Экономика№3 Март 2012 — 12 марта 2012

Женщины в политике — индикатор экономического благополучия

Версия для печати 7146 Материалы по теме
Женщины в политике — индикатор экономического благополучия

Атюкова
Развитие страны невозможно без благоприятного инвестиционного климата. Значительная роль в этом вопросе возлагается на созданный в прошлом году институт инвестиционных уполномоченных. О своей работе нам рассказала инвестиционный уполномоченный по Центральному федеральному округу Ольга Кузьминична АТЮКОВА.

— Ольга Кузьминична, институт инвестиционных уполномоченных был создан, чтобы помогать предпринимателям преодолеть административные барьеры. Принято считать, что в России они всегда были чрезмерно высоки. Насколько справедливо такое мнение?

— Высокие административные барьеры — это не просто мнение людей, а подтвержденная цифрами печальная реальность. Сегодня Россия, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 120-е место в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса. Безусловно, административные барьеры здесь играют первостепенную роль. Так, например, по получению разрешений на строительство мы на 178-м месте из 183 стран.

Административные барьеры являются не просто препятствием на пути развития бизнеса, но и создают другую государственную проблему, так как обычной реакцией на них является уход в теневую экономику с целью снижения трансакционных издержек и «бюрократических рисков». В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, предоставляемые государственным сектором, снижаются поступления в бюджетную систему.

В развитых странах к настоящему времени сложилась эффективная система мер, направленных на минимизацию ущерба от административных барьеров посредством как институциональных, так и правовых (законодательных) воздействий. В России использовались оба метода. Сегодня существует настоятельная потребность в более эффективном применении институциональных подходов (в сочетании с мерами правового характера).

— Вы назначены инвестиционным уполномоченным по ЦФО в ноябре 2011 года. Какие основные задачи перед вами стоят и каково ваше видение путей их решения?

— Институт инвестиционного уполномоченного — это лишь один из инструментов комплекса мер по улучшению инвестиционного климата в России. Данный институт создан не только для решения конкретных проблем хозяйствующих субъектов в реализации частных инвестиционных проектов, но и для минимизации условий возникновения трудностей в будущем для всех инвесторов в результате совершенствования законодательства.

В этом направлении необходимо наладить системную работу региональной и муниципальной власти по самостоятельному выявлению проблем и их оперативному решению. Когда мы добьемся поставленной цели, сама необходимость существования подобного института в части «ручного управления» частными инвестиционными проектами исчерпает себя. Чтобы проанализировать ситуацию в целом, необходимо изучить все возможные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы. Любой из них может обратиться ко мне. Для этого на сайте Центрального федерального округа представлена вся контактная информация, а также открыта и успешно функционирует электронная приемная инвестиционного уполномоченного. Кстати, на нашем сайте любой желающий может ознакомиться с реестром поступивших обращений и отследить, на какой стадии решения они находятся.

За истекший период большая часть обращений хозяйствующих субъектов — это как раз жалобы на административные барьеры (33 процента). Жалобы на противоправные действия государственных органов и нарушение прав собственности также занимают значительную долю (22 процента). Инвеступолномоченный должен обеспечить оперативное рассмотрение вопросов, проблем, которые возникают у инвесторов, но самое главное — выявлять и устранять системные причины возникновения этих трудностей.

— Инвестиционные уполномоченные имеют достаточно широкие полномочия. В том числе они имеют право вносить в правительство предложения по совершенствованию законодательства для улучшения инвестиционного климата. Есть ли какие-то наработки в этом направлении?

— На заседании постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе по социально-экономическому развитию в 2011 году рассмотрено формирование системы региональных институтов развития, образующих инфраструктуру инвестиционных процессов, в качестве предпосылки создания конкурентоспособных кластеров и высокопроизводительных рабочих мест. Проведению заседания предшествовала большая работа. Были внесены предложения Министерству экономического развития РФ, Министерству регионального развития РФ. В частности, предложение о целесообразности разработки и принятия Федерального закона «О публично-частном партнерстве», в котором необходимо регламентировать правовое положение публично-частного партнерства, его структуру, функции, организационные и финансовые аспекты, а также условия деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В предложении о дополнениях в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» было уделено внимание ряду важных вопросов. В частности, уточнению порядка регистрации и оценки имущества, передаваемого по концессионному соглашению, законодательному закреплению типовой формы такого соглашения, регламентации особенностей страхования утраты имущества концессионером, установлению сроков передачи имущества. Существует необходимость рассмотрения внесения изменений в Бюджетный кодекс.

В декабре был издан доклад «О системе институтов развития федерального и регионального уровней и ее использование для привлечения инвестиций в регионах Центрального федерального округа». В нем представлены материалы положительной практики работы институтов развития различных регионов. Например, опыт Белгородской области по проектному управлению в органах исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных образований (мотивация государственного служащего). В Тульской области были созданы частные технопарки на территориях градообразующих коммерческих предприятий. Интересен также опыт Липецкой, Московской, Ярославской, Воронежской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Смоленской областей. Это лучшие практики. Над докладом работали все регионы. От совместной работы участники только выиграли. Ведь мы иногда не знаем, что хорошего есть у соседа, ищем где-то далеко, а замечательный опыт находится рядом, уже адаптированный. Убеждена, что работать надо вместе.

В текущем году сформирована Комиссия по улучшению инвестиционного климата, ее работа в конечном итоге и будет направлена на выработку предложений по совершенствованию законодательства. Для этих целей в работе комиссии задействованы общественные объединения и организации, такие как Торгово-промышленная палата, «ОПОРА России» и «Деловая Россия». Они знают проблемы, с которыми сталкивается малый, средний и крупный бизнес.

— ЦФО обладает достаточно высоким потенциалом. Но он неравномерен — Москва и Московская область имеют бесспорное преимущество...

— Вы, безусловно, правы. Московская агломерация — мощный полюс инвестиционной привлекательности. Больше половины, а точнее 52 процента объема инвестиций в основной капитал из общей суммы инвестиций регионов, входящих в округ, приходится именно на Москву и Московскую область.

Улучшение качества жизни граждан не может произойти без улучшения инвестиционного климата в регионах. В этом направлении Правительством России много сделано, например значительно сокращены сроки получения разрешений на строительство. Но еще больше предстоит сделать. В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, действует 77 территорий развития с особым режимом, а в 2012 году планируется создать еще десять. В рамках данных нефинансовых институтов развития создано 34 тысячи новых рабочих мест. Планируется создание еще около 106 тысяч, а в переговорных портфелях находится более 50 тысяч рабочих мест. Объем инвестиций по заключенным соглашениям составил более 424 миллиардов рублей, в том числе фактически привлеченных — 166 миллиардов рублей, планируемых к привлечению согласно инвестиционным соглашениям — 414 миллиардов рублей, объем инвестиций в переговорном портфеле — 115 миллиардов рублей. На этапе становления региональных институтов развития в условиях ограниченности региональных и муниципальных бюджетов субъекты РФ указывают на критическую важность федеральной поддержки.

Субъекты РФ предлагают расширить их полномочия в создании региональных институтов развития. Например, предоставить право создавать на своей территории особые экономические зоны регионального уровня, законодательно определить упрощенный порядок создания особых экономических зон без привлечения федерального финансирования, предоставить для таких зон право самостоятельно устанавливать объем налоговых льгот, наличие или отсутствие особого таможенного и административного режима.

Агентство стратегических инициатив совместно с «Деловой Россией» по поручению В. В. Путина разработало Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Пилотная апробация стандарта в этом году началась в шести регионах России, два из которых — Липецкая и Калужская области — входят в состав ЦФО. Стандарт включает в себя 15 положений, в том числе о взаимодействии инвесторов с органами власти и предотвращении избыточного регулирования бизнеса. Они как раз направлены на снижение административных барьеров.

Можно помочь развивать территории, обобщать лучшую практику, обучать сотрудников, но я глубоко убеждена, что если губернатор заинтересован в привлечении инвестиций, то в регионе создается прозрачный механизм работы с предпринимателями (в классическом понимании) и рост инвестиций будет. Если нет — никакие лекции не помогут.

— Ольга Кузьминична, значительный период вашей работы связан с Пензенской областью. Как вы оцениваете результаты своей работы в должности председателя правительства Пензенской области? Чего удалось достичь? С какими проблемами столкнуться? Что лично вам дал этот опыт?

— Председателем правительства Пензенской области я была назначена в 2009 году, когда наблюдался значительный спад в развитии всех отраслей экономики. И конечно, главная задача, которая передо мной стояла, — минимизировать последствия спада экономики для граждан и субъектов хозяйственного ведения, сохранив условия для развития региона. Такие задачи невозможно решить одному. Нужна была команда, нацеленная на результат. В правительстве работали настоящие профессионалы. Принимались соответствующие программы. Спустя три года можно сказать, что с поставленной задачей справиться удалось. Конечно, это результат продуктивной работы всего правительства Пензенской области, а не одного человека.

В 2005 году, когда я работала министром финансов Пензенской области, впервые была принята программа стимулирования роста объемов промышленного производства, эффективность которой мы увидели через два года. Предприятия, получающие по программе денежные средства, были поставлены в жесткие условия: расширять производство, увеличивать производительность труда, создавать дополнительные рабочие места и увеличивать уплату налогов. В 2009 году приняли новую целевую программу «Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2009–2015 годы», увеличив по ней финансирование. Напомню, что в то время с доходами в бюджет было сложно, но мы это сделали и не ошиблись. Эффективность программы подтвердилась, рост налогов по предприятиям, участвующим в программе, превысил расходы на нее. Самое главное, что в трудное время были сохранены предприятия. В результате по итогам 2010 года налоговые поступления в бюджет у нас увеличились на 20 процентов, а индекс промышленного производства составил 111 процентов. Также большую роль сыграли меры, принятые в рамках программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В итоге уровень зарегистрированной безработицы в регионе — один из самых низких в стране. А заработная плата выросла почти на 10 процентов.

В 2009 году мы пересмотрели принцип привлечения заемных денежных средств, заменили дорогие банковские кредиты на более дешевые, оперативно управляли остатками средств на счетах. В итоге в 2009 году только за счет этого сохранили порядка 250 миллионов рублей бюджетных средств. В 2010 году мы досрочно гасили кредиты, экономя на процентах, и в целом сохранили стабильность в финансовой системе региона.

Было много и других интересных дел. Опыт работы с людьми всегда бесценен, особенно когда приходится вместе определять цели, вырабатывать решения и выполнять их.

— Вы прошли долгий и интересный путь от простого продавца до заместителя полномочного представителя Президента России в ЦФО. Скажите, трудно ли в нашей стране женщине добиться такого успеха?

— Не думала об этом, просто работала, и работа мне нравилась. Никогда не делила специалистов по гендерному признаку, только по уму и профессионализму. В моем окружении добрые, умные и порядочные люди. Думаю, что надо любить людей такими, какие они есть, честно исполнять свой долг. Тогда все получится.

— Считаете ли вы, что в политике должно быть больше женщин?

— Считаю, что в политике должно быть больше грамотных, честных людей, профессионалов. И если это будут женщины, то почему нет? У нас пока мало женщин на ключевых позициях. В 1990-е годы количество женщин в экономике и политике резко сократилось. Возможно, потому, что они взяли на себя заботу о семье, хлебе насущном. Думаю, по увеличению числа женщин в политике можно судить об экономическом развитии страны.

Справка «Бюджета»

Ольга Кузьминична АТЮКОВА — заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, инвестиционный уполномоченный по Центральному федеральному округу Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации.

Родилась 18 июня 1961 г. в Пензенской области.

Окончила Пензенский сельскохозяйственный институт по специальности «экономист-организатор».

2002 г. — начальник управления экономики правительства Пензенской области.

2003 г. — министр финансов Пензенской области.

2008 г. — доцент Пензенской государственной технологической академии.

2009 г. — председатель правительства Пензенской области.

С июля по октябрь 2011 г. — руководитель территориального управления ФАС России по Пензенской области.

С октября 2011 г. — заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, инвестиционный уполномоченный по Центральному федеральному округу.

Материал подготовила С. А. КУДИНОВА

Поделиться