Раньше все мальчишки рвались в армию. Служить в Вооруженных Силах было не просто престижно, но и почетно. Сейчас ситуация изменилась... Однако чтобы мы могли спать спокойно, кто-то должен охранять мирное небо надо головой. И такие люди есть! С одним из них в преддверии профессионального праздника, 23 февраля, встретился наш корреспондент. На вопросы редакции отвечает первый заместитель министра промышленности, науки и технологий России Александр БРИНДИКОВ
— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, об итогах 2003 года. Какие достижения были в ушедшем году у оборонно-промышленного комплекса?
— Министерство промышленности, науки и технологий мониторит состояние ОПК по многим показателям, важнейший из которых — общий объем производства. По предварительным оценкам, в 2003 году его прирост к уровню предыдущего года составил 15,1%. По гражданской продукции — 13,4%. Темпы хорошие. В принципе, они нас удовлетворяют, хотя проблем в ОПК остается много. Ключевые из них — проблемы технического и технологического перевооружения. Еще один важный итог 2003 года — разработан сводный реестр организаций ОПК. Проведен глубокий анализ всех предприятий, которые так или иначе включались в оборонный сектор промышленности России. Из более чем 2000 предприятий в состав реестра вошло 1279. Реестр задуман как федеральный информационный ресурс и позволит правильно позиционировать ряд предприятий, определить их отношение к оборонному сектору. Тем самым мы решаем вопрос, что такое оборонно-промышленный комплекс России.
— И загоняете оборонку в жесткие рамки...
— Нет, оборонка не должна иметь какие-то жесткие границы, функционировать в автономном режиме. По сравнению с периодом десятилетней давности, она имеет другое лицо. Исходя из уровня оборонного заказа в ОПК мы должны планировать решение многих проблем — прежде всего загрузки мощностей предприятий. Устойчивое развитие предприятия и его экономика определяются наличием портфеля заказов. Тут рассчитывать на государственный оборонный заказ как базовый элемент мы не можем, поскольку фактически преобладающими остаются экспорт и выпуск продукции гражданского назначения. Наша главная задача — формирование рынка сбыта, поиск ниш, которые должны занять предприятия ОПК со своей продукцией. Конкурентоспособность продукции наших заводов на внутреннем и внешнем рынках тесно связана с решением проблем по загрузке производства, его эффективности, кадрового обеспечения и менеджмента.
— За счет чего тогда был достигнут рост производства ОПК в 2003 году и какие имеются возможности для его повышения в нынешнем?
— Серьезный вклад внесло военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. Неплохая динамика по продукции гражданского назначения. Принципиально меняется ситуация в отношениях между предприятиями ОПК и естественными монополиями. Это одна из важнейших задач, над которой мы продолжаем работать. Естественные монополии могут закупать больше продукции ОПК. Считаем, что наша промышленность должна соответственно ее возможностям и масштабам позиционироваться на этом рынке.
— Как этого добиться?
— Для этого надо где-то использовать административный ресурс, где-то — экономические рычаги. Справедливости ради надо сказать, что мы не везде соответствуем требованиям заказчика. Но ситуация в оборонке изменилась, и предприятия готовы и вкладывают собственные и заемные средства в развитие тех или иных направлений. Это один из важнейших элементов, которого не было 10 лет назад, когда предприятия ОПК ждали инвестиций из госбюджета. Дальнейший рост производства будет зависеть от того, насколько успешно пойдет техническое перевооружение. Однако ситуация, которая сложилась по этой проблеме, нас не устраивает. Сегодня бюджет обеспечивает порядка 10% от потребного объема инвестиций. Основной объем — это порядка 65—70% — составляют собственные средства предприятий. Для промышленности развитых стран структура инвестиций принципиально иная. Там 70—80% поступает от сторонних инвесторов. В такой ситуации предприятия могут собственные средства вкладывать в развитие: на проведение НИОКР, новых разработок, которые позволяют двигаться вперед, работают «на опережение» потребителя в его взглядах на рынок, на изделия, которые на нем предлагаются.
— Есть какой-нибудь выход?
— Повторюсь, что существующее положение дел с инвестициями нас не удовлетворяет. Это комплексная проблема. Она завязана не только на усилиях, которые предпринимаются самими предприятиями и нашим министерством. Это еще и налоговая политика, и банковская. Ясно одно: кредитная ставка на российском инвестиционном рынке должна подешеветь, иначе возможностей у государства стимулировать развитие промышленности останется крайне мало. Сегодня пороговое значение стоимости кредита определяется ставкой ЦБ. Добавьте всевозможные накрутки. Получается, что стоимость кредита сегодня как минимум в 4-5 раз выше, чем для промышленных проектов на Западе.
— Какая цифра, вы считаете, минимально приемлема?
— Снижение ставки до 12% было бы просто фантастическим решением. А сегодня высокая цена кредита тянет за собой и другие условия, в том числе короткий кредит. Пока «длинные деньги» получить проблематично.
— Не секрет, что в России доля современных образцов вооружения и военной техники мала. Не тормозит ли это развитие оборонно-промышленного комплекса?
— Не стоит недооценивать научно-технический потенциал России. Оборонно-промышленный комплекс — одна из самых высокотехнологичных сфер хозяйства. Она аккумулирует все научно-технические достижения. Входящие в ОПК предприятия создают новые материалы, двигательные установки последнего поколения. Ученые, занятые в отрасли, разрабатывают лазерные и ядерные технологии, стендовая база наших институтов просто уникальна. Нам предстоит перейти от сырьевой хозяйственной системы к экономике инновационного типа. И мы должны успешно реализовать конкурентные преимущества наших производств, не забывая о поддержке прежде всего тех отраслей и предприятий, которые способны идти в авангарде экономического роста.
— То есть вы уверены, что Россия готова поддерживать огромный оборонный комплекс при ряде нерешенных социальных проблем?
— Уверен. Да, бытует мнение, что ОПК — это всегда нагрузка на бюджет, на налогоплательщика. Я позволю себе напомнить вам, что сначала появился танк, потом — трактор. Сначала человечество создало атомную бомбу, а затем появились атомные электростанции. И этот список можно продолжить. Сегодня большинство оборонных технологий и разработок имеют двойное назначение и применяются в других важнейших сферах экономики — на транспорте, в сфере коммуникаций и связи, в топливно-энергетическом комплексе, здравоохранении. Российский ОПК располагает серьезным экспортным потенциалом. Сегодня около 50% ассортимента продукции комплекса поставляется за рубеж. — Но в России значительная часть оборудования морально и физически устаревшая. Неужели при этом можно сохранить конкурентоспособность?
— На перевооружение оборонного комплекса направлены федеральные целевые программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Национальная технологическая база». Они рассчитаны на 2002—2006 годы. Мы являемся государственным заказчиком и координатором работ в рамках этих программ.
— Какова их роль?
— В первую очередь планируется обновить технологический парк отрасли. Для этого создаются интегрированные структуры — холдинги. В них будет сконцентрировано необходимое оборудование. Сразу оговорюсь, что при создании холдинговых компаний мы будем искать решения, которые не приведут к сокращению рабочих мест в регионах и уменьшению доходной части их бюджетов. И в первую очередь, для сохранения уровня налоговых отчислений на местах, надо внести в Налоговый кодекс изменения, оговаривающие особенности налогообложения операций между структурами холдинга. «Национальная технологическая база» нацелена на скорейшее обновление парка оборудования и повышение качества выпускаемой продукции. Она включает блок из 188 так называемых быстрореализуемых проектов. К 2005 году уже не будет технологического отставания отрасли от мирового уровня в электронике, телекоммуникациях и радиотехнике. Кроме того, сейчас закладывается база для производства конкурентоспособной продукции в области авиационной, ракетно-космической и морской техники нового поколения, энергетическом — в том числе ядерном — оборудовании, системах связи и информации, другой наукоемкой продукции. Мы ожидаем, что годовой экономический эффект от внедрения быстрореализуемых проектов составит к 2005 году не менее 1,3 млрд. рублей.
— Как будет финансироваться техническое перевооружение отрасли?
— Мы реально оцениваем состояние оборудования в ОПК и прекрасно понимаем, что без государственных инвестиций в проекты, направленные на решение задач федерального уровня, не обойтись. К проектам, представляющим интерес как для предприятий ОПК, так и для негосударственных структур, планируется привлекать внебюджетные средства. Это касается, например, производства в гражданской авиации и изготовления отечественного импортозамещающего оборудования для топливно-энергетического комплекса. На замену изношенного оборудования планируется направлять около 70% капитальных вложений в ОПК. — Что может стать залогом успешного развития ОПК?
— Консолидация усилий органов власти, управления, предприятий, организаций, деловых кругов и концентрация ресурсов на приоритетных задачах и направлениях. Мы и далее планируем расширять внешний и внутренний рынки продукции гражданского назначения. Технологические возможности передовых предприятий комплекса могут удовлетворить практически любые запросы естественных монополий, включая поставки импортозамещающего оборудования для ТЭК по ценам ниже мировых. Соответствующая работа в этом направлении уже ведется. Подписаны соглашения с Минэнерго и МПС России.
— Александр Николаевич, приближается ваш профессиональный праздник. Что бы вам хотелось сказать в его преддверии?
— Конечно, хочу поздравить всех! Желаю всем читателям журнала, руководителям и специалистам предприятий и организаций, работникам ОПК, всем защитникам России — доброго здоровья, стабильности, успехов и новых свершений в профессиональной деятельности, личного счастья и благополучия! И чтобы все надежды и добрые начинания на будущий год обязательно сбылись
Справка «Бюджета»
Бриндиков Александр Николаевич, родился 10 июня 1953 г. в городе Кричев Могилевской области. В 1978 г. окончил Гомельский государственный университет по специальности «физика»; кандидат технических наук (1989 г.); старший научный сотрудник (1991 г.); лауреат Премии правительства РФ за 1999 г. В течение 26 лет служил в Вооруженных Силах. Прошел путь от младшего научного сотрудника НИИ Минобороны до заместителя председателя Комитета по военно-технической политике Генерального штаба.
В 1999 г. назначен советником заместителя председателя Правительства РФ, а с декабря 2001 г. — первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ; возглавляет направление, связанное с деятельностью оборонно-промышленного комплекса.
Беседовали Анна ЧЕРНЫШОВА и Виталий ТИХИЙ
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2004 г.
— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, об итогах 2003 года. Какие достижения были в ушедшем году у оборонно-промышленного комплекса?
— Министерство промышленности, науки и технологий мониторит состояние ОПК по многим показателям, важнейший из которых — общий объем производства. По предварительным оценкам, в 2003 году его прирост к уровню предыдущего года составил 15,1%. По гражданской продукции — 13,4%. Темпы хорошие. В принципе, они нас удовлетворяют, хотя проблем в ОПК остается много. Ключевые из них — проблемы технического и технологического перевооружения. Еще один важный итог 2003 года — разработан сводный реестр организаций ОПК. Проведен глубокий анализ всех предприятий, которые так или иначе включались в оборонный сектор промышленности России. Из более чем 2000 предприятий в состав реестра вошло 1279. Реестр задуман как федеральный информационный ресурс и позволит правильно позиционировать ряд предприятий, определить их отношение к оборонному сектору. Тем самым мы решаем вопрос, что такое оборонно-промышленный комплекс России.
— И загоняете оборонку в жесткие рамки...
— Нет, оборонка не должна иметь какие-то жесткие границы, функционировать в автономном режиме. По сравнению с периодом десятилетней давности, она имеет другое лицо. Исходя из уровня оборонного заказа в ОПК мы должны планировать решение многих проблем — прежде всего загрузки мощностей предприятий. Устойчивое развитие предприятия и его экономика определяются наличием портфеля заказов. Тут рассчитывать на государственный оборонный заказ как базовый элемент мы не можем, поскольку фактически преобладающими остаются экспорт и выпуск продукции гражданского назначения. Наша главная задача — формирование рынка сбыта, поиск ниш, которые должны занять предприятия ОПК со своей продукцией. Конкурентоспособность продукции наших заводов на внутреннем и внешнем рынках тесно связана с решением проблем по загрузке производства, его эффективности, кадрового обеспечения и менеджмента.
— За счет чего тогда был достигнут рост производства ОПК в 2003 году и какие имеются возможности для его повышения в нынешнем?
— Серьезный вклад внесло военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. Неплохая динамика по продукции гражданского назначения. Принципиально меняется ситуация в отношениях между предприятиями ОПК и естественными монополиями. Это одна из важнейших задач, над которой мы продолжаем работать. Естественные монополии могут закупать больше продукции ОПК. Считаем, что наша промышленность должна соответственно ее возможностям и масштабам позиционироваться на этом рынке.
— Как этого добиться?
— Для этого надо где-то использовать административный ресурс, где-то — экономические рычаги. Справедливости ради надо сказать, что мы не везде соответствуем требованиям заказчика. Но ситуация в оборонке изменилась, и предприятия готовы и вкладывают собственные и заемные средства в развитие тех или иных направлений. Это один из важнейших элементов, которого не было 10 лет назад, когда предприятия ОПК ждали инвестиций из госбюджета. Дальнейший рост производства будет зависеть от того, насколько успешно пойдет техническое перевооружение. Однако ситуация, которая сложилась по этой проблеме, нас не устраивает. Сегодня бюджет обеспечивает порядка 10% от потребного объема инвестиций. Основной объем — это порядка 65—70% — составляют собственные средства предприятий. Для промышленности развитых стран структура инвестиций принципиально иная. Там 70—80% поступает от сторонних инвесторов. В такой ситуации предприятия могут собственные средства вкладывать в развитие: на проведение НИОКР, новых разработок, которые позволяют двигаться вперед, работают «на опережение» потребителя в его взглядах на рынок, на изделия, которые на нем предлагаются.
— Есть какой-нибудь выход?
— Повторюсь, что существующее положение дел с инвестициями нас не удовлетворяет. Это комплексная проблема. Она завязана не только на усилиях, которые предпринимаются самими предприятиями и нашим министерством. Это еще и налоговая политика, и банковская. Ясно одно: кредитная ставка на российском инвестиционном рынке должна подешеветь, иначе возможностей у государства стимулировать развитие промышленности останется крайне мало. Сегодня пороговое значение стоимости кредита определяется ставкой ЦБ. Добавьте всевозможные накрутки. Получается, что стоимость кредита сегодня как минимум в 4-5 раз выше, чем для промышленных проектов на Западе.
— Какая цифра, вы считаете, минимально приемлема?
— Снижение ставки до 12% было бы просто фантастическим решением. А сегодня высокая цена кредита тянет за собой и другие условия, в том числе короткий кредит. Пока «длинные деньги» получить проблематично.
— Не секрет, что в России доля современных образцов вооружения и военной техники мала. Не тормозит ли это развитие оборонно-промышленного комплекса?
— Не стоит недооценивать научно-технический потенциал России. Оборонно-промышленный комплекс — одна из самых высокотехнологичных сфер хозяйства. Она аккумулирует все научно-технические достижения. Входящие в ОПК предприятия создают новые материалы, двигательные установки последнего поколения. Ученые, занятые в отрасли, разрабатывают лазерные и ядерные технологии, стендовая база наших институтов просто уникальна. Нам предстоит перейти от сырьевой хозяйственной системы к экономике инновационного типа. И мы должны успешно реализовать конкурентные преимущества наших производств, не забывая о поддержке прежде всего тех отраслей и предприятий, которые способны идти в авангарде экономического роста.
— То есть вы уверены, что Россия готова поддерживать огромный оборонный комплекс при ряде нерешенных социальных проблем?
— Уверен. Да, бытует мнение, что ОПК — это всегда нагрузка на бюджет, на налогоплательщика. Я позволю себе напомнить вам, что сначала появился танк, потом — трактор. Сначала человечество создало атомную бомбу, а затем появились атомные электростанции. И этот список можно продолжить. Сегодня большинство оборонных технологий и разработок имеют двойное назначение и применяются в других важнейших сферах экономики — на транспорте, в сфере коммуникаций и связи, в топливно-энергетическом комплексе, здравоохранении. Российский ОПК располагает серьезным экспортным потенциалом. Сегодня около 50% ассортимента продукции комплекса поставляется за рубеж. — Но в России значительная часть оборудования морально и физически устаревшая. Неужели при этом можно сохранить конкурентоспособность?
— На перевооружение оборонного комплекса направлены федеральные целевые программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Национальная технологическая база». Они рассчитаны на 2002—2006 годы. Мы являемся государственным заказчиком и координатором работ в рамках этих программ.
— Какова их роль?
— В первую очередь планируется обновить технологический парк отрасли. Для этого создаются интегрированные структуры — холдинги. В них будет сконцентрировано необходимое оборудование. Сразу оговорюсь, что при создании холдинговых компаний мы будем искать решения, которые не приведут к сокращению рабочих мест в регионах и уменьшению доходной части их бюджетов. И в первую очередь, для сохранения уровня налоговых отчислений на местах, надо внести в Налоговый кодекс изменения, оговаривающие особенности налогообложения операций между структурами холдинга. «Национальная технологическая база» нацелена на скорейшее обновление парка оборудования и повышение качества выпускаемой продукции. Она включает блок из 188 так называемых быстрореализуемых проектов. К 2005 году уже не будет технологического отставания отрасли от мирового уровня в электронике, телекоммуникациях и радиотехнике. Кроме того, сейчас закладывается база для производства конкурентоспособной продукции в области авиационной, ракетно-космической и морской техники нового поколения, энергетическом — в том числе ядерном — оборудовании, системах связи и информации, другой наукоемкой продукции. Мы ожидаем, что годовой экономический эффект от внедрения быстрореализуемых проектов составит к 2005 году не менее 1,3 млрд. рублей.
— Как будет финансироваться техническое перевооружение отрасли?
— Мы реально оцениваем состояние оборудования в ОПК и прекрасно понимаем, что без государственных инвестиций в проекты, направленные на решение задач федерального уровня, не обойтись. К проектам, представляющим интерес как для предприятий ОПК, так и для негосударственных структур, планируется привлекать внебюджетные средства. Это касается, например, производства в гражданской авиации и изготовления отечественного импортозамещающего оборудования для топливно-энергетического комплекса. На замену изношенного оборудования планируется направлять около 70% капитальных вложений в ОПК. — Что может стать залогом успешного развития ОПК?
— Консолидация усилий органов власти, управления, предприятий, организаций, деловых кругов и концентрация ресурсов на приоритетных задачах и направлениях. Мы и далее планируем расширять внешний и внутренний рынки продукции гражданского назначения. Технологические возможности передовых предприятий комплекса могут удовлетворить практически любые запросы естественных монополий, включая поставки импортозамещающего оборудования для ТЭК по ценам ниже мировых. Соответствующая работа в этом направлении уже ведется. Подписаны соглашения с Минэнерго и МПС России.
— Александр Николаевич, приближается ваш профессиональный праздник. Что бы вам хотелось сказать в его преддверии?
— Конечно, хочу поздравить всех! Желаю всем читателям журнала, руководителям и специалистам предприятий и организаций, работникам ОПК, всем защитникам России — доброго здоровья, стабильности, успехов и новых свершений в профессиональной деятельности, личного счастья и благополучия! И чтобы все надежды и добрые начинания на будущий год обязательно сбылись
Справка «Бюджета»
Бриндиков Александр Николаевич, родился 10 июня 1953 г. в городе Кричев Могилевской области. В 1978 г. окончил Гомельский государственный университет по специальности «физика»; кандидат технических наук (1989 г.); старший научный сотрудник (1991 г.); лауреат Премии правительства РФ за 1999 г. В течение 26 лет служил в Вооруженных Силах. Прошел путь от младшего научного сотрудника НИИ Минобороны до заместителя председателя Комитета по военно-технической политике Генерального штаба.
В 1999 г. назначен советником заместителя председателя Правительства РФ, а с декабря 2001 г. — первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ; возглавляет направление, связанное с деятельностью оборонно-промышленного комплекса.
Беседовали Анна ЧЕРНЫШОВА и Виталий ТИХИЙ