около 1,5 трлн руб. Из-за финансового кризиса и засух были отсрочены долги фермерам и сельскохозяйственным организациям. Но государство продолжает выплачивать по ним значительные средства в виде субсидирования процентных ставок по кредитам. В Комитете Госдумы по аграрным вопросам считают, что целесообразно проработать механизм списания хотя бы невозвратной части задолженности, которая образовалась из-за последствий засухи, и решить вопрос с задолженностью перед бюджетами всех уровней. Николай Васильевич ПАНКОВ, председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам

Для эффективного проведения весеннего сева, по информации Минсельхоза России, требуется 224 млрд руб. Из общей потребности в финансовых средствах на посевную кампанию потребность в кредитных ресурсах составляет 141,6 млрд руб. На данный момент банки располагают необходимыми финансами в полном объеме.

Есть ли возможность побудить банковский сектор экономики к более активной финансовой поддержке АПК? Надо учитывать, что получение кредита достигается при наличии двух условий: у банка есть свободные средства, а у клиента имеется имущество для залога и реальная финансовая устойчивость. Последствия финансового кризиса 2009 года банкам в основном удалось преодолеть. У сельхозтоваропроизводителей дела обстоят не так блестяще. Засухи 2009 года в 16 регионах и 2010 года в 43 регионах не позволили им получить запланированные прибыли. Пришлось государству возмещать убытки и пролонгировать возврат кредитов, а банковской системе это, естественно, не нравится.

Ссудная задолженность предприятий АПК за 2011 год возросла с 1,1 трлн до почти 1,6 трлн руб. В то же время только в 2011 году было выдано новых кредитных ресурсов в объеме 1,5 трлн руб. и одновременно погашены кредиты на сумму 563 млрд руб. В текущем 2012 году сельхозтоваропроизводители еженедельно оформляют новые кредиты на сумму 15–20 млрд руб. Таким образом, финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей в целом позволяет обеспечивать постоянный инвестиционный процесс в отрасли. Должен отметить, что до 97 % кредитов селяне получают всего в пяти банках. Так, Россельхозбанком выдано кредитов на сумму 713 млрд руб., Сбербанком России — 659 млрд руб., Внешэкономбанком — 81 млрд руб., Газпромбанком — 65 млрд руб. и Внешторгбанком — 56 млрд руб.

Трудовые ресурсы

Сегодня государство стимулирует вложение частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, но в АПК необходимо привлекать трудовые ресурсы. В сельскохозяйственных организациях работают более 420 тыс. руководителей и специалистов среднего звена, среди которых только 35 % имеют высшее образование, 52 % — среднее профессиональное и 13 % не имеют профессионального образования. Необходим приток молодых специалистов с высшим образованием и закрепление их в аграрном секторе экономики. Одним из вариантов решения этого вопроса могло бы стать создание на базе высших учебных заведений Минсельхоза России методических центров по взаимодействию с муниципальными аграрными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Одним из основных направлений государственной поддержки в соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства является повышение доступности кредитов путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2011 году на эти цели было израсходовано 70 млрд руб. Данный механизм поддержки позволяет привлекать частных инвесторов в отрасль и вводить новые мощности для роста производства продукции сельского хозяйства, а также способствует наращиванию темпов обновления машинно-тракторного парка.

Одновременно с этим сельхозтоваропроизводители, у которых финансовое состояние ухудшилось, могут воспользоваться еще одним видом государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Он устанавливает порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью улучшения их финансового состояния и снятия с них бремени кредиторской задолженности. Реструктуризация долгов предусматривает предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и долговременную отсрочку сумм пеней и штрафов.

Предложения Комитета по аграрным вопросам

Вместе с тем Комитет по аграрным вопросам, понимая всю сложность ситуации с кредитованием села, обратился в Правительство России с предложением проработать вопрос о возможности списания части долгов и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей. Мы предлагаем:

1 продлить до 2020 года действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей;

2 продлить льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020 года;

3 освободить фермеров от налога на доходы физических лиц, получаемые в виде субсидий на развитие своего хозяйства;

4 сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут получены после 1 января 2013 года, на уровне (80 и 100 %) ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

5 продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет;

6 компенсировать за счет государства часть ссудной задолженности по кредитам, включая:

пролонгированные кредиты, выданные предприятиям растениеводства для ликвидации последствий аномальных природных явлений последних лет, убытки от которых не были покрыты за счет агрострахования;

субсидированные кредиты, выданные на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (свиноводческих, птицеводческих, КРС), на приобретение для них племенного материала, техники и оборудования;

инвестиционные кредиты, направленные на развитие социально-инженерной, транспортной и иной инфраструктуры сельских территорий, а также логистических центров и других объектов по обеспечению качества сельхозпродукции, ее сертификации и биобезопасности.

Стоимость кредитов

Еще одна проблема — высокие ставки по кредитам. Россельхозбанк и Сбербанк дают кредит под 10,75 %, еще 0,8 % составляет комиссия на открытую кредитную линию плюс процент на обслуживание кредита. В результате набегает 12,05 %, и это минимальная ставка. На практике взять кредит по ставке ниже 14 % крестьянину зачастую не удается. Нужно думать о длинных недорогих кредитах на 15–20 лет.

Вообще на рынке предоставления кредитных услуг сегодня налицо казус. Россельхозбанк и Сбербанк — банки с государственной долей в уставном капитале берут комиссию более 1 %, в то время как комиссия коммерческих банков составляет 0,5 %. Не может размер комиссии государственного банка быть выше комиссии банка коммерческого, это неправильно.

Проводимая сегодня государством аграрная политика создает условия для развития сельского хозяйства и повышает его инвестиционную привлекательность. Уверен, что при разработке мер, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО, голос депутатов Госдумы — членов аграрного комитета будет услышан.

Законотворческая деятельность

План работы Комитета по аграрным вопросам очень плотный. С начала года состоялось уже два расширенных заседания комитета. В январе депутаты заслушали информацию министра сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник об основных параметрах проекта Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы и о подготовке АПК к работе в условиях вступления в ВТО. В начале февраля с информацией о проблемах и перспективах развития агролизинга выступил генеральный директор ОАО «Росагролизинг» В. Л. Назаров. Кроме того, рассмотрен ряд законопроектов, направленных на поддержку сельского хозяйства.

Например, положительные рекомендации комитет дал законопроекту «О внесении изменений в Закон РФ „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“». Потребкооперация нередко становится объектом поглощений. Руководители обществ доводят до пайщиков ложную информацию о планах развития, стоимости активов и распродают имущество по бросовым ценам. Очевидно, что система потребкооперации нуждается в защите. Данный законопроект ставит задачу усилить контроль за сохранностью кооперативной собственности и соблюдением прав пайщиков.

В феврале Госдума приняла во втором и третьем чтениях изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который теперь не будет устанавливать сроки действия госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В настоящее время он находится на подписи у Президента РФ. Ранее в законе действовала норма, которая устанавливала срок программы — пять лет. Это сковывало действия законоприменителей, в том числе и на уровне Правительства РФ. Внесенные изменения позволят принимать подзаконные акты, не противоречащие закону.

В целом для эффективного развития АПК надо повышать производительность труда, увеличивать урожайность, но без науки и новых технологий это невозможно. Поэтому важно ускорить принятие Федерального закона «О семеноводстве», который позволит решить многие наболевшие вопросы в плане обеспечения АПК в достаточном количестве качественными семенами сельскохозяйственных культур.

Было много споров при принятии Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Но торговые сети нашли в законодательстве слабые места и опять начали ущемлять права сельхозтоваропроизводителей. Нужно срочно вносить поправки в этот закон в части установления дополнительных защитных мер для сельхозтоваропроизводителей. Необходимо также ускорить проработку механизма замены устаревшей сельскохозяйственной техники на новую по аналогии с заменой старых легковых автомобилей.

Засухи и пожары показали, что сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий. Поэтому недопустимо затягивать сроки разработки и принятия целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель на период до 2020 года». Тем более что расходы на мелиорацию по правилам ВТО относятся к «зеленой корзине» и их размер не ограничивается.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно