Версия для печати 7109 Материалы по теме

Ежегодный Форум регионов России «Институты модернизации» собрался в Москве 13 марта в третий раз. Его целью была демонстрация инновационного потенциала субъектов РФ, возможностей и проектов региональных компаний-инноваторов, поиск реальных путей улучшения их взаимодействия с институтами развития. Кроме представителей федеральных институтов развития в нем участвовали топ-менеджеры ведущих российских компаний, ассоциаций и фондов, известные аналитики и эксперты, а также руководители федеральных и региональных органов власти. Организатором форума выступила компания TalkSquare.

Открывая пленарное заседание, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. А. Толоконский сказал, что без формирования институтов развития вряд ли удастся повысить качество региональной политики. Быстрому продвижению на данном направлении мешают такие объективные обстоятельства, как отсутствие опыта и базовых условий. В регионах должно произойти обновление законодательной базы, а к самим регионам необходимо применять дифференцированный подход. Важным моментом полпред считает подготовку кадров для государственной службы — здесь, по его словам, требуется несколько иная идеология. И вообще, государство должно снижать свое прямое инвестиционное участие в экономике, создавая более благоприятные условия для частных инвесторов.

Генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» И. Р. Агамирзян, приветствуя участников, подчеркнул, что любые инициативы федерального центра всегда реализутся через действия региональных властей. Нигде в мире инновационное развитие не было равномерным, и центров модернизации по определению много не бывает. В этом смысле Россия едва ли может стать исключением, и это следует учитывать заранее. Конкуренция между регионами сейчас идет не только за финансы, но и за человеческие, социальные и организационные ресурсы. Недостаточно создать региональные центры инновационного развития, предстоит интегрировать их в соответствующую глобальную сеть. Современное наукоемкое производство нацелено в первую очередь на конечного потребителя — человека. В этом коренное отличие нашего времени от индустриальной эпохи доминирования госзаказа и ВПК.

Дальнейшая дискуссия между участниками пленарного заседания выявила разные подходы. Модернизировать в России надо буквально все, но с чего начинать, чему отдать приоритет и кто должен задавать тон — на это каждый выступающий смотрел по-своему. Могут ли регионы взять на себя инициативу? Заместитель председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) С. А. Васильев рассказал об уже имеющемся опыте взаимодействия с ними. По его словам, Внешэкономбанк изначально не отдавал предпочтения ни одному из субъектов Федерации. Однако большинство проектов, поступавших «снизу», по сути являлось не бизнес-проектами, а всего лишь бизнес-идеями, требующими дальнейшей проработки и правильного оформления. В этом отношении достаточно успешно развернули свою деятельность корпорации развития в Калужской и Самарской областях, взявшие на себя решение указанных задач. Как известно, ВЭБ принимает к рассмотрению проекты, которые оцениваются не менее чем в 2 млрд рублей. С. А. Васильев высказался в пользу снижения этой «планки» для регионов. Банк осуществляет финансирование за счет бюджетных средств, полученных им до кризиса 2008-2009 годов, а также последующих займов, и, судя по выступлению его представителя, дополнительное участие государства было бы не лишним. Разумеется, при условии более эффективного использования бюджетных денег.

Как выразился директор по инновационному развитию ОАО «РОСНАНО» Ю. А. Удальцов, его компания с 2008 года мучительно ищет схему взаимодействия с регионами. По его мнению, исключительно финансовые институты развития во многих случаях могут оказаться неэффективными, так как на региональном уровне действительно трудно обойтись без консультационной поддержки. Бывает и такое, что власти субъектов РФ переоценивают потенциал своих территорий. При том, что общеобразовательный уровень населения там, по статистике, довольно высок, наблюдается нехватка кадров. Отдача от разнообразных региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса тоже незначительная. Магистральный путь развития, согласно Ю. А. Удальцову, заключается в создании новых, интересных рабочих мест для креативного класса.

Региональные и муниципальные бюджеты — не субъект, а объект развития, поскольку этот уровень власти реально обескровлен, полагает директор Института региональной политики Б. В. Столяров. Сегодня делаются заявления о том, что при грядущей децентрализации полномочий хорошо бы добавить бюджетам субъектов Федерации и муниципалитетов в течение пяти-семи лет 1 трлн рублей. Но эксперт уверен, что добавлять надо не 1, а 2 трлн рублей, и по возможности немедленно. Для этого, возможно, следовало бы заменить часть НДС налогом с продаж, средства от которого оставались бы на местах. «Почему мы запрещаем им рисковать?» — задал вопрос Б. В. Столяров, имея в виду регионы и муниципальные образования. Он настаивает на том, что экономическая политика федерального центра по отношению к ним могла бы быть более либеральной. Например, разве обязательно согласовывать с Минэкономразвития России создание особых экономических зон?..

Мы увлекаемся технологической стороной процесса, а нужно «копнуть» глубже, добавил губернатор Кировской области Н. Ю. Белых. В условиях авторитарно-патерналистского общества модернизация невозможна вообще, и результат может получиться не таким, который ожидается. Сначала, как считает губернатор, необходимо изменить само общество. Главная трудность в том, что любое действие в России представляется как результат деятельности власти, местное же самоуправление крайне слабо. И коррупция — это проблема не только чиновников. Надо дать возможность креативному классу быть не менеджерами, а акционерами, тогда можно будет говорить о развитии страны в целом, подытожил свое выступление Н. Ю. Белых. Отвечая позднее на вопросы журналистов, Никита Юрьевич уточнил, что, с его точки зрения, общество по-настоящему изменится только со сменой поколений, и здесь нескольких лет губернаторского срока явно мало. Задача сегодняшнего дня — создание устойчивых институтов, которые будут функционировать независимо от тех или иных персон во власти.

Регионы часто копируют у себя те институты развития, которые есть на федеральном уровне, продолжил заместитель министра экономического развития РФ О. В. Фомичев. Есть у них и свои оригинальные структуры. Конечно, помочь хотелось бы всем, но средств для этого недостаточно. Поэтому министерство предпочитает оказыватьболее адресную поддержку кластерам, где сосредотачиваются передовые технологии и современные производства, но — тоже не всем подряд. Здесь в самое ближайшее время пройдет конкурсный отбор и будет сформирован список пилотных кластеров. Вице-президент Фонда «Сколково» С. А. Наумов сообщил, что у Фонда уже есть соглашения о взаимодействии с рядом субъектов Федерации (включая Кировскую область) и готовятся новые, с учетом специфики регионов.

Требуется более точное разграничение задач федеральных и региональных органов власти, так как нынешняя система управления не ориентирована на развитие, констатировал В. А. Толоконский. Не следует противопоставлять развитие «снизу» развитию «сверху», но политика по созданию современной инфраструктуры в регионах обязана измениться к лучшему. Государственное управление у нас сведено к управлению финансовыми потоками, однако мы должны более комплексно смотреть на развитие, добавил в завершение дискуссии И. Р. Агамирзян. «Российская венчурная компания», по его словам, стремится шире распространять информацию о предпринимателях новой волны, пропагандируя их «истории успеха».

Поделиться