Версия для печати 6388 Материалы по теме
«Вступление России в ВТО будет определять динамику развития АПК»

Александр Николаевич ЛУКЬЯНОВ, заместитель губернатора Алтайского края, курирующий АПК региона

Формы государственной поддержки АПК

Обеспечение уровня государственной поддержки, необходимого для ускоренного развития сельского хозяйства, является одним из приоритетов аграрной политики края. При решении данной задачи администрация края использует все возможные механизмы и инструменты для привлечения дополнительных средств как регионального, так и федерального бюджета. В регионе действует ведомственная целевая программа по развитию сельского хозяйства, в рамках которой обеспечивается софинансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства, а также ряд программ по поддержке приоритетных направлений развития отрасли.

Основной формой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей являются субсидии, которые предоставляются из федерального и краевого бюджетов по всем направлениям, предусмотренным госпрограммой. Дополнительными направлениями субсидирования за счет средств краевого бюджета являются техническое перевооружение, мелиорация, развитие пчеловодства, свеклосахарного производства, сельскохозяйственной потребительской кооперации, сельского туризма, стимулирование трудовой деятельности в АПК, подготовка и повышение квалификации кадров. В отрасль ежегодно направляется около 4 млрд руб., в том числе из краевого бюджета не менее 1 млрд руб. В прошедшем году сельскохозяйственным товаропроизводителям края было перечислено более 5 млрд руб. субсидий.

Особое внимание уделяется реализации комплекса мер по стимулированию инвестиционной активности в отрасли. Наиболее значимые для региона и сельских территорий проекты осуществляются в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с заключаемыми между администрацией края и инвесторами соглашениями о совместной социально-экономической и инвестиционной деятельности. Это позволяет оперативно решать вопросы, касающиеся выделения земельных участков, технологического подключения строительных площадок к линиям электропередачи, газовым сетям, увеличения энергетических мощностей, необходимых для устойчивого функционирования производств, и минимизировать сроки строительства крупных объектов.

Созданная в Алтайском крае законодательная база предлагает различные формы и действенные инструменты по поддержке инвестиционных проектов:

  • субсидирование процентных ста­вок по кредитам;
  • направление средств краевого бюджета на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных объектов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии региона;
  • передача в залог имущества казны края для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • возмещение затрат на уплату налога на имущество, введенного в эксплуатацию в рамках реализации проекта, и др.

Комплексное использование всех возможных форм господдержки по наиболее значимым в отрасли проектам законодательно закреплено в краевой программе «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае» на 2011–2013 годы. В ходе реализации программы в 2011 году введено 69,7 тыс. постановочных мест, в том числе более 40 тыс. постановочных мест в молочном и мясном скотоводстве, создано 555 новых рабочих мест.

Указанные выше формы государственной поддержки применяются и в отношении инвестиционных проектов по развитию пищевой и перерабатывающей отрасли, благодаря чему в 2011 году в крае введен в эксплуатацию завод по переработке масличных семян мощностью 165 тыс. тонн, после реконструкции запущен Бийский сахарный завод по переработке на первом этапе 150–170 тыс. тонн сахарной свеклы.

Край занимает активную позицию в реализации инициатив по поддержке аграрного сектора АПК, предлагаемых Правительством РФ. В текущем году для придания дополнительного импульса развитию предпринимательства на селе в крае реализуются новые направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК:

  • развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • поддержка начинающих фермеров;
  • субсидирование расходов на оформление земли в собственность.

Развитие отрасли

Важнейшим фактором, который будет определять динамику развития отрасли на предстоящие годы, является присоединение России к ВТО. Это событие выводит агропромышленный комплекс на новый этап развития и прежде всего обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, снижение ресурсоемкости производства и в результате — повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.

В настоящее время наиболее актуальным вопросом является необходимость проведения анализа и оценки применяемых мер государственной поддержки АПК в целях снижения возможных рисков в условиях членства в ВТО. Многие требования ВТО уже учтены при разработке проекта Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года. Для участия в реализации ее новых направлений, содействующих дальнейшему инновационному развитию и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, в крае утверждены ведомственные целевые программы по поддержке развития мелиорации сельскохозяйственных земель, промышленного свиноводства и молочной промышленности.

Вместе с тем необходимо изучить возможности применения такой меры поддержки, как программы регионального развития, которые не связываются обязательствами по сокращению в условиях членства в ВТО. При этом важно учесть территориальную отдаленность и различные природно-климатические условия сельскохозяйственного производства в регионах России и обеспечить равные конкурентные условия производства и реализации продукции, в том числе равные возможности по выходу на международные рынки. Для Алтайского края, который вывозит значительную часть произведенной продукции, решение данного вопроса имеет особую значимость.

С учетом высокой инвестиционной составляющей в структуре себестоимости продукции отечественного животноводства наши производители пока не в полной мере готовы конкурировать на открытом рынке без соответствующей поддержки. Считаем необходимым обеспечить в рамках государственной программы субсидирование 1 литра молока, а также предусмотреть субсидирование части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота; увеличение сроков предоставления долгосрочных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов в молочном скотоводстве до 15–20 лет со 100-процентной компенсацией ставки рефинансирования Центробанка России.

Важно структурировать господдержку по «корзинам» ВТО и усилить направления «зеленой корзины», к которым отнесены поддержка научных исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, а также развитие инфраструктуры в части расходов на оборудование и капитальное строительство, включая электроснабжение, дороги, водоснабжение, мелиорацию, развитие несельскохозяйственных видов деятельности. Для Алтайского края усиление поддержки развития социальной инфраструктуры села особенно важно, поскольку в сельской местности проживает почти половина населения (1,2 млн человек).

В целях смягчения последствий либерализации сельскохозяйственной торговли важно совершенствовать таможенное администрирование, применение санитарных и фитосанитарных мер защиты. Немаловажным фактором финансово-экономической поддержки аграрного сектора является обеспечение ГСМ по льготным ценам. Данную практику важно сохранить и в будущем содействовать усилению интеграции интересов участников АПК.

Реализация указанных мер обеспечит устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции и позволит решить не только основные задачи доктрины продовольственной безопасности, но и реализовать стратегические цели комплексного инновационного развития сельских территорий регионов России.

Поделиться