Пивоваренная отрасль России насчитывает сегодня 300 предприятий различной мощности и является наиболее динамично развивающейся в секторе пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако рынок пива в России формировался тяжело и, вместе с тем, уверенно и стремительно.
Вячеслав МАМОНТОВ, руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров
Судите сами. Еще несколько лет назад было отмечено падение объемов производства пива с 350 млн. декалитров (дал) в 1985 г. до 208 млн. дал в 1996 г. Главная причина — кризис. Заметное негативное влияние на отрасль оказала и проводимая с середины 80-х гг. антиалкогольная кампания. К тому же ситуация усугублялась наличием на рынке значительной доли недорогой импортной продукции и несовершенством системы налогообложения, в частности политики в области акцизов и таможенного законодательства.
Однако, несмотря на все барьеры, в 2003 г. Россия уже производила 757,3 млн. дал янтарного напитка. Такой результат можно объяснить следующими причинами. Во-первых, у России значительный потенциал рынка. В прошлом году средний объем потребления пива достиг 50 литров на человека. Население стало лучше относиться к пиву как к напитку. В Европе же этот показатель в среднем составляет более 100 литров в год.
Во-вторых, пивоваренная отрасль — одна из немногих в России, которая производит продукт, по качеству полностью соответствующий мировым стандартам.
И в-третьих, в отрасль привлечены значительные инвестиции. За последние несколько лет их общий объем составил более 2,5 млрд. долл. Более 60% пива в России производят предприятия, входящие в состав ТНК. И инвестирование продолжается. Большинство крупных пивоваренных холдингов, работающих в России, продолжают строить новые заводы, покупать предприятия и увеличивать производство. Финансовые консультанты зарубежных инвесторов рекомендуют вкладывать деньги в российскую пивоваренную отрасль. И сейчас на отечественном рынке представлены пять крупнейших пивных концернов: норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, индийско-бельгийский SUN-Interbrew, африканский South African Breweries (SAB—Miller), голландский Heineken, британский Scottish & Newcastle. Лидером является Baltic Beverages Holding (ВВН). Он производит 35% российского пива, флагманом которого является «Балтика». ВВН также контролирует ОАО «Ярпиво», ОАО «Пикра» (Красноярский край), ОАО «Золотой Урал». Carlsberg Breweries владеет 50% акций ВВН. Второй половиной названного холдинга владеет Scottish & Newcastle.
На втором месте стоит SUN-Interbrcw. Она управляет девятью заводами, расположенными в Клину, Санкт-Петербурге, Иванове, Курске, Перми, Поволжье, Омске, Саранске и Новочебоксарске.
В 2003 г. 11 крупнейших пивоваренных компаний России произвели около 550 млн. дал напитка, что составляет 72,5% рынка. Остальные 290 малых и средних пивоваренных заводов занимают соответственно 27,5%.
Но в последнее время стало понятно, что средств от операционной деятельности недостаточно для финансирования крупных капитальных вложений и развития бизнеса. Несмотря на то, что прибыль российских пивоваренных компаний ожидается более высокой, чем у международных производителей, денег будет недостаточно, для того чтобы поддерживать высокий уровень капитальных вложений и восполнять потребности в оборотном капитале. Такие инвестиции по-прежнему остаются важным элементом успеха на рынке в краткосрочной перспективе.
В российском секторе по производству потребительских товаров пивоварение — одна из отраслей с самыми высокими показателями капитальных затрат (около 30% продаж). И в ближайшее время высокий уровень инвестиций в расширение производства предположительно останется без изменений.
Отрасль динамично развивается. Существует огромный потенциал. Однако, тем не менее, перед российскими пивоварами остаются проблемы, и в первую очередь это налоги, а точнее, акцизная и таможенно-тарифная политика государства. За последние три года акциз на пиво увеличился на 47%, в то время как на крепкий алкоголь — на 38%. Я бы даже сказал, что кризис августа 1998 г. повлиял на отрасль не настолько катастрофически, как влияет повышение акциза. В настоящее время пивоварение не только одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, но и ведущий налогоплательщик.
Кроме налогов нашим пивоварам приходится бороться с издержками производства. В настоящий момент рентабельность пивоваренных компаний снижается, темпы роста рынка замедляются, а уровень издержек растет непропорционально быстро. Мы даже ожидаем, что в скором времени темпы роста издержек могут превысить темпы увеличения продаж. Но, опережая возникающие вопросы, замечу, что никакой пивной кризис не грядет. Наши производители находят пути снижения затрат. Один из них — производство солода внутри страны. Это главный способ снижения издержек, который в среднесрочном периоде позволит сократить до 25% себестоимости пива. Сейчас же отрасль работает на 70% на импортном сырье. Отечественное сельское хозяйство обеспечивает лишь 10% потребности отрасли в хмеле (ежегодно требуется около 9 тыс. тонн) и примерно 50% — в пивоваренном ячмене (общая потребность 1,2—1,5 млн. тонн). Основные поставщики солода на наш рынок — Германия, Дания, Франция, Финляндия. Хмель поступает в основном из Германии и Чехии. Несколько слов о транспортных расходах. Например, в 2003 г. железнодорожные тарифы на перевозку пива по воле РЖД были увеличены практически в два раза. Произошло это потому, что железнодорожники самостоятельно отнесли пиво к категории товара, который необходимо перевозить только в специальных вагонах, обеспечивающих температурный режим. Стоимость перевозки в таком вагоне значительно выше. Но парадокс в том, что этих специальных вагонов у железнодорожников практически нет. Однако перевозку пива в простых вагонах они обеспечить как бы готовы, но только на основе договора на особых условиях, что опять-таки значительно дороже перевозки в том же обычном вагоне на обычных условиях.
На фоне этого крупнейшие компании улучшают логистику с помощью строительства новых пивоварен и совершенствования дистрибуции. Инвестиции в совершенствование логистики и создание сетей собственных пивных баров должны уменьшить транспортные издержки и повысить узнаваемость брендов, а также дать возможность развивать продукты с высокой добавленной стоимостью.
Еще один фактор — упаковка. Она составляет около 15—20% себестоимости и до недавнего времени была наиболее эффективным способом повышения рентабельности. Компании переходили с более дорогой стеклянной тары на алюминиевые банки и, что еще важнее, на бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ, вид пластика).
Но ПЭТ-бутылки ассоциируются скорее с массовой продукцией, а не с премиальным пивом. А структура российского рынка уже меняется в сторону увеличения доли пива более высокого класса. Сегмент высококачественного пива «премиум» сегодня самый быстрорастущий на рынке — причем как отечественного пива, так и лицензионных брендов. И, скорее всего, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. И если в 2003 г. сегмент «премиум» занимал около 14,7% рынка, то в 2004 г. эта доля может возрасти до 19,6%.
Несомненно, перспективы развития отрасли существуют. Однако на практике пивовары сталкиваются с трудностями, зачастую носящими субъективный характер и не укладывающимися в привычные схемы развития рынка. Тем не менее, за последние несколько лет пивоваренная отрасль сделала значительный прорыв в своем развитии, и сегодня Россия занимает пятое место по объему выпуска пива, уступая США, Германии, Китаю и Бразилии.
По нашим оценкам, емкость рынка составляет около 150 млрд. руб. Объем производства уже в этом году составит 5 млрд. 148 млн. долл. А к 2005 г. рынок дорастет до 5,3 млрд. долл., то есть по сравнению с 1999 г. почти удвоится и достигнет 845 млн. дал. Для сравнения: в США емкость рынка пива составляет 60 млрд. долл.
Однако в ближайшие пять лет темп роста будет постепенно замедляться, и среднегодовой прирост в 2004—2010 гг. составит лишь 5—6% в год. В то же время ожидается, что темпы роста мирового рынка пива в этот период составят 2—3% в год.
К тому времени, когда объемы производимого пива сравняются с рыночными потребностями, пивоваренные компании станут постепенно продвигаться в направлении развития инфраструктуры и вертикальной интеграции, для того чтобы сократить издержки и уменьшить зависимость от импортируемого сырья. Крупнейшие компании-производители уже построили собственные солодовни, некоторые проекты еще находятся в стадии реализации. Число сделок по приобретению предприятий останется ограниченным.
Справка «Бюджета»
Российский рынок пивоваренной продукции — один из самых крупных в мире и обладает огромным потенциалом развития. На сегодняшний день в России около 300 пивоваренных предприятий с разными организационно-правовыми формами, мощностями, технологическими процессами. Первое место по объему производства пива занимает Центральный федеральный округ. Лидер в ЦФО по производству и потреблению — Москва. На втором месте во главе стоит Северо-Западный федеральный округ (лидер — Санкт-Петербург). Он изготовляет чуть менее 50% всего отечественного пива. Почетное третье место занимает Приволжский федеральный округ.
Вячеслав МАМОНТОВ, руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров
Судите сами. Еще несколько лет назад было отмечено падение объемов производства пива с 350 млн. декалитров (дал) в 1985 г. до 208 млн. дал в 1996 г. Главная причина — кризис. Заметное негативное влияние на отрасль оказала и проводимая с середины 80-х гг. антиалкогольная кампания. К тому же ситуация усугублялась наличием на рынке значительной доли недорогой импортной продукции и несовершенством системы налогообложения, в частности политики в области акцизов и таможенного законодательства.
Однако, несмотря на все барьеры, в 2003 г. Россия уже производила 757,3 млн. дал янтарного напитка. Такой результат можно объяснить следующими причинами. Во-первых, у России значительный потенциал рынка. В прошлом году средний объем потребления пива достиг 50 литров на человека. Население стало лучше относиться к пиву как к напитку. В Европе же этот показатель в среднем составляет более 100 литров в год.
Во-вторых, пивоваренная отрасль — одна из немногих в России, которая производит продукт, по качеству полностью соответствующий мировым стандартам.
И в-третьих, в отрасль привлечены значительные инвестиции. За последние несколько лет их общий объем составил более 2,5 млрд. долл. Более 60% пива в России производят предприятия, входящие в состав ТНК. И инвестирование продолжается. Большинство крупных пивоваренных холдингов, работающих в России, продолжают строить новые заводы, покупать предприятия и увеличивать производство. Финансовые консультанты зарубежных инвесторов рекомендуют вкладывать деньги в российскую пивоваренную отрасль. И сейчас на отечественном рынке представлены пять крупнейших пивных концернов: норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, индийско-бельгийский SUN-Interbrew, африканский South African Breweries (SAB—Miller), голландский Heineken, британский Scottish & Newcastle. Лидером является Baltic Beverages Holding (ВВН). Он производит 35% российского пива, флагманом которого является «Балтика». ВВН также контролирует ОАО «Ярпиво», ОАО «Пикра» (Красноярский край), ОАО «Золотой Урал». Carlsberg Breweries владеет 50% акций ВВН. Второй половиной названного холдинга владеет Scottish & Newcastle.
На втором месте стоит SUN-Interbrcw. Она управляет девятью заводами, расположенными в Клину, Санкт-Петербурге, Иванове, Курске, Перми, Поволжье, Омске, Саранске и Новочебоксарске.
В 2003 г. 11 крупнейших пивоваренных компаний России произвели около 550 млн. дал напитка, что составляет 72,5% рынка. Остальные 290 малых и средних пивоваренных заводов занимают соответственно 27,5%.
Но в последнее время стало понятно, что средств от операционной деятельности недостаточно для финансирования крупных капитальных вложений и развития бизнеса. Несмотря на то, что прибыль российских пивоваренных компаний ожидается более высокой, чем у международных производителей, денег будет недостаточно, для того чтобы поддерживать высокий уровень капитальных вложений и восполнять потребности в оборотном капитале. Такие инвестиции по-прежнему остаются важным элементом успеха на рынке в краткосрочной перспективе.
В российском секторе по производству потребительских товаров пивоварение — одна из отраслей с самыми высокими показателями капитальных затрат (около 30% продаж). И в ближайшее время высокий уровень инвестиций в расширение производства предположительно останется без изменений.
Отрасль динамично развивается. Существует огромный потенциал. Однако, тем не менее, перед российскими пивоварами остаются проблемы, и в первую очередь это налоги, а точнее, акцизная и таможенно-тарифная политика государства. За последние три года акциз на пиво увеличился на 47%, в то время как на крепкий алкоголь — на 38%. Я бы даже сказал, что кризис августа 1998 г. повлиял на отрасль не настолько катастрофически, как влияет повышение акциза. В настоящее время пивоварение не только одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, но и ведущий налогоплательщик.
Кроме налогов нашим пивоварам приходится бороться с издержками производства. В настоящий момент рентабельность пивоваренных компаний снижается, темпы роста рынка замедляются, а уровень издержек растет непропорционально быстро. Мы даже ожидаем, что в скором времени темпы роста издержек могут превысить темпы увеличения продаж. Но, опережая возникающие вопросы, замечу, что никакой пивной кризис не грядет. Наши производители находят пути снижения затрат. Один из них — производство солода внутри страны. Это главный способ снижения издержек, который в среднесрочном периоде позволит сократить до 25% себестоимости пива. Сейчас же отрасль работает на 70% на импортном сырье. Отечественное сельское хозяйство обеспечивает лишь 10% потребности отрасли в хмеле (ежегодно требуется около 9 тыс. тонн) и примерно 50% — в пивоваренном ячмене (общая потребность 1,2—1,5 млн. тонн). Основные поставщики солода на наш рынок — Германия, Дания, Франция, Финляндия. Хмель поступает в основном из Германии и Чехии. Несколько слов о транспортных расходах. Например, в 2003 г. железнодорожные тарифы на перевозку пива по воле РЖД были увеличены практически в два раза. Произошло это потому, что железнодорожники самостоятельно отнесли пиво к категории товара, который необходимо перевозить только в специальных вагонах, обеспечивающих температурный режим. Стоимость перевозки в таком вагоне значительно выше. Но парадокс в том, что этих специальных вагонов у железнодорожников практически нет. Однако перевозку пива в простых вагонах они обеспечить как бы готовы, но только на основе договора на особых условиях, что опять-таки значительно дороже перевозки в том же обычном вагоне на обычных условиях.
На фоне этого крупнейшие компании улучшают логистику с помощью строительства новых пивоварен и совершенствования дистрибуции. Инвестиции в совершенствование логистики и создание сетей собственных пивных баров должны уменьшить транспортные издержки и повысить узнаваемость брендов, а также дать возможность развивать продукты с высокой добавленной стоимостью.
Еще один фактор — упаковка. Она составляет около 15—20% себестоимости и до недавнего времени была наиболее эффективным способом повышения рентабельности. Компании переходили с более дорогой стеклянной тары на алюминиевые банки и, что еще важнее, на бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ, вид пластика).
Но ПЭТ-бутылки ассоциируются скорее с массовой продукцией, а не с премиальным пивом. А структура российского рынка уже меняется в сторону увеличения доли пива более высокого класса. Сегмент высококачественного пива «премиум» сегодня самый быстрорастущий на рынке — причем как отечественного пива, так и лицензионных брендов. И, скорее всего, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. И если в 2003 г. сегмент «премиум» занимал около 14,7% рынка, то в 2004 г. эта доля может возрасти до 19,6%.
Несомненно, перспективы развития отрасли существуют. Однако на практике пивовары сталкиваются с трудностями, зачастую носящими субъективный характер и не укладывающимися в привычные схемы развития рынка. Тем не менее, за последние несколько лет пивоваренная отрасль сделала значительный прорыв в своем развитии, и сегодня Россия занимает пятое место по объему выпуска пива, уступая США, Германии, Китаю и Бразилии.
По нашим оценкам, емкость рынка составляет около 150 млрд. руб. Объем производства уже в этом году составит 5 млрд. 148 млн. долл. А к 2005 г. рынок дорастет до 5,3 млрд. долл., то есть по сравнению с 1999 г. почти удвоится и достигнет 845 млн. дал. Для сравнения: в США емкость рынка пива составляет 60 млрд. долл.
Однако в ближайшие пять лет темп роста будет постепенно замедляться, и среднегодовой прирост в 2004—2010 гг. составит лишь 5—6% в год. В то же время ожидается, что темпы роста мирового рынка пива в этот период составят 2—3% в год.
К тому времени, когда объемы производимого пива сравняются с рыночными потребностями, пивоваренные компании станут постепенно продвигаться в направлении развития инфраструктуры и вертикальной интеграции, для того чтобы сократить издержки и уменьшить зависимость от импортируемого сырья. Крупнейшие компании-производители уже построили собственные солодовни, некоторые проекты еще находятся в стадии реализации. Число сделок по приобретению предприятий останется ограниченным.
Справка «Бюджета»
Российский рынок пивоваренной продукции — один из самых крупных в мире и обладает огромным потенциалом развития. На сегодняшний день в России около 300 пивоваренных предприятий с разными организационно-правовыми формами, мощностями, технологическими процессами. Первое место по объему производства пива занимает Центральный федеральный округ. Лидер в ЦФО по производству и потреблению — Москва. На втором месте во главе стоит Северо-Западный федеральный округ (лидер — Санкт-Петербург). Он изготовляет чуть менее 50% всего отечественного пива. Почетное третье место занимает Приволжский федеральный округ.
Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.