Для эффективного проведения весеннего сева, по информации Минсельхоза России, требуется 224 млрд руб. Из общей потребности в финансовых средствах на посевную кампанию потребность в кредитных ресурсах составляет 141,6 млрд руб. На данный момент банки располагают необходимыми финансами в полном объеме.
Есть ли возможность побудить банковский сектор экономики к более активной финансовой поддержке АПК? Надо учитывать, что получение кредита достигается при наличии двух условий: у банка есть свободные средства, а у клиента имеется имущество для залога и реальная финансовая устойчивость. Последствия финансового кризиса 2009 года банкам в основном удалось преодолеть. У сельхозтоваропроизводителей дела обстоят не так блестяще. Засухи 2009 года в 16 регионах и 2010 года в 43 регионах не позволили им получить запланированные прибыли. Пришлось государству возмещать убытки и пролонгировать возврат кредитов, а банковской системе это, естественно, не нравится.
Ссудная задолженность предприятий АПК за 2011 год возросла с 1,1 трлн до почти 1,6 трлн руб. В то же время только в 2011 году было выдано новых кредитных ресурсов в объеме 1,5 трлн руб. и одновременно погашены кредиты на сумму 563 млрд руб. В текущем 2012 году сельхозтоваропроизводители еженедельно оформляют новые кредиты на сумму
Трудовые ресурсы
Сегодня государство стимулирует вложение частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, но в АПК необходимо привлекать трудовые ресурсы. В сельскохозяйственных организациях работают более 420 тыс. руководителей и специалистов среднего звена, среди которых только 35 % имеют высшее образование, 52 % — среднее профессиональное и 13 % не имеют профессионального образования. Необходим приток молодых специалистов с высшим образованием и закрепление их в аграрном секторе экономики. Одним из вариантов решения этого вопроса могло бы стать создание на базе высших учебных заведений Минсельхоза России методических центров по взаимодействию с муниципальными аграрными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Одним из основных направлений государственной поддержки в соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства является повышение доступности кредитов путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2011 году на эти цели было израсходовано 70 млрд руб. Данный механизм поддержки позволяет привлекать частных инвесторов в отрасль и вводить новые мощности для роста производства продукции сельского хозяйства, а также способствует наращиванию темпов обновления машинно-тракторного парка.
Одновременно с этим сельхозтоваропроизводители, у которых финансовое состояние ухудшилось, могут воспользоваться еще одним видом государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Он устанавливает порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью улучшения их финансового состояния и снятия с них бремени кредиторской задолженности. Реструктуризация долгов предусматривает предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и долговременную отсрочку сумм пеней и штрафов.
Предложения Комитета по аграрным вопросам
Вместе с тем Комитет по аграрным вопросам, понимая всю сложность ситуации с кредитованием села, обратился в Правительство России с предложением проработать вопрос о возможности списания части долгов и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей. Мы предлагаем:
1 продлить до 2020 года действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей;
2 продлить льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020 года;
3 освободить фермеров от налога на доходы физических лиц, получаемые в виде субсидий на развитие своего хозяйства;
4 сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут получены после 1 января 2013 года, на уровне (80 и 100 %) ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
5 продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет;
6 компенсировать за счет государства часть ссудной задолженности по кредитам, включая:
пролонгированные кредиты, выданные предприятиям растениеводства для ликвидации последствий аномальных природных явлений последних лет, убытки от которых не были покрыты за счет агрострахования;
субсидированные кредиты, выданные на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (свиноводческих, птицеводческих, КРС), на приобретение для них племенного материала, техники и оборудования;
инвестиционные кредиты, направленные на развитие социально-инженерной, транспортной и иной инфраструктуры сельских территорий, а также логистических центров и других объектов по обеспечению качества сельхозпродукции, ее сертификации и биобезопасности.
Стоимость кредитов
Еще одна проблема — высокие ставки по кредитам. Россельхозбанк и Сбербанк дают кредит под 10,75 %, еще 0,8 % составляет комиссия на открытую кредитную линию плюс процент на обслуживание кредита. В результате набегает 12,05 %, и это минимальная ставка. На практике взять кредит по ставке ниже 14 % крестьянину зачастую не удается. Нужно думать о длинных недорогих кредитах на
Вообще на рынке предоставления кредитных услуг сегодня налицо казус. Россельхозбанк и Сбербанк — банки с государственной долей в уставном капитале берут комиссию более 1 %, в то время как комиссия коммерческих банков составляет 0,5 %. Не может размер комиссии государственного банка быть выше комиссии банка коммерческого, это неправильно.
Проводимая сегодня государством аграрная политика создает условия для развития сельского хозяйства и повышает его инвестиционную привлекательность. Уверен, что при разработке мер, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО, голос депутатов Госдумы — членов аграрного комитета будет услышан.
Законотворческая деятельность
План работы Комитета по аграрным вопросам очень плотный. С начала года состоялось уже два расширенных заседания комитета. В январе депутаты заслушали информацию министра сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник об основных параметрах проекта Государственной программы развития сельского хозяйства на
2013–2020 годы и о подготовке АПК к работе в условиях вступления в ВТО. В начале февраля с информацией о проблемах и перспективах развития агролизинга выступил генеральный директор ОАО «Росагролизинг» В. Л. Назаров. Кроме того, рассмотрен ряд законопроектов, направленных на поддержку сельского хозяйства.Например, положительные рекомендации комитет дал законопроекту «О внесении изменений в Закон РФ „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“». Потребкооперация нередко становится объектом поглощений. Руководители обществ доводят до пайщиков ложную информацию о планах развития, стоимости активов и распродают имущество по бросовым ценам. Очевидно, что система потребкооперации нуждается в защите. Данный законопроект ставит задачу усилить контроль за сохранностью кооперативной собственности и соблюдением прав пайщиков.
В феврале Госдума приняла во втором и третьем чтениях изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который теперь не будет устанавливать сроки действия госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В настоящее время он находится на подписи у Президента РФ. Ранее в законе действовала норма, которая устанавливала срок программы — пять лет. Это сковывало действия законоприменителей, в том числе и на уровне Правительства РФ. Внесенные изменения позволят принимать подзаконные акты, не противоречащие закону.
В целом для эффективного развития АПК надо повышать производительность труда, увеличивать урожайность, но без науки и новых технологий это невозможно. Поэтому важно ускорить принятие Федерального закона «О семеноводстве», который позволит решить многие наболевшие вопросы в плане обеспечения АПК в достаточном количестве качественными семенами сельскохозяйственных культур.
Было много споров при принятии Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Но торговые сети нашли в законодательстве слабые места и опять начали ущемлять права сельхозтоваропроизводителей. Нужно срочно вносить поправки в этот закон в части установления дополнительных защитных мер для сельхозтоваропроизводителей. Необходимо также ускорить проработку механизма замены устаревшей сельскохозяйственной техники на новую по аналогии с заменой старых легковых автомобилей.
Засухи и пожары показали, что сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий. Поэтому недопустимо затягивать сроки разработки и принятия целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель на период до 2020 года». Тем более что расходы на мелиорацию по правилам ВТО относятся к «зеленой корзине» и их размер не ограничивается.