Если верить историкам, лизинг — изобретение человечества почти такое же древнее, как колесо или швейная игла. Он — ровесник египетских пирамид. Первый закон, регулирующий отношения лизингодателя и лизингополучателя, появился в 1740 году до Рождества Христова при фараоне Хамурапи. В разное время в разных странах этот финансовый инструмент пережил периоды большой востребованности. Каждый раз он доставался из сундука наследства фараонов, когда возникала необходимость прорыва в реальном секторе при ограниченности инвестиций — будь то производство корабельных якорей в Древней Греции или создание новой высокотехнологичной отрасли в современной державе.
Причина — в замечательном качестве лизинга, отличающем его от всех прочих финансовых механизмов, в том, что он позволяет покрывать основную часть расходов на модернизацию за счет доходов, полученных от ее проведения при сохранении прав собственности лизингодателя. То есть дающий не подставляется под риск общих результатов хозяйственной деятельности берущего.
Сегодняшняя головная боль экономики России понятна: необходимо срочно приводить в чувство целый ряд промышленных отраслей, в силу известных обстоятельств полтора десятилетия занимавшихся проеданием основных фондов. Собственного капитала этим отраслям остро не хватает, а сохраняющаяся встревоженность в экономике в результате очередного этапа передела собственности делает банковский кредит дорогим.
Очень многие российские компании уже вполне оценили возможность глубокого разделения финансовых рисков, которое несет с собой лизинг. По условиям лизинга, клиент платит от 10 до 30% стоимости оборудования, предоставляемого в лизинг, и несет затраты на необходимый для его запуска строймонтаж. Оборудование переходит в собственность лизингополучателя только после полной его оплаты. При этом лизингополучатель имеет целый комплекс дополнительных услуг по транспортировке, таможенной очистке, страховому оформлению, государственной регистрации. Все эти действия, которые промышленные предприятия и компании выполняют самостоятельно в случае закупки оборудования на собственные или кредитные средства, при лизинге становятся обязанностью и ответственностью специалистов лизинговой компании.
Поле деятельности отечественных лизинговых компаний — вся территория России. И не только. Лизинговые компании выходят уже и на мировой рынок. Например, в октябре 2003 г. на выставке ЛИМА—2003 в Малайзии был подписан контракт о передаче в лизинг малайзийской компании «Лайанг лайанг аэроспейс» самолета АН38 производства Новосибирского авиационного объединения (НАПО). Схема передачи в лизинг реализовывалась через российскую Финансовую лизинговую компанию (FLC). Сейчас компания «Лайанг лайанг аэроспейс» вошла в консорциум с FLC с целью продвижения этого самолета на малайзийский рынок.
Динамике рынка лизинга в России может позавидовать любая отрасль. Ежегодный прирост лизинговых операций, по оценкам независимых экспертов, составляет 30—40%. Лизинг на государственном уровне признан основным инструментом для развития ключевых отраслей российской экономики, в том числе энергетики, авиастроения, сельского хозяйства, производства телекоммуникационного оборудования и автотранспорта.
«...Лизинг зарекомендовал себя как эффективный механизм привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор российской экономики», — сказал Президент РФ Владимир Путин. Поддержка государства особенно заметна в области российского законодательства. Серьезным стимулом для развития лизинга в России стало внесение в 2002 г. изменений в федеральный закон о лизинге. Во-первых, было отменено лицензирование лизинговых компаний, что, понятно, сильно удешевило и упростило возможность их создания. Во-вторых, лизингополучателям дано право использовать ускоренную амортизацию оборудования с коэффициентом до трех. Это ведет и к снижению налога на имущество. Возникает возможность экономить на налоге на прибыль, поскольку лизинговые платежи, в отличие от банковских кредитов, включаются в себестоимость. Себестоимость выше, следовательно, прибыль меньше. Соответственно, меньше и налог на прибыль.
После отмены инвестиционных льгот по налогу на прибыль использование лизинга стало единственным законным способом облегчения налогового бремени инвестора. Государство становится активным игроком на рынке лизинга. Оно участвует в создании лизинговых компаний, субсидирует процентные ставки по коммерческим кредитам, предназначенным для поставки оборудования в лизинг. Это много, но, определенно, недостаточно. Мелкие лизинговые компании, коих в последнее время возникло во множестве, финансово слабы и, следовательно, вынуждены обращаться за финансированием своих проектов в банки.
Таким образом, лизинговая сделка обременяется рисками и ограничениями, характерными для банков. В будущем, по логике, должно произойти укрупнение лизинговых компаний, появление на рынке лизинга одного или нескольких игроков, обладающих собственными средствами, сопоставимыми, например, со Сбербанком России. Укрупнение лизинговых компаний откроет путь к дешевым и длинным деньгам, в том числе и иностранным. Иными словами, позволит добиться того качественно нового уровня инвестиционной активности, о необходимости которого так много говорят все и без которого нам не достичь поставленной Президентом РФ задачи — удвоения ВВП.
Древняя мудрость фараонов, помноженная на сегодняшнюю политическую волю — возможно, это и есть рецепт столь долго ожидаемого процветания.
Материал подготовила Ольга ФИЛАТОВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.
Причина — в замечательном качестве лизинга, отличающем его от всех прочих финансовых механизмов, в том, что он позволяет покрывать основную часть расходов на модернизацию за счет доходов, полученных от ее проведения при сохранении прав собственности лизингодателя. То есть дающий не подставляется под риск общих результатов хозяйственной деятельности берущего.
Сегодняшняя головная боль экономики России понятна: необходимо срочно приводить в чувство целый ряд промышленных отраслей, в силу известных обстоятельств полтора десятилетия занимавшихся проеданием основных фондов. Собственного капитала этим отраслям остро не хватает, а сохраняющаяся встревоженность в экономике в результате очередного этапа передела собственности делает банковский кредит дорогим.
Очень многие российские компании уже вполне оценили возможность глубокого разделения финансовых рисков, которое несет с собой лизинг. По условиям лизинга, клиент платит от 10 до 30% стоимости оборудования, предоставляемого в лизинг, и несет затраты на необходимый для его запуска строймонтаж. Оборудование переходит в собственность лизингополучателя только после полной его оплаты. При этом лизингополучатель имеет целый комплекс дополнительных услуг по транспортировке, таможенной очистке, страховому оформлению, государственной регистрации. Все эти действия, которые промышленные предприятия и компании выполняют самостоятельно в случае закупки оборудования на собственные или кредитные средства, при лизинге становятся обязанностью и ответственностью специалистов лизинговой компании.
Поле деятельности отечественных лизинговых компаний — вся территория России. И не только. Лизинговые компании выходят уже и на мировой рынок. Например, в октябре 2003 г. на выставке ЛИМА—2003 в Малайзии был подписан контракт о передаче в лизинг малайзийской компании «Лайанг лайанг аэроспейс» самолета АН38 производства Новосибирского авиационного объединения (НАПО). Схема передачи в лизинг реализовывалась через российскую Финансовую лизинговую компанию (FLC). Сейчас компания «Лайанг лайанг аэроспейс» вошла в консорциум с FLC с целью продвижения этого самолета на малайзийский рынок.
Динамике рынка лизинга в России может позавидовать любая отрасль. Ежегодный прирост лизинговых операций, по оценкам независимых экспертов, составляет 30—40%. Лизинг на государственном уровне признан основным инструментом для развития ключевых отраслей российской экономики, в том числе энергетики, авиастроения, сельского хозяйства, производства телекоммуникационного оборудования и автотранспорта.
«...Лизинг зарекомендовал себя как эффективный механизм привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор российской экономики», — сказал Президент РФ Владимир Путин. Поддержка государства особенно заметна в области российского законодательства. Серьезным стимулом для развития лизинга в России стало внесение в 2002 г. изменений в федеральный закон о лизинге. Во-первых, было отменено лицензирование лизинговых компаний, что, понятно, сильно удешевило и упростило возможность их создания. Во-вторых, лизингополучателям дано право использовать ускоренную амортизацию оборудования с коэффициентом до трех. Это ведет и к снижению налога на имущество. Возникает возможность экономить на налоге на прибыль, поскольку лизинговые платежи, в отличие от банковских кредитов, включаются в себестоимость. Себестоимость выше, следовательно, прибыль меньше. Соответственно, меньше и налог на прибыль.
После отмены инвестиционных льгот по налогу на прибыль использование лизинга стало единственным законным способом облегчения налогового бремени инвестора. Государство становится активным игроком на рынке лизинга. Оно участвует в создании лизинговых компаний, субсидирует процентные ставки по коммерческим кредитам, предназначенным для поставки оборудования в лизинг. Это много, но, определенно, недостаточно. Мелкие лизинговые компании, коих в последнее время возникло во множестве, финансово слабы и, следовательно, вынуждены обращаться за финансированием своих проектов в банки.
Таким образом, лизинговая сделка обременяется рисками и ограничениями, характерными для банков. В будущем, по логике, должно произойти укрупнение лизинговых компаний, появление на рынке лизинга одного или нескольких игроков, обладающих собственными средствами, сопоставимыми, например, со Сбербанком России. Укрупнение лизинговых компаний откроет путь к дешевым и длинным деньгам, в том числе и иностранным. Иными словами, позволит добиться того качественно нового уровня инвестиционной активности, о необходимости которого так много говорят все и без которого нам не достичь поставленной Президентом РФ задачи — удвоения ВВП.
Древняя мудрость фараонов, помноженная на сегодняшнюю политическую волю — возможно, это и есть рецепт столь долго ожидаемого процветания.
Материал подготовила Ольга ФИЛАТОВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.