•


Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России, Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России, Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. №
При новом порядке проведения ТО ответственность полностью несут операторы ТО и их технические эксперты, так как талон ТО теперь выдают операторы ТО. Повысились требования к работникам, проводящим технический осмотр. Теперь они не контролеры ТО, а технические эксперты, следовательно, значительно возросли расходы оператора ТО на подготовку и оплату труда своих технических экспертов.
Изменился и порядок ценообразования на услуги по проведению ТО. Введено новое понятие «предельный размер платы за проведение технического осмотра» (далее — предельный размер платы за ТО). До 2012 года полная стоимость проведения ГТО для автовладельцев складывалась из двух составляющих:
- государственной пошлины в сумме 300 руб.;
- размера платы за проведение ГТО для каждого субъекта РФ.
Размер платы за проведение ГТО рассчитывался в соответствии с приказом МВД России, Минфина России и Минтранса России от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126 «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880», который в настоящее время утратил силу. Законом №
Средняя стоимость ГТО
Обобщение материалов по установлению предельного размера платы за ТО и их анализ выявили ряд серьезных проблем, требующих скорейшего разрешения. При проведении анализа использовались нормативные акты субъектов РФ, которыми установлены тарифы до 1 января 2012 года и на 2012 год, проведена экспертная оценка затрат ПИКов и возможного уровня предельного размера платы за ТО. За основу взяты расчеты по проведению ГТО и ТО одной категории транспортного средства: в терминологии до 1 января 2012 года — «легковой автомобиль» и начиная с 1 января 2012 года — «транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (M1)» как наиболее распространенная категория транспортного средства.
В Российской Федерации до 1 января 2012 года для собственника легкового автомобиля средняя стоимость ГТО составляла 666 руб. (300 руб. — госпошлина и 366 руб. — средний размер платы за проведение ГТО), то есть госпошлина составляла 45 % от стоимости ГТО. С 1 января текущего года госпошлина отменена при оказании услуг оператором ТО (она уплачивается в течение переходного периода до 1 января 2014 года только при оказании услуг по проведению ТО на пунктах ГИБДД). С 1 января 2012 года установленный средний предельный размер платы за ТО для владельцев транспортных средств типа M1 составил 466 руб., что на 30 % ниже уровня средней стоимости ГТО.
При этом надо учитывать два обстоятельства: в соответствии с Правилами проведения технического осмотра сократилась продолжительность оказания услуги по ТО с 44 до 30 минут; услуга, оказываемая оператором ТО, не облагается НДС. В результате средняя экономия для автовладельцев при проведении ТО составляет порядка 60 % по сравнению с проведением ГТО. Если сравнить средние значения размера платы за ГТО (366 руб.) и предельного размера платы за ТО (466 руб.), то рост составил лишь 27,3 %. (Средняя стоимость проведения ГТО и ТО по субъектам РФ представлена на рис. 1.)
Однако экспертная оценка показывает, что рост мог быть более существенным — 58,5 %, и тогда средний предельный размер платы за ТО мог составить 580 руб. При этом экономия для автовладельцев составила бы около 30 % против средней стоимости за ГТО (666 руб.) с учетом сокращения норматива продолжительности проведения ТО и льготы по НДС. Низкий уровень предельного размера платы за ТО сложился, по нашему мнению, по ряду причин, в том числе не только экономического характера.Три группы субъектов РФ
Все субъекты РФ, установившие предельный размер платы за ТО, можно объединить в несколько групп.
(Распределение установленного предельного размера платы за проведение ТО по субъектам РФ на примере легкового автомобиля представлено на рис. 2.)
КНапример, в Ленинградской области в течение декабря 2011 года и января 2012 года предельный размер платы за ТО устанавливался дважды: сначала он составил 920 руб., потом снизился до 735 руб., составив 76,6 % от размера платы за ГТО (960 руб.), который не пересматривался с 2010 года. В Москве предельный размер платы за ТО оставлен на уровне размера платы за ГТО (690 руб.), установленного в 2010 году, что вызывает негативное отношение со стороны московских операторов ТО. В Чукотском автономном округе предельный размер платы за ТО установлен на уровне 869 руб., что в два раза ниже по сравнению с размером платы за ГТО (1956 руб.), установленным в 2010 году.
Отдельно необходимо отметить ситуацию в Московской области. Регулирующий орган субъекта РФ ответственно подошел к расчетам предельного размера платы за ТО, установив его первоначально на уровне 1040 руб., что на 53 % выше размера платы за ГТО. Однако под давлением внеэкономических факторов вынужден был оставить предельный размер платы за ТО на уровне ГТО (680 руб.), установленный еще в 2010 году.
Так, в Хабаровском крае предельный размер платы за ТО установлен в размере 440 руб., или с ростом против размера платы за ГТО на 24,3 %. Однако размер платы за ГТО не пересматривался с 2008 года. В Ростовской области предельный размер платы за ТО вырос против размера платы за ГТО, который был установлен в 2010 году, лишь на 4,8 % и составил 373 руб. В Тюменской области установлен предельный размер платы за ТО с ростом против размера платы за ГТО только на 15,8 % и составил 293 руб. Размер платы за ГТО не пересматривался в течение трех лет.
Такое положение не устроило операторов ТО Тюменской области, и они обратились к Президенту РФ с жалобой на «необоснованно заниженный и некорректно рассчитанный предельный размер платы за ТО, который не способствует развитию существующих и созданию новых пунктов ТО, развитию конкуренции, а вынуждает операторов ТО к поиску „серых схем работы“ вместо повышения качества обслуживания».
Например, в Белгородской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 570 руб., или в два раза больше размера платы за ГТО (293 руб.), но это составляет только 96 % от стоимости ГТО (593 руб.). В Вологодской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 600 руб., что в 1,8 раза больше размера платы за ГТО (342 руб.), и составляет 94 % от стоимости ГТО (642 руб.). По экспертной оценке — 591 руб.
Проблемы заниженных тарифов
Таким образом, в 55 субъектах РФ
Такое положение подталкивает операторов ТО искать пути повышения доходности своего бизнеса по большей части не в рамках законодательства. По имеющейся информации, в ряде регионов операторы ТО произвольно завышают предельные размеры платы за ТО, нарушая требования Закона №
По версии Минэкономразвития России, изложенной в материале, опубликованном в «Независимой газете» от 31 января 2012 года, «уже со второго квартала этого года техосмотр в столице может подорожать в
Не решен вопрос с определением размера платы за проведение повторного ТО. В соответствии с Законом №
Однако Правила не дают возможности оператору ТО рассчитать объем работ, так как не определена продолжительность работ по каждой операции, а установлена только общая продолжительность проведения ТО. В создавшейся ситуации операторы ТО выполняют второе условие — не превышают предельный размер платы за ТО. Такой подход не устраивает автовладельцев, так как размер платы за повторный ТО практически равен предельному размеру платы за ТО.
Разработчики Правил — Минтранс России и Минэкономразвития России не отвечают на запросы регулирующих органов, операторов ТО и автовладельцев по данному вопросу. По имеющейся информации, количество жалоб на несправедливый, по мнению автовладельцев, размер платы за повторный ТО в регионах нарастает и становится предметом рассмотрения органов прокуратуры. О том, что условия для развития данного сегмента рынка не созданы, свидетельствуют и многочисленные обращения операторов ТО и их объединений в адрес Президента РФ, Правительства РФ и ФСТ России. Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что ни на один федеральный орган исполнительной власти не возложена функция по контролю за установлением предельного размера платы за ТО в субъектах РФ.
По мнению авторов, решить данную проблему можно следующим образом: регулирующим органам субъектов РФ по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года необходимо провести мониторинг экономических показателей, проанализировать их и с учетом интересов всех участников рынка на основе Методики ФСТ России без рывков в ту или иную сторону взвешенно подойти к расчету и установлению предельного размера платы за проведение ТО.