Версия для печати 3804 Материалы по теме

Петухов
буренков
В одном из выпусков журнала «Бюджет» (№ 10, 2011 г.) мы уже писали о том, что с 1 января 2012 года в Российской Федерации введен новый порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Тогда речь шла о том, что ждет автовладельцев при новом порядке. По прошествии двух месяцев нового года можно подвести некоторые итоги и выявить тенденции развития данного вида экономической деятельности.

Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России, Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России, Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил действующий порядок проведения технического осмотра транспортных средств в Российской Федерации (далее — ТО). С 1 января 2012 года услуги по проведению ТО предоставляют аккредитованные Российским союзом автостраховщиков юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие статус операторов ТО, вместо ранее действующих по договору с органами ГИБДД пунктов инструментального контроля (далее — ПИК), которые проводили государственный технический осмотр (далее — ГТО). При этом порядке талон ГТО выдавался соответствующим органом ГИБДД.

При новом порядке проведения ТО ответственность полностью несут операторы ТО и их технические эксперты, так как талон ТО теперь выдают операторы ТО. Повысились требования к работникам, проводящим технический осмотр. Теперь они не контролеры ТО, а технические эксперты, следовательно, значительно возросли расходы оператора ТО на подготовку и оплату труда своих технических экспертов.

Изменился и порядок ценообразования на услуги по проведению ТО. Введено новое понятие «предельный размер платы за проведение технического осмотра» (далее — предельный размер платы за ТО). До 2012 года полная стоимость проведения ГТО для автовладельцев складывалась из двух составляющих:

  • государственной пошлины в сумме 300 руб.;
  • размера платы за проведение ГТО для каждого субъекта РФ.

Размер платы за проведение ГТО рассчитывался в соответствии с приказом МВД России, Минфина России и Минтранса России от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126 «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880», который в настоящее время утратил силу. Законом № 170-ФЗ определено, что предельный размер платы за ТО должен рассчитываться соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ на основе методики, разработанной и утвержденной ФСТ России, и устанавливаться высшими органами исполнительной власти регионов. Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра (далее — Методика) разработана и утверждена приказом ФСТ России от 18 октября 2011 г. № 642-а. В дальнейшем ФСТ России осуществлена организационная и разъяснительная работа по расчету предельного размера платы за ТО в соответствии с Методикой, а также по поручению Правительства РФ проведен контроль за его установлением в субъектах РФ. В результате предельный размер платы за ТО установлен во всех регионах.

Средняя стоимость ГТО

Обобщение материалов по установлению предельного размера платы за ТО и их анализ выявили ряд серьезных проблем, требующих скорейшего разрешения. При проведении анализа использовались нормативные акты субъектов РФ, которыми установлены тарифы до 1 января 2012 года и на 2012 год, проведена экспертная оценка затрат ПИКов и возможного уровня предельного размера платы за ТО. За основу взяты расчеты по проведению ГТО и ТО одной категории транспортного средства: в терминологии до 1 января 2012 года — «легковой автомобиль» и начиная с 1 января 2012 года — «транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (M1)» как наиболее распространенная категория транспортного средства.

В Российской Федерации до 1 января 2012 года для собственника легкового автомобиля средняя стоимость ГТО составляла 666 руб. (300 руб. — госпошлина и 366 руб. — средний размер платы за проведение ГТО), то есть госпошлина составляла 45 % от стоимости ГТО. С 1 января текущего года госпошлина отменена при оказании услуг оператором ТО (она уплачивается в течение переходного периода до 1 января 2014 года только при оказании услуг по проведению ТО на пунктах ГИБДД). С 1 января 2012 года установленный средний предельный размер платы за ТО для владельцев транспортных средств типа M1 составил 466 руб., что на 30 % ниже уровня средней стоимости ГТО.

При этом надо учитывать два обстоятельства: в соответствии с Правилами проведения технического осмотра сократилась продолжительность оказания услуги по ТО с 44 до 30 минут; услуга, оказываемая оператором ТО, не облагается НДС. В результате средняя экономия для автовладельцев при проведении ТО составляет порядка 60 % по сравнению с проведением ГТО. Если сравнить средние значения размера платы за ГТО (366 руб.) и предельного размера платы за ТО (466 руб.), то рост составил лишь 27,3 %. (Средняя стоимость проведения ГТО и ТО по субъектам РФ представлена на рис. 1.)

рис 1
Однако экспертная оценка показывает, что рост мог быть более существенным — 58,5 %, и тогда средний предельный размер платы за ТО мог составить 580 руб. При этом экономия для автовладельцев составила бы около 30 % против средней стоимости за ГТО (666 руб.) с учетом сокращения норматива продолжительности проведения ТО и льготы по НДС. Низкий уровень предельного размера платы за ТО сложился, по нашему мнению, по ряду причин, в том числе не только экономического характера.

Три группы субъектов РФ

Все субъекты РФ, установившие предельный размер платы за ТО, можно объединить в несколько групп.

1-я группа: субъекты РФ, где предельный размер платы за ТО остался не только неизменным, но и снизился против размера платы за ГТО, несмотря на то что он не пересматривался в течение нескольких лет;

2-я группа: субъекты РФ, где предельный размер платы увеличился незначительно против размера платы за ГТО;

3-я группа: субъекты РФ, которые рассчитали плату в соответствии с Методикой ФСТ России.

(Распределение установленного предельного размера платы за проведение ТО по субъектам РФ на примере легкового автомобиля представлено на рис. 2.)

рис 2
К 1-й группе относятся 17 субъектов РФ, или 20,5 % от их общего количества. Средний предельный размер платы за проведение ТО в этой группе сложился на уровне 489 руб., что на 19 % ниже среднего размера платы за проведение ГТО по этой группе (603 руб.), не пересматривавшегося в течение нескольких лет, и составил почти половину (54,2 %) от средней стоимости ГТО (903 руб.).

Например, в Ленинградской области в течение декабря 2011 года и января 2012 года предельный размер платы за ТО устанавливался дважды: сначала он составил 920 руб., потом снизился до 735 руб., составив 76,6 % от размера платы за ГТО (960 руб.), который не пересматривался с 2010 года. В Москве предельный размер платы за ТО оставлен на уровне размера платы за ГТО (690 руб.), установленного в 2010 году, что вызывает негативное отношение со стороны московских операторов ТО. В Чукотском автономном округе предельный размер платы за ТО установлен на уровне 869 руб., что в два раза ниже по сравнению с размером платы за ГТО (1956 руб.), установленным в 2010 году.

Отдельно необходимо отметить ситуацию в Московской области. Регулирующий орган субъекта РФ ответственно подошел к расчетам предельного размера платы за ТО, установив его первоначально на уровне 1040 руб., что на 53 % выше размера платы за ГТО. Однако под давлением внеэкономических факторов вынужден был оставить предельный размер платы за ТО на уровне ГТО (680 руб.), установленный еще в 2010 году.

2-я группа наиболее многочисленная — 38 субъектов РФ, или 45,8 %. Здесь средний предельный размер платы за ТО составил 412 руб., что всего лишь на 22,6 % выше среднего размера платы за ГТО (336 руб.), или 65 % от средней стоимости ГТО по этой группе (636 руб.). По экспертной оценке средний предельный размер платы за ТО в данной группе мог составить 585 руб., или 92 % от средней стоимости ГТО по этой группе.

Так, в Хабаровском крае предельный размер платы за ТО установлен в размере 440 руб., или с ростом против размера платы за ГТО на 24,3 %. Однако размер платы за ГТО не пересматривался с 2008 года. В Ростовской области предельный размер платы за ТО вырос против размера платы за ГТО, который был установлен в 2010 году, лишь на 4,8 % и составил 373 руб. В Тюменской области установлен предельный размер платы за ТО с ростом против размера платы за ГТО только на 15,8 % и составил 293 руб. Размер платы за ГТО не пересматривался в течение трех лет.

Такое положение не устроило операторов ТО Тюменской области, и они обратились к Президенту РФ с жалобой на «необоснованно заниженный и некорректно рассчитанный предельный размер платы за ТО, который не способствует развитию существующих и созданию новых пунктов ТО, развитию конкуренции, а вынуждает операторов ТО к поиску „серых схем работы“ вместо повышения качества обслуживания».

3-ю группу составляют 28 субъектов РФ, или 33,7 % от их общего числа, средний тариф в которой составил 526 руб., что в два раза больше, чем средний размер платы за ГТО по этой группе (262 руб.), или 94 % от средней стоимости ГТО (562 руб.). Правильность такого подхода к расчету предельного размера платы за ТО подтверждается и экспертной оценкой (531 руб.).

Например, в Белгородской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 570 руб., или в два раза больше размера платы за ГТО (293 руб.), но это составляет только 96 % от стоимости ГТО (593 руб.). В Вологодской области установлен предельный размер платы за ТО на уровне 600 руб., что в 1,8 раза больше размера платы за ГТО (342 руб.), и составляет 94 % от стоимости ГТО (642 руб.). По экспертной оценке — 591 руб.

Проблемы заниженных тарифов

Таким образом, в 55 субъектах РФ (1-й и 2-й групп), или 66,3 % от их общего числа, установлены экономически не обоснованные предельные размеры платы за ТО. При таком подходе к государственному регулированию учтены интересы только одной стороны — потребителей услуги по проведению ТО. Интересы другой стороны рыночных отношений — операторов ТО проигнорированы. Тем самым нарушаются принципы государственного регулирования услуги по проведению ТО.

Такое положение подталкивает операторов ТО искать пути повышения доходности своего бизнеса по большей части не в рамках законодательства. По имеющейся информации, в ряде регионов операторы ТО произвольно завышают предельные размеры платы за ТО, нарушая требования Закона № 170-ФЗ. Эта ситуация находит отклик во многих публикациях в средствах массовой информации и Интернете. Например, председатель Общественной палаты, депутат Московской областной думы Н. Ю. Чаплин в своем интервью от 1 февраля 2012 года порталу «Авто.Вести» так охарактеризовал положение дел в области технического осмотра: «Уходя от госконтроля, мы говорили об отходе от коррупционных факторов, очередей, а сегодня мы пришли к беспределу».

По версии Минэкономразвития России, изложенной в материале, опубликованном в «Независимой газете» от 31 января 2012 года, «уже со второго квартала этого года техосмотр в столице может подорожать в 2–2,5 раза, с 690 рублей до 1,8 тысячи рублей для легкового автомобиля». Между тем это министерство советовало субъектам РФ установить предельный размер платы за ТО на уровне размера платы за ГТО, не считаясь с требованиями Закона № 170-ФЗ и Методики расчета предельного размера платы за ТО.

Не решен вопрос с определением размера платы за проведение повторного ТО. В соответствии с Законом № 170-ФЗ и Правилами проведения технического осмотра (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008, размер платы за проведение повторного ТО определяется исходя из двух условий: во-первых, учитывается объем выполненных работ, во-вторых, размер платы за повторный ТО не должен превышать предельный размер платы за ТО.

Однако Правила не дают возможности оператору ТО рассчитать объем работ, так как не определена продолжительность работ по каждой операции, а установлена только общая продолжительность проведения ТО. В создавшейся ситуации операторы ТО выполняют второе условие — не превышают предельный размер платы за ТО. Такой подход не устраивает автовладельцев, так как размер платы за повторный ТО практически равен предельному размеру платы за ТО.

Разработчики Правил — Минтранс России и Минэкономразвития России не отвечают на запросы регулирующих органов, операторов ТО и автовладельцев по данному вопросу. По имеющейся информации, количество жалоб на несправедливый, по мнению автовладельцев, размер платы за повторный ТО в регионах нарастает и становится предметом рассмотрения органов прокуратуры. О том, что условия для развития данного сегмента рынка не созданы, свидетельствуют и многочисленные обращения операторов ТО и их объединений в адрес Президента РФ, Правительства РФ и ФСТ России. Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что ни на один федеральный орган исполнительной власти не возложена функция по контролю за установлением предельного размера платы за ТО в субъектах РФ.

По мнению авторов, решить данную проблему можно следующим образом: регулирующим органам субъектов РФ по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года необходимо провести мониторинг экономических показателей, проанализировать их и с учетом интересов всех участников рынка на основе Методики ФСТ России без рывков в ту или иную сторону взвешенно подойти к расчету и установлению предельного размера платы за проведение ТО.

Поделиться