Версия для печати 7617 Материалы по теме
ковалева

Галина КОВАЛЕВА,  первый заместитель председателя правительства, министр экономики и труда Свердловской области,  доктор экономических наук, профессор

Деятельность органов исполнительной власти Свердловской области по привлечению инвестиционных ресурсов определяется программой правительства Свердловской области по выполнению программы губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000—2003 гг., принятой постановлением правительства Свердловской области от 21.12.99 г. №1443-ПП. 
Это стратегический документ, в котором установлены ключевые направления областной политики по стимулированию инвестиций. В соответствии с ним приняты другие нормативные акты, которые конкретизируют и дополняют его. Утвержден, в частности, комплекс мер по привлечению инвестиционных ресурсов, включая получение банковских кредитов, реализацию компенсационных соглашений, создание совместных предприятий, выработку мер поддержки инвестиционных проектов и т. д. Сформулированы основные направления стимулирования инвестиций в Свердловскую область исходя из существующей ситуации в экономике: стимулирование инвестиций через использование пакетов акций приватизируемых предприятий; поддержка усилий предприятий по привлечению финансовых средств путем эмиссий акций и других ценных бумаг; создание механизма страхования инвестиционных рисков на территории области; предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством; предоставление информационного обеспечения и юридическое обеспечение процессов аккредитации.
В соответствии с планом выполнения программы губернатора правительством Свердловской области принята концепция развития внешнеэкономической деятельности, в которой представлены меры по привлечению иностранных инвестиций в реконструкцию и развитие экспортных производств Свердловской области. 
В настоящее время данные меры приносят конкретные результаты, воплощающиеся в яркие проекты, весьма важные для экономических перспектив региона. 
Так, одной из важнейших задач является реализация проекта по строительству в столице Свердловской области Екатеринбурге Международного транспортно-логистического центра. Этот проект внесен в федеральную программу развития транспорта России и предусматривает продление до Екатеринбурга международного транспортного коридора №2 (Берлин — Минск — Москва — Нижний Новгород). После создания такого центра Екатеринбург превратится в один из важнейших транспортных узлов континента, где сольются воедино трансевразийские товарные, производственные и финансовые потоки.
 Важным с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата является развитие выставочно-ярмарочной деятельности, в связи с чем правительство Свердловской области оказывает всестороннюю поддержку выставочным организациям. Так, правительством области разработана и принята концепция развития выставочной деятельности в регионе. В области, находящейся в центре оси Европа — Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион, планируется создание крупного международного центра для проведения выставок и конгрессов. Площадь первой очереди такого центра составит 30 тыс. кв. м., а в перспективе планируется довести ее до 120 тыс. кв. м. Координация деятельности выставочных организаций осуществляется на основании распоряжения правительства Свердловской области от 19.01.2001г. №29рп, которым утверждены тематика, график и места проведения выставок. Также с целью успешного развития выставочной деятельности, международных и межрегиональных торгово-экономических связей постановлением правительства области создана межведомственная комиссия по выставочноярмарочной деятельности. 
С целью объединения усилий предпринимателей, финансовых структур и органов исполнительной власти по привлечению инвестиционных ресурсов в область указом губернатора Свердловской области создан консультативный совет по иностранным инвестициям в Свердловской области. Целями данного cовета являются повышение эффективности инвестиционной политики, проводимой органами государственной власти Свердловской области; создание условий, способствующих росту инвестиционной активности; разработка предложений по применению новых инструментов и технологий привлечения иностранных инвестиций. 
Важным мероприятием с точки зрения привлечения потенциальных партнеров в области машиностроения является организация и проведение на полигоне под Нижним Тагилом международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Russian Expo-Arms». Результаты последней выставки заслуживают высшей оценки: она обогнала по основным показателям своих предшественниц. В выставке приняли участие около 200 предприятий (для сравнения, на первой выставке в 1999 г. участвовало 107 предприятий). «Russian Expo-Arms—2002» посетила 51 иностранная делегация (в 1999-м — 36 делегаций). Это мероприятие позволило значительно расширить число торговых партнеров области и способствовало развитию экспорта из Свердловской области товаров с высокой степенью переработки.
В области создан механизм оперативного получения информации об инвестиционных нуждах хозяйствующих субъектов (постановление правительства Свердловской области №124ПП от 27.02.2002 г. «Об утверждении Положения о реестре инвестиционных заявок организаций Свердловской области»). Активно ведется работа по сбору заявок и формированию реестра на русском и английском языках.
Другой важной составляющей стимулирования инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности является получение и поддержание кредитного рейтинга Свердловской области в ведущих мировых рейтинговых агентствах Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service. Первоначально кредитный рейтинг Свердловской области был присвоен в рамках работы по реализации программы еврооблигационного займа в 1997 г. В дальнейшем кредитный рейтинг стал важным индикатором, поддержание которого позволяет области расширить круг потенциальных инвесторов и привлечь их к реализации ряда крупных проектов. 
Проведенная органами власти работа принесла конкретные результаты. В промышленном комплексе региона в течение четырех последних лет сохраняется положительная динамика роста объемов производства, стабилизация притока инвестиций в основной капитал (по сравнению с 2001 г. в сопоставимых ценах — 118%). Более 45% инвестиций в реальном секторе экономики было направлено на техническое перевооружение и замену оборудования.
Следует отметить высокие темпы роста иностранных инвестиций в Свердловскую область. В 2001 г. иностранные инвестиции по сравнению с 2000 г. выросли в 4,6 раза. В 2002м иностранные инвестиции по сравнению с 2001 г. выросли на 180% и составили 1354,7 млн. долл. Рост иностранных инвестиций произошел за счет увеличения объемов привлекаемых кредитно-денежных ресурсов иностранных кредитных организаций и регистрации крупных предприятий с иностранными инвестициями, среди которых — ООО «Пепси Интернешнл Боттлерс (Екатеринбург)», ООО «СЕВЕР ТРАНС ХОЛДИНГ», ОАО «Завод по производству труб большого диаметра», ООО «Урал соки».
Объем поступивших иностранных инвестиций в долларовом выражении в январе-сентябре 2003 г. составил 740,3 млн. долл. 
Иностранные инвестиции направлялись в основном на предприятия цветной металлургии (625,2 млн. долл., или 84,5%), черной металлургии (72,0 млн. долл., или 9,7%) и на предприятия материально-технического снабжения и сбыта (10,2 млн. долл., или 1,4%).
 В качестве основных инвесторов в 2003 г. выступили: Германия (422,4 млн. долл.), Великобритания (120,1 млн. долл.), Кипр (109,8 млн. долл.), Британские Виргинские острова (26,9 млн. долл.), Лихтенштейн (24,6 млн. долл.), Швейцария (14,7 млн. долл.). 
В 2002 г. основными инвесторами являлись: Кипр (428,3 млн. долл.), Британские Виргинские острова (194,3 млн. долл.), Германия (118,5 млн. долл.), Швейцария (75,6 млн. долл.), Лихтенштейн (48,7 млн. долл.), Великобритания (35,9 млн. долл.), США (25,2 млн. долл.).
Тем не менее, инвестиционная активность в области остается недостаточной, масштабы инвестиций в основной капитал не соответствуют реальным потребностям обновления и модернизации производственных мощностей.
В соответствии с намерениями промышленных предприятий, предполагается реализовать несколько десятков необходимых области инновационоинвестиционных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях. В ближайшие годы мы должны привлечь в область инвестиции в объеме не менее 50 млрд. руб. ежегодно с последующим увеличением капитальных вложений на 10—15% в среднем за год.  Только так мы сможем реализовать важнейшие инвестиционные проекты, среди которых — строительство комплекса по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов (720 млн. долл.), организация производства магния из отходов обогащения асбестовых руд в акционером обществе «Ураласбест» (300 млн. долл.), переработка монацитового концентрата на базе ГУ «Уралмонацит», строительство энергоблока БН—800 на БАЭС, где объем инвестиций предположительно составит 1,3 млрд. долл.
В целях обоснования региональной стратегии развития отраслей, отраслевых комплексов, территории и установления оптимальных темпов и пропорций рационального размещения и развития производительных сил в экономическом пространстве Свердловской области с учетом финансового состояния экономики в области разработана схема развития и размещения производительных сил на период до 2015 г. Одними из основных точек роста, определенных схемой, помимо развития человеческого потенциала являются повышение инновационной составляющей и активизация инвестиционной деятельности.
Залогом успеха стратегических направлений развития области является рост инвестиций. Для реализации мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению и освоению новых видов продукции необходимо привлекать в экономику области 4—5 млрд. долл. ежегодно (сейчас около 2—2,5 млрд.). Сформированный в рамках этой схемы портфель инвестиционных проектов примерно наполовину обеспечен собственными средствами предприятий, остальные средства предстоит привлечь.
Активная экономическая политика правительства области послужила причиной усиления развития внешнеэкономической деятельности региона.
 Внешнеторговый оборот Свердловской области за январь—ноябрь 2003 г. составил 3828,5 млн. долл., в том числе экспорт — 2976,7 млн. долл., импорт — 851,8 млн. долл. Сальдо внешнеторгового оборота положительное (2124,9 млн. долл.).
По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. внешнеторговый оборот увеличился на 7,2%, экспорт — на 8,8%, импорт — на 2,1%.
Основными торговыми партнерами в отчетном периоде являлись США, Нидерланды, Италия, Египет, Германия, Китай, а из стран ближнего зарубежья — Казахстан, Украина, Узбекистан. Основную долю в экспорте Свердловской области в январе—ноябре 2003 г. составили черные и цветные металлы и изделия из них (в том числе черные металлы — 20,2%, медь и изделия из нее — 8,1%, алюминий и изделия из него — 10,8%). 25,8% экспорта приходилось на химическую и 15,1% — на машиностроительную продукцию. 
По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. в экспорте увеличилась доля продовольственных товаров, минеральных продуктов, черных металлов и алюминия (на 0,1, 0,1, 1,3, 0,1 п.п. соответственно), снизилась доля продукции нефтехимического комплекса, древесины, меди и изделий из нее и машиностроительной продукции. В абсолютном выражении наблюдался рост практически по всем позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ВЭД), за исключением меди и изделий из нее. Снижение экспорта меди в стоимостном выражении произошло в связи с переориентированием производителей Свердловской области с внешнего рынка на внутренний.   По импорту в область поступали — машиностроительная продукция, продовольствие и сырье для его производства, продукция нефтехимической промышленности. В область ввозится мебель, одежда, обувь и другие потребительские товары. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. в импорте увеличилась доля минеральных продуктов, древесины, текстиля и машиностроительной продукции, снизилась доля продовольственных товаров и продукции нефтехимического комплекса.  В целом, в настоящее время Свердловская область уверенно наращивает темпы привлечения инвестиций, что является показателем роста доверия к ней со стороны стратегических партнеров. Рост инвестиций создает условия для технико-технологической модернизации основных фондов, создания и расширения рыночно-адекватных производств, повышения конкурентоспособности уральской продукции и в целом является залогом успешного будущего областной экономики.  

Справка «Бюджета»
Ковалева Галина Алексеевна — первый зам. председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Свердловской области, доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук РФ, действительный член Академии экономических наук Украины, действительный член Международной академии регионального развития и сотрудничества.
 Родилась 15 октября 1949 г. в г. Серове Свердловской области.
В 1967 г. окончила среднюю школу с серебряной медалью, в 1972 г. — с отличием общеэкономический факультет Свердловского института народного хозяйства (СИНХ) по специальности экономика труда.
В 1972—1978 гг. работала в СИНХе инженером научно-исследовательского сектора;
в 1978—1980 гг. — в Институте экономики УНЦ АН СССР (руководитель группы, с.н.с.);
 с 1980 г. — в Институте экономических исследований ДВИЦ АН СССР (Хабаровск);
с 1987 г. — в Институте экономики УрО РАН; с 1992 г. — в Институте философии и права УрО РАН. 
С 1995 г. — член правительства Свердловской области, курирует комплекс вопросов по формированию экономической и финансовой политики региона. Заслуженный экономист Российской Федерации. Основную работу в правительстве области сочетает с научно-общественной и педагогической деятельностью, являясь членом Национального экономического совета, возглавляет научный коллектив Центра проблем федерализма Института философии и права УрО РАН, руководит работами докторантов и аспирантов, автор научных статей и монографий.

Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.

Поделиться