Инновации№3 Март 2012 — 16 апреля 2012

Москва должна быть в центре инноваций

Версия для печати 2957 Материалы по теме
Москва должна быть  в центре инноваций

Коллегия УФНС России по г. Москве, которая состоялась 22 февраля, по традиции была посвящена результатам деятельности управления по итогам 2011 года. Также на ней были определены основные задачи на 2012 год.

Результаты

Заседание коллегии началось с доклада М. В. Третьяковой, руководителя УФНС России по г. Москве. В своем выступлении она отметила благоприятную динамику работы управления по сравнению с прошлыми периодами. В 2011 году налоговыми органами Москвы было мобилизовано 1,6 трлн руб., что на 20 % (270 млрд руб.) больше уровня 2010 года. В бюджет Москвы поступило 1,2 трлн руб. (темп роста 119 %). Основным доходо­образующим налогом был и остается налог на добавленную стоимость. Его поступление за 2011 год составило 588 млрд руб. (темп роста 124 %). При этом сумма НДС, фактически возмещенная налогоплательщиками по сравнению с 2010 годом, снизилась на 9 %. Поступление налога на прибыль составило 382 млрд руб., что больше уровня 2010 года на 28 %, или 84 млрд руб. Налог на доходы физических лиц — 480 млрд руб. (темп роста 112 %).

Благодаря качественной работе института досудебного аудита количество судебных споров с налогоплательщиками удалось снизить на 11 % по сравнению с 2010 годом. Количество жалоб налогоплательщиков на результаты рассмотрения возражений по актам налоговых проверок снизилось на 17 %. Впервые за много лет в Москве остановлен рост задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой. Причем по итогам 2011 года достигнуто ее абсолютное снижение на 12 млрд руб.

Открытый в октябре 2011 года контакт-центр управления ежедневно обрабатывает более 2 тыс. звонков москвичей. В целях повышения качества обслуживания московских налогоплательщиков в инспекциях города организована система геоинформационного сетевого мониторинга, которая позволяет осуществлять контроль за возникновением очередей.

В конце своего выступления М. В. Третьякова обозначила приоритетные задачи, которые стоят перед управлением на ближайшую перспективу. Необходимо повышать эффективность контрольных мероприятий, увеличивать результативность рассмотрения налоговых споров, снижать уровень задолженности.

Проблемы

Заместитель мэра Москвы А. В. Шаронов высоко оценил результаты деятельности столичного УФНС. Он отметил, что именно благодаря эффективной работе налоговых органов правительство Москвы может в полной мере обеспечить стабильное развитие города, а также реализовывать социальные программы для жителей столицы.

Шаронов остановился на некоторых проблемах, которые требуют решения в настоящее время. Прежде всего, по его мнению, необходимо форсировать работу по списанию безнадежной задолженности. Она, помимо того что портит статистику, мешает сосредоточиться на тех случаях, когда мероприятия по взысканию могут быть результативными.

Предстоит серьезная работа по присоединению части Московской области к Москве. Заместитель мэра отметил, что подобная задача в таком масштабе решается в нашей стране впервые. Кроме всего прочего, важно правильно оценить доходный потенциал новых территорий.

М. В. Шаронов обратил внимание на то, что сейчас существует довольно большая задолженность по транспортному налогу. Он сложно администрируется и требует точных сведений о налогоплательщике. Речь идет об ИНН владельца транспортного средства и экологическом классе автомобиля. Из-за несогласованности информации на начало года в Москве задолженность по этому налогу составила более 7,5 млрд руб.

Имущественные налоги

Руководитель ФНС России М. В. Мишустин в своем выступлении напомнил, что Москва является крупнейшим мегаполисом России. В ней генерируется порядка 1/4—1/5 доходов государства. Поэтому результаты работы УФНС России по г. Москве являются существенными показателями динамики сбора налогов во все уровни бюджета. Мишустин с удовлетворением отметил, что в 2011 году Москва улучшила практически все показатели. Он вспомнил коллегию, на которой подводились итоги 2010 года. Тогда показатели, по которым оценивается эффективность работы, были крайне плачевны: администрирование уходило в отрицательную динамику, была накоплена задолженность в 30 млрд руб. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась: выросло поступление доходов в консолидированный бюджет, улучшилось качество администрирования. Это подтверждается и оценкой деятельности территориальных налоговых органов, по результатам которой УФНС России по г. Москве в III квартале 2011 года вышло на первое место.

М. В. Мишустин подчеркнул, что прежде всего необходимо обратить внимание на имущественные налоги. Если сравнивать базы за 2010 и 2011 годы, важно помнить, что в 2011 году были устроены «налоговые каникулы». Единое налоговое уведомление по транспортному, земельному и имущественному налогам должно быть получено налогоплательщиками за 36 дней до 1 ноября 2012 года. По мнению руководителя ФНС России, это сделает налоги более понятными для граждан и позволит эффективнее осуществлять их администрирование. Раз в год плательщик будет получать единое налоговое уведомление, содержащее полную информацию о его имущественных налогах, и сможет оплатить его, в том числе используя современные средства коммуникации.

Электронные сервисы и технологии

М. В. Мишустин отметил, что Москва является лидером по количеству обращений к электронным сервисам ФНС. Граждане активно используют возможность узнать свою задолженность, обратиться с теми или вопросами, произвести оплату. Все это обеспечивает совершенно новый подход к администрированию и взаимоотношению с людьми. Важнейшим нововведением является возможность гражданина сообщить об ошибках, которые содержатся в налоговом уведомлении. Для этого необходимо заполнить соответствующий корешок в бумажном или электронном виде.

Одной из первоочередных задач на ближайшее будущее М. В. Мишустин назвал создание централизованной системы обработки данных. Информационные потоки, которые существуют на сегодняшний день, огромны и постоянно растут. Без соответствующей современной и технологичной инфраструктуры, которая позволит на высоком уровне оказывать качественные услуги, обойтись невозможно. И Москва в вопросе внедрения инноваций должна быть первой. Но главное — это не технологии. Очень важно уметь выстроить систему быстрого и качественного обмена информации между различными ведомствами.

Взаимодействие с населением

Положительно была отмечена работа управления по списанию задолженности физических лиц, образовавшейся до 1 января 2009 года. Она уже почти закончена. Списано более 5,5 млрд руб. Речь идет о неправомерно начисленных из-за неверных сведений о персональных данных и адресах налогоплательщиков налогах.

Была проведена большая работа по очистке баз данных от недостоверной информации. Сведения для формирования единого налогового уведомления приходят из 15 ведомств. Чрезвычайно важно, чтобы они были корректными. Даже небольшие неточности, накапливаясь, создают значительные проблемы. ФНС — это служба, которая непосредственно взаимодействует с людьми, поэтому именно ей приходится сталкиваться с недовольством граждан в случае всевозможных ошибок.

М. В. Мишустин еще раз напомнил о том, что любой человек, который пришел в налоговую службу с какими-либо вопросами, имеет презумпцию абсолютной невиновности и должен быть обслужен качественно, быстро и на самом высоком уровне.

Материалы рубрики подготовила С. А. КУДИНОВА

Поделиться