Экономика№3 март 2004 — 20 марта 2004

Российскую глубинку еще предстоит открыть

Версия для печати 4711 Материалы по теме
В настоящее время уже не возникает сомнений относительно значения туризма как отрасли экономики, приносящей не только доходы и прибыль, но и ставшей неотъемлемой частью культурного бытия человеческого общества. Существует немало стран, где туристская индустрия является не просто весомой составляющей национальной экономики, а стратегическим направлением развития.
глубинка
Отрадно, что все привлекательные моменты современной туриндустрии оценены и в нашей стране. Сегодня практически на всех административно-управленческих уровнях и в среде бизнеса уделяется внимание развитию сферы туристских услуг в России.
Можно констатировать, что за последнее десятилетие поток иностранных туристов, посещающих Российскую Федерацию, постоянно увеличивался. Были, правда, объективные моменты, повлиявшие на падение числа прибытий туристов (дефолт 1998 года, события 11 сентября 2001 года), но в целом явно прослеживается тенденция возрастания интереса к поездкам в Россию.
В 2003 г. Россию, по сравнению с 1995 г., посетило на 72% больше иностранных туристов из стран дальнего зарубежья. (Следует заметить, что общее число иностранных туристов гораздо больше. Однако более корректно сравнивать этот показатель, поскольку большинство граждан стран СНГ осуществляют приграничные поездки и подчас преследуют иные цели, нежели туризм).
 Разумеется, если сравнивать эти показатели с показателями ведущих стран в области международного туризма, то выглядят они довольно скромно. И это вполне объяснимо: ведущие туристские державы материально уже реализовали свои туристские возможности и продолжают их наращивать, а мы, страна с огромным туристским потенциалом, стоим пока еще на пороге освоения и использования имеющихся ресурсов. 
Какие же задачи можно считать главными на данном этапе? К числу основных можно отнести:
— создание актуальной и действенной законодательной базы по туризму;
— наличие отработанной и реальной федеральной и региональных программ развития туризма; — привлечение инвестиций в туристскую отрасль, стимулирование инвесторов;
— разработка скоординированных программ продвижения туристского продукта России на зарубежных рынках.
Когда в 1996 г. был принят закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», его позитивное значение оценили все, кто причастен к туристской отрасли. Наконец-то появились правила игры и какая-то регламентация деятельности. Но время не стоит на месте, и проявившиеся недочеты и несоответствия надо исправлять. Работа в этом направлении ведется постоянно. Следует отметить, что к процессу подготовки поправок к действующему закону привлечены не только законотворцы и чиновники, но и широкий круг профессионалов и специалистов в области туризма. Хотелось бы надеяться, что в окончательном варианте закона будут точно определены функции и ответственность всех участников туристского рынка — тех, кто создает турпродукт, продает его на международном рынке, кто обслуживает туристов, занимается посредничеством и т. д. — и будет зафиксирована защита национальных производителей туруслуг и туроператоров. 
Давно не секрет стремление многих иностранных туристских компаний напрямую выйти на российские туристские ресурсы, столкнуть производителей услуг в конкурентной борьбе в отношении ценообразования и получения сверхприбыли, уходящей из-под юрисдикции компетентных российских органов. 
Вопрос привлечения инвестиций в туристскую отрасль особо актуален в настоящий период, и в первую очередь для модернизации и строительства объектов размещения. Начиная с 1995 г. проявилась тенденция уменьшения гостиничного фонда в Российской Федерации. Так, к 2001 г. число гостиниц уменьшилось на 25%.
Причем из эксплуатации выводятся гостиницы экономического класса (две—три звезды), предназначенные для массового туризма. А в строй вводятся суперотели категории четыре—пять звезд. Характерен пример по городу Москве: прекратили существование гостиницы «Интурист», «Москва», поднимается вопрос о гостинице «Россия», а уменьшение гостиничных мест компенсируется строительством пятизвездочных отелей. 
Никто не возражает против увеличения числа высококлассных гостиниц. Но должна быть и альтернатива, поскольку массовый туризм базируется на двух основных моментах: доступные цены на международные перевозки на чартерной основе и недорогое, но достойное размещение.
волга
Вместе с тем, финансовых вложений и инвестиций требуют и прочие сферы инфраструктуры туризма. Почти 64% иностранных туристов, участвовавших в опросе Госкомстата РФ, указывают, что в развитии нуждаются также транспорт и «другое». Под «другим» понимается реставрация памятников и объектов показа, создание туристских зон в местах массового посещения, развитие туристско-информационных центров и т.п. Для рационального использования имеющихся туристских и финансовых ресурсов в каждом регионе большое значение приобретает наличие актуальной программы развития туризма. Нужна не подгонка местных условий под желания и амбиции достигнуть многого за короткие сроки, а обоснованный и взвешенный план действий по созданию востребованного туристского продукта, по отработке системы его обслуживания и реализации, по мероприятиям, направленным на продвижение турпродукта —  в первую очередь на внутреннем рынке, так как практика показывает, что популярный турпродукт, разработанный для внутреннего туризма, становится интересен и иностранным туристам.
Типичная ошибка, наблюдаемая в регионах: у нас есть уникальные места — исторические памятники, природные заповедники, климатические курорты — есть условия для спорта и отдыха и т. п.). Мы строим гостиницы на 200 мест (почему не на 100 или на 300?). Разрабатываем программы туров и ждем гостей. И только после этого возникают вопросы. А каковы транспортные связи, их удобство, стоимость доставки туристов? Насколько интересна и мотивированна поездка именно сюда? Как позиционируется данный турпродукт в сравнении с возможными аналогами, какова его конкурентноспособность? Кто будет продавать его на международном рынке?.. 
Вместе с тем, российские регионы обладают поистине колоссальными возможностями для развития туризма. География иностранного туризма сузилась до «бермудского треугольника»: Москва — Санкт-Петербург — города Золотого кольца, а также речные круизы по тому же маршруту Москва — Санк-Петербург. Почти 65% иностранных туристов посещают только Северо-Западный и Центральный регионы. А если к ним присоединить Дальневосточный регион, где основную массу составляет приграничный туризм с КНР и большие потоки из Японии, то эта цифра составит 84% прибытий иностранных туристов. 
Крупные российские туроператоры очень заинтересованы в налаживании деловых отношений с регионами и расширении своих предложений для иностранных партнеров. Определенная узость спектра предлагаемых поездок не только не позволяет динамично развиваться, но и не дает повода для многократных повторных приездов иностранцев в Россию. Нужно понимать, что на международном рынке нет отдельно взятого туризма в Москву, Самару, Ростов или Иркутск, а есть — туризм в Россию.
из дерева
Естественно, что для увеличения объемов иностранного туризма необходима активная и массированная реклама имеющихся туристских возможностей. Причем как чисто имиджевая, призванная создавать образ России как благоприятного и востребованного туристского направления, так и адресная коммерческая реклама определенного турпродукта. 
Решение этого вопроса, как и многого другого в области туризма, упирается в источники и объемы финансирования. За последнее время рекламно-информационная деятельность в области иностранного туризма значительно активизировалась и на федеральном, и на региональном уровнях. Да, мы не можем пока сравнивать размеры бюджета на рекламу туризма в Россию с рекламными расходами таких лидеров международного туризма, как Испания (70—75 млн. долл. в год) или Франция (55—60 млн. долл. в год). Но другого пути, кроме как увеличение затрат на продвижение собственного турпродукта, нет. В этой связи хотелось бы прокомментировать некоторые данные. Абсолютное большинство опрошенных иностранных туристов в числе привлекательных туристских регионов России называют Санкт-Петербург, Москву и города Золотого кольца.  С одной стороны, это лишь подтверждает сложившуюся узость географии поездок, но, с другой стороны, говорит о том, что большинство иностранцев просто не знают, что еще можно увидеть в России, что их ждет в других частях большой страны. Таким образом, огромные резервы в увеличении объемов иностранного туризма заложены в деятельности региональных органов по туризму и туристских компаний. И здесь многое зависит от их активности на рынке. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что крупный российский туроператорский бизнес очень заинтересован в расширении работы по новым туристским направлениям внутри страны. Существует довольно много путей и способов взаимовыгодного сотрудничества. Без сомнения, любой удачно осуществленный проект вносит свою положительную лепту в дело развития международного туризма в России.

Справка «Бюджета»
корнышев
  Корнышев Михаил Сергеевич, родился в 1955 г. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. В ВАО «Интурист» работает с 1976 г. Был директором Департамента выездного туризма, директором Департамента маркетинга, член правления ВАО «Интурист».
С 2002 г. — действительный член Национальной академии туризма.

Журнал «Бюджет» №4 март 2004 г.

Поделиться