•
В одном из выпусков журнала «Бюджет» (№ 10, 2011 г.) мы уже писали о том, что с 1 января 2012 года в Российской Федерации введен новый порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Тогда речь шла о том, что ждет автовладельцев при новом порядке. По прошествии двух месяцев нового года можно подвести некоторые итоги и выявить тенденции развития данного вида экономической деятельности.Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России, Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России, Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. №
При новом порядке проведения ТО ответственность полностью несут операторы ТО и их технические эксперты, так как талон ТО теперь выдают операторы ТО. Повысились требования к работникам, проводящим технический осмотр. Теперь они не контролеры ТО, а технические эксперты, следовательно, значительно возросли расходы оператора ТО на подготовку и оплату труда своих технических экспертов.
Изменился и порядок ценообразования на услуги по проведению ТО. Введено новое понятие «предельный размер платы за проведение технического осмотра» (далее — предельный размер платы за ТО). До 2012 года полная стоимость проведения ГТО для автовладельцев складывалась из двух составляющих:
- государственной пошлины в сумме 300 руб.;
- размера платы за проведение ГТО для каждого субъекта РФ.
Размер платы за проведение ГТО рассчитывался в соответствии с приказом МВД России, Минфина России и Минтранса России от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126 «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880», который в настоящее время утратил силу. Законом №
Средняя стоимость ГТО
Обобщение материалов по установлению предельного размера платы за ТО и их анализ выявили ряд серьезных проблем, требующих скорейшего разрешения. При проведении анализа использовались нормативные акты субъектов РФ, которыми установлены тарифы до 1 января 2012 года и на 2012 год, проведена экспертная оценка затрат ПИКов и возможного уровня предельного размера платы за ТО. За основу взяты расчеты по проведению ГТО и ТО одной категории транспортного средства: в терминологии до 1 января 2012 года — «легковой автомобиль» и начиная с 1 января 2012 года — «транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (M1)» как наиболее распространенная категория транспортного средства.
В Российской Федерации до 1 января 2012 года для собственника легкового автомобиля средняя стоимость ГТО составляла 666 руб. (300 руб. — госпошлина и 366 руб. — средний размер платы за проведение ГТО), то есть госпошлина составляла 45 % от стоимости ГТО. С 1 января текущего года госпошлина отменена при оказании услуг оператором ТО (она уплачивается в течение переходного периода до 1 января 2014 года только при оказании услуг по проведению ТО на пунктах ГИБДД). С 1 января 2012 года установленный средний предельный размер платы за ТО для владельцев транспортных средств типа M1 составил 466 руб., что на 30 % ниже уровня средней стоимости ГТО.
При этом надо учитывать два обстоятельства: в соответствии с Правилами проведения технического осмотра сократилась продолжительность оказания услуги по ТО с 44 до 30 минут; услуга, оказываемая оператором ТО, не облагается НДС. В результате средняя экономия для автовладельцев при проведении ТО составляет порядка 60 % по сравнению с проведением ГТО. Если сравнить средние значения размера платы за ГТО (366 руб.) и предельного размера платы за ТО (466 руб.), то рост составил лишь 27,3 %. (Средняя стоимость проведения ГТО и ТО по субъектам РФ представлена на рис. 1.)
Однако экспертная оценка показывает, что рост мог быть более существенным — 58,5 %, и тогда средний предельный размер платы за ТО мог составить 580 руб. При этом экономия для автовладельцев составила бы около 30 % против средней стоимости за ГТО (666 руб.) с учетом сокращения норматива продолжительности проведения ТО и льготы по НДС. Низкий уровень предельного размера платы за ТО сложился, по нашему мнению, по ряду причин, в том числе не только экономического характера.Три группы субъектов РФ
Все субъекты РФ, установившие предельный размер платы за ТО, можно объединить в несколько групп.
(Распределение установленного предельного размера платы за проведение ТО по субъектам РФ на примере легкового автомобиля представлено на рис. 2.)
КНапример, в Ленинградской области в течение декабря 2011 года и января 2012 года предельный размер платы за ТО устанавливался дважды: сначала он составил 920 руб., потом снизился до 735 руб., составив 76,6 % от размера платы за ГТО (960 руб.), который не пересматривался с 2010 года. В Москве предельный размер платы за ТО оставлен на уровне размера платы за ГТО (690 руб.), установленного в 2010 году, что вызывает негативное отношение со стороны московских операторов ТО. В Чукотском автономном округе предельный размер платы за ТО установлен на уровне 869 руб., что в два раза ниже по сравнению с размером платы за ГТО (1956 руб.), установленным в 2010 году.
Отдельно необходимо отметить ситуацию в Московской области. Регулирующий орган субъекта РФ ответственно подошел к расчетам предельного размера платы за ТО, установив его первоначально на уровне 1040 руб., что на 53 % выше размера платы за ГТО. Однако под давлением внеэкономических факторов вынужден был оставить предельный размер платы за ТО на уровне ГТО (680 руб.), установленный еще в 2010 году.
Так, в Хабаровском крае предельный размер платы за ТО установлен в размере 440 руб., или с ростом против размера платы за ГТО на 24,3 %. Однако размер платы за ГТО не пересматривался с 2008 года. В Ростовской области предельный размер платы за ТО вырос против размера платы за ГТО, который был установлен в 2010 году, лишь на 4,8 % и составил 373 руб. В Тюменской области установлен предельный размер платы за ТО с ростом против размера платы за ГТО только на 15,8 % и составил 293 руб. Размер платы за ГТО не пересматривался в течение трех лет.
Такое положение не устроило операторов ТО Тюменской области, и они обратились к Президенту РФ с жалобой на «необоснованно заниженный и некорректно рассчитанный предельный размер платы за ТО, который не способствует развитию существующих и созданию новых пунктов ТО, развитию конкуренции, а вынуждает операторов ТО к поиску „серых схем работы“ вместо повышения качества обслуживания».
Например, в Белгородской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 570 руб., или в два раза больше размера платы за ГТО (293 руб.), но это составляет только 96 % от стоимости ГТО (593 руб.). В Вологодской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 600 руб., что в 1,8 раза больше размера платы за ГТО (342 руб.), и составляет 94 % от стоимости ГТО (642 руб.). По экспертной оценке — 591 руб.
Проблемы заниженных тарифов
Таким образом, в 55 субъектах РФ
Такое положение подталкивает операторов ТО искать пути повышения доходности своего бизнеса по большей части не в рамках законодательства. По имеющейся информации, в ряде регионов операторы ТО произвольно завышают предельные размеры платы за ТО, нарушая требования Закона №
По версии Минэкономразвития России, изложенной в материале, опубликованном в «Независимой газете» от 31 января 2012 года, «уже со второго квартала этого года техосмотр в столице может подорожать в
Не решен вопрос с определением размера платы за проведение повторного ТО. В соответствии с Законом №
Однако Правила не дают возможности оператору ТО рассчитать объем работ, так как не определена продолжительность работ по каждой операции, а установлена только общая продолжительность проведения ТО. В создавшейся ситуации операторы ТО выполняют второе условие — не превышают предельный размер платы за ТО. Такой подход не устраивает автовладельцев, так как размер платы за повторный ТО практически равен предельному размеру платы за ТО.
Разработчики Правил — Минтранс России и Минэкономразвития России не отвечают на запросы регулирующих органов, операторов ТО и автовладельцев по данному вопросу. По имеющейся информации, количество жалоб на несправедливый, по мнению автовладельцев, размер платы за повторный ТО в регионах нарастает и становится предметом рассмотрения органов прокуратуры. О том, что условия для развития данного сегмента рынка не созданы, свидетельствуют и многочисленные обращения операторов ТО и их объединений в адрес Президента РФ, Правительства РФ и ФСТ России. Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что ни на один федеральный орган исполнительной власти не возложена функция по контролю за установлением предельного размера платы за ТО в субъектах РФ.
По мнению авторов, решить данную проблему можно следующим образом: регулирующим органам субъектов РФ по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года необходимо провести мониторинг экономических показателей, проанализировать их и с учетом интересов всех участников рынка на основе Методики ФСТ России без рывков в ту или иную сторону взвешенно подойти к расчету и установлению предельного размера платы за проведение ТО.